Отпартизанили

23 января стартовал судебный процесс по делу «приморских партизан»

В 2009 году приморцы Александр Ковтун, Андрей Сухорад, Вадим Ковтун, Александр Сладких, Владимир Илютиков, Александр Никитин на территории своего компактного проживания в Кировском районе края организовали банду, несколько месяцев терроризировавшую все Приморье.

23 января стартовал судебный процесс по делу «приморских партизан»

По следам «боевой славы»

За убийство нескольких полицейских этих молодчиков с легкой руки некоторых журналистов окрестили «приморскими партизанами», однако мотивы большинства преступлений бандитов были далеки от патриотических и «мироспасительных», как это пытались (и до сих пор пытаются) представить некоторые «пр-р-р-р-равозащитные» СМИ. Никакой борьбой с коррумпированной милицией в банде не пахло. Как рассказывают земляки преступников, курнув перед делом конопельки или выпив много водки, обдолбанные бездельники легко шли на обыкновенный разбой, грабеж и убийства. А стражи правопорядка попали под их прицел, так как носили при себе оружие -«стволы», которые «реальные пацаны» планировали для будущего «большого дела».

Этого самого оружия за время существования банды кировские молодчики накопили целый арсенал. Хранился он в лесу в нескольких тайниках. Одна беда: идти на большой куш с обрезами по понятиям доморощенных гангстеров было не солидно. Банда нуждалась в автоматах и пистолетах.

Кстати, как установило следствие, свое первое преступление «партизаны» совершили еще в сентябре 2009 года в районе кладбища в окрестностях поселка Кировского. Тогда отморозки из охотничьих ружей убили четверых земляков, чтобы забрать у убитых наркотики, а их автомобиль сожгли.

В феврале 2010 года на улице Давыдова во Владивостоке дерзкие злоумышленники совершили вооруженное нападение на сотрудников милиции с целью завладения табельным оружием. Убив одного милиционера, они похитили оружие, удостоверение и деньги. Укрыть преступление, как полагает следствие, им помог местный житель.

А весной 2010 года злоумышленники с пистолетом ПМ совершили несколько дерзких краж и разбойных нападений. Похищали автомобили, деньги, охотничье оружие, одежду и обувь.

Так, 27 мая 2010 года бандиты убили милиционера Алексея Карася в селе Ракитном, чтобы завладеть его оружием и боеприпасами. Характерно, что убивали они спящего скопом, нанеся ему несколько десятков ножевых ранений, – чем не крещение банды общей кровью и смертью.

29 мая 2010 года на трассе «Спасск-Дальний – Варфоломеевка» бандитами было совершено вооруженное нападение на сотрудников ГИБДД.

Развязка наступила 11 июня 2010 года, когда сотрудники правоохранительных органов накрыли банду «приморских партизан» в Уссурийске, в снятой ими квартире дома по улице Тимирязева. Во время спецоперации по задержанию злоумышленники оказали вооруженное сопротивление и ранили двух сотрудников милиции. Тогда же, во время задержания, двое участников банды - Андрей Сухорада и Александр Сладких - покончили жизнь самоубийством.

Нелегкое начало

В настоящее время шестеро обвиняемых находятся под стражей во Владивостоке. Большинство из них лишь частично признают свою вину в инкриминируемых им преступлениях.

А инкриминируется следственными органами СК РФ по Приморскому краю «приморским партизанам», в зависимости от роли каждого, обвинение в бандитизме (ст. 209 УК РФ), незаконном приобретении, хранении, ношении оружия (ст. 222 УК РФ), в трех эпизодах убийства (ст. 105 УК РФ), в четырех разбоях (ст. 162 УК РФ), похищении документов (ст. 323 УК РФ), умышленном уничтожении чужого имущества (ст. 167 УК РФ), в трех эпизодах посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ), хищении оружия (ст. 226 УК РФ), девяти кражах (ст. 158 УК РФ), угоне автотранспорта (ст. 166 УК РФ) и попытке побега из мест лишения свободы (ст. 313 УК РФ). Всего следствием установлено около 30 эпизодов преступной деятельности банды.

На расследование столь значимого и значительного уголовного дела потребовалось два года, за это время было проведено более 100 судебных экспертиз. Дела банды описаны в 50 томах непосредственно самого дела и в 10 томах обвинительного заключения. Чтобы изучить все материалы, обвиняемым потребовалось почти 8 месяцев.

Впрочем, в июле 2012 года этих самых томов немного поубавилось – прямо из здания Приморского краевого суда во Владивостоке три тома уголовного дела были похищены. Утраченную информацию следствию удалось восстановить, однако виновные до сих пор не найдены.

Непросто обстояли дела и с формированием коллегии присяжных – несколько раз сделать это не получалось: не набиралось нужное число желающих вершить судьбы «приморских партизан». И вот наконец-то 15 января 2013 года состав коллегии был полностью утвержден – в ее состав вошли 22 основных присяжных заседателя и 10 запасных, большая часть из которых – женщины.

Пока суд да дело…

Во время первого заседания суда, 23 января 2013 года, всем участникам и «зрителям» процесса (напомним, слушания проходят в открытом режиме, и посетить их теоретически может любой желающий) было озвучено, что проходить они будут еженедельно - каждые среду, четверг и пятницу. С 20 марта по 10 апреля и с 21 августа по 10 сентября в процессе будут сделаны перерывы. Не будет заседаний и в каждую последнюю пятницу месяца.

