Окно в Азию

О слабых и сильных сторонах Дальнего Востока России

Ведущий российский эксперт по вопросам промышленной политики Петр Щедровицкий выступил в Приморье с циклом лекций. Организатором мероприятий стал Тихоокеанский институт регионального развития.

О слабых и сильных сторонах Дальнего Востока России

Тема нынешних лекций – «Азиатский вектор России: Дальний Восток перед лицом трех промышленных революций» - актуальна как никогда. В то же самое время примерно о том же самом говорил главы государств Азиатско-Тихоокеанского региона на саммите АТЭС. На вопрос, совпадение ли это, сам Щедровицкий загадочно улыбается. И говорит, что совпадение – это лишь непознанная закономерность.

На саммите АТЭС, говорит Щедровицкий, он был в необычной для себя роли – молчаливого слушателя. Впечатления от встреч и дискуссий самые хорошие. Но тут же подчеркивает, что ждать моментальной отдачи от форума не стоит – мельничные жернова большой политики вращаются не быстро.

Про реалии рынка

Петр Щедровицкий признает, что за последние десятилетия регион преобразился до неузнаваемости. До последнего времени из-за низкой стоимости рабочей силы регион рассматривался исключительно в качестве производственной площадки для европейских и американских компаний. Щедровицкий считает, что необходимо забыть это предубеждение, ведь еще в конце прошлого десятилетия большинство стран Юго-Восточной Азии смогли перейти от исключительно производственного аутсорсинга к рынку высокотехнологических товаров и услуг.

Не стоит забывать и тот факт, что урбанизация региона идет опережающими темпами. Петр Щедровицкий приводит следующий показательный факт - за десятилетие число городского населения в регионе выросло с 33 до 48 процентов. Это явственный показатель перехода к высокоиндустриальной специализации региона.

Но уровень урбанизации еще не достиг показателя развитых стран. Это означает, что запас роста есть, и он огромен.

Растет и число людей, которых можно отнести к среднему классу. Здесь, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, этот процесс идет ускоренными темпами: люди начинают получать более высокую зарплату, как следствие, у них меняется структура потребления. Востребованными оказываются товары совсем другого класса. В этом смысле они, говорит Петр Щедровицкий, - движущая сила экономического развития и перехода от экономики прошлого к моделям будущего.

Пётр Щедровицкий

Инвестиции в науку

Азия к тому же давно стала лидером по объемам инвестиций в науку. По словам Щедровицкого, в регионе уже появились высокотехнологичные компании, есть и стратегии выхода на соответствующие рынки. По объемам экспорта высокотехнологичных товаров и услуг экспорт Китая уже превзошел аналогичный показатель США и Европейского союза.

Мало кто знает, что некогда отсталый Китай сейчас лидирует по числу выпускников вузов, получивших естественно-научное и инженерное образование. По этому показателю он опережает США почти в два раза, а страны Европейского союза – в семь с лишним раз. И это при том, что Китай продолжает скупать «мозги» по всему миру. В результате, признает Петр Щедровицкий, в ряде областей науки Китаю уже нет равных.

Инфраструктура

Эксперт говорит о том, что ключевой темой саммита АТЭС-2012 было обсуждение отставания роста инфраструктур от темпов социально-экономического развития. Азия растет, несмотря на кризис. Темпы замедлились, но рост продолжается. А инфраструктура осталась из середины ХХ века. К примеру, из-за несовершенства транспортной инфраструктуры и систем управления 10–15 процентов продовольствия теряется при транспортировке. Рано или поздно и коммерческие компании, и правительства тех стран, где ощущается нехватка продовольствия,  предпримут все усилия, чтобы модернизировать инфраструктуру, привести ее в соответствие с современными требованиями.

Щедровицкий замечает, что закладывать пути решения этой проблемы необходимо было еще 20–25 лет назад. В этой связи эксперта радует позиция Китая, который уже сейчас строит города будущего, города с совершенно иной, новой инфраструктурой.

- Есть пока, правда, в виде 300-тысячной демоверсии экогород, есть город, полностью заточенный под информационные технологии, и пр. Да, в проекте индустриализации Китай пока  в роли догоняющего. Но закладывает в модель индустриализации самые современные прототипы, - утверждает Петр Щедровицкий.

Про «окно в Азию»

Сегодня для России это уже третья попытка найти себя и встроиться в мощнейшие процессы социально-экономического развития в АТР. Сам Щедровицкий не исключает, что нынешняя попытка может стать последней.

Первая, крайне неудачная закончилась Русско-японской войной 1905 года. Вторая попытка интеграции СССР и Китая случилась после Второй мировой вой-
ны. И если бы не амбиции Сталина и Мао Цзэдуна, уже тогда ощущавших себя властителями половины мира, политическая и экономическая интеграция привели бы к тому, что развитие наших стран пошло бы совсем другим путем.

Третья попытка во многом вынужденная. Из Европы и США экономический и политический центр мира перемещается в Азию. Игнорировать этот никак не получится. И теперь рубить окно в Азию уже просто необходимо.

Про отсталость

Петр Щедровицкий утверждает, что отсталость российского Дальнего Востока видна невооруженным глазом. Приходится констатировать несоответствие процессов, происходящих на Дальнем Востоке, тому, что происходит в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

- К примеру, одной из ключевых проблем, я уверен, является то, что здесь нет ни одного мегаполиса. Вы называете это оттоком населения. Но давайте будем честными – люди хотят иметь современную среду обитания. Кто мешает проводить градостроительную политику с запасом, прогнозировать хотя бы на 15–20 лет? – интересуется он.

Все программы, запущенные на Дальнем Востоке за последние 10 лет, не показали своей эффективности. Как и 20, и 15 лет назад, нынешние цели переписываются из программы в программу – это и формирование транспортных коридоров,  и расширение внешнеэкономического сотрудничества, и многое другое, модернизация основных отраслей.

Тот факт, что в течение вот уже 20 лет мы формулируем одни и те же цели, но не можем найти управленческих решений для их реализации, наталкивает на вполне конкретные размышления.

Программа, которую внесли в правительство в нынешнем году, в этом смысле ничем не отличается от предыдущих. По сути, она повторяет все проекты-долгострои еще советской эпохи.

Про вызовы времени

- Так уж исторически сложилось, - замечает эксперт, - что Дальний Восток России ориентирован исключительно на европейский центр экономической активности, мы  в основном включены в европейскую систему интеграции. На дальневосточных территориях нет достаточного количества людей и транспортных потоков. У нас практически нет участия в азиатско-тихоокеанской системе разделения труда. Темпы развития Дальнего Востока отстают от среднероссийских и мировых. Но важно отвечать на вызовы времени.

 Прямо сейчас у России только один путь – стать поставщиком сырья для стран Юго-Восточной Азии. Ничем иным в мире мы полезны быть не можем, никакого иного места для нас нет. В этом нет ничего страшного или зазорного.

Но и эту роль необходимо еще завоевать – торговать нефтью, газом и полезными ископаемыми со странами Азиатско-Тихоокеанского региона хотят многие. Это и Казахстан, и Туркмения, и Австралия. Особняком стоят страны Африки – здесь издержки производства меньше, чем в нашей стране.

Но сырьевые активы не вечны. И уже сейчас надо думать о новых инновационных и креативных идеях, с которыми Россию примут в международную систему разделения труда.

Про кризис

Напрасно думать, что мировой экономический кризис мы уже успешно преодолели.

- Десять лет назад, - утверждает Щедровицкий, - я прописал сценарий мирового экономического кризиса. С тех пор ни одной цифры