Кроме того, всех присутствующих предупредили: во время заседания запрещены фото- и видеосъемка, но разрешена аудиозапись.

На первое заседание одна из основных присяжных заседателей - Гавриленко (№ 8) - не явилась по неизвестной причине. Она была заменена на № 13 из запасных. Гавриленко должна будет выплатить штраф в размере 2,5 тысячи рублей.

Кроме того, подсудимый Алексей Никитин и его адвокат ходатайствовали о предоставлении дополнительного защитника, но им было отказано.

На первом заседании выступил представитель государственного обвинения, перечислив все, что инкриминируется «приморским партизанам». Затем на заседании по очереди выступили адвокаты всех шести подсудимых - Алексея Никитина, Александра Ковтуна, Владимира Илютикова, Максима Кириллова, Романа Савченко, Вадима Ковтуна. Адвокаты подчеркнули, что их подзащитные признают себя виновными только частично; видимо, в ходе процесса самыми виноватыми разбойниками по традиции окажутся мертвые…

31 января, на втором заседании, сторона защиты «разродилась» первой сенсацией – адвокат Алексея Никитина заявила, что к исчезновению трех томов уголовного дела могут быть причастны журналисты программы «Честный детектив» телеканала «Россия».

В ходе первых судебных заседаний рассматривался один из 30 эпизодов дела – убийство кировскими подельниками земляков Виктора Наумова, Дмитрия Макаренко, Владимира Пономаренко и Алексея Соловьева. Известно, что эти четверо были, вероятно, связаны с наркодельцами и «партизаны» убили всех четверых на конопляном поле, которое охраняли погибшие, присвоив наркотические средства.

Была допрошена потерпевшая - вдова Виктора Наумова Оксана. Она рассказала об обстоятельствах исчезновения, о поиске и получении информации о муже. По словам Оксаны Наумовой, 27 сентября 2009 года муж отвез ее, находившуюся на последнем месяце беременности, и двоих детей в больницу, так как у младшего ребенка была пневмония. Затем отвез старшего ребенка к бабушке, предварительно пообещав жене вернуться через несколько часов. Но не вернулся. По данным Наумовой, у ее погибшего мужа при себе могло быть около полумиллиона рублей. Виктор Наумов, мол, всегда носил с собой деньги от продажи автомобиля для покупки жилья и приобретения товаров для магазина, который был у него.

Затем сторона обвинения представила фото- и видеоматериалы, относящиеся к протоколу осмотра места происшествия. У сестры Виктора Наумова Валентины Грицай не выдержали нервы, она покинула зал заседаний. Следом за ней заплакала и вдова Виктора Наумова Оксана. А пока женщины пытались успокоиться, адвокаты требовали от них не оказывать своими слезами влияния на присяжных.

В ходе заседания обвиняемые Александр Ковтун и Алексей Никитин заявили: их пытали и били, добывая признательные показания, - например, душили с помощью одетого на голову полиэтиленового пакета.

6 февраля заседание в Приморском краевом суде началось с обращения судьи к представителям СМИ: можно освещать только то, что происходит в зале в присутствии присяжных заседателей. И допрошен свидетель - оперуполномоченный по особо важным делам отдела преступлений против личности управления уголовного розыска УМВД России по Приморскому краю, который получил явку с повинной «приморского партизана» Алексея Никитина.

Никитин же заявил, что текст явки с повинной писал не он, а подпись была «выбита». «Я клянусь своим ребенком, что вы пытали меня пакетом», - заявил он свидетелю.

Во время демонстрации видеозаписей подсудимый Вадим Ковтун обратился с ходатайством к суду: присяжных на время удалить из зала, так как в записи есть реплики, касающиеся православия.

Присяжным также было представлено оружие: автомат Калашникова и винтовка ТОЗ-8, из которых, по версии обвинения, было совершено убийство Виктора Наумова, Дмитрия Макаренко, Владимира Пономаренко и Алексея Соловьева.

Прокурор рассказывает про фото-, аудио- и видеоматериалы, обнаруженные на электронных носителях у «приморских партизан». Упоминаются, в том числе, «песни националистического характера», свастика и прочее.

21 февраля был изменен порядок представления доказательств обвинением – судья Дмитрий Грищенко заявил: гособвинитель не должен заранее оглашать, какие доказательства он собирается предъявлять в присутствии присяжных. Он может предъявлять те доказательства, которые считает нужными, а адвокаты могут заявлять ходатайства о признании доказательств недопустимыми...

Также на заседании двое подсудимых сделали заявления по поводу фотоснимков, которые были продемонстрированы суду: мол, пора сажать в тюрьму следствие…

Вадим Ковтун: «Вам были продемонстрированы фотографии, на которых я изображен. Они были сделаны на дне рождения моего родного брата Александра Ковтуна. Там сфотографированы друзья моего родного брата и, собственно, я».

Алексей Никитин был еще категоричнее: «Прошу возбудить уголовное дело в отношении следователя и прокурора, которые представили суду фото из моей личной жизни. Фотографии не относятся к материалам дела и сделаны за два-три года до момента событий, рассматриваемых в суде».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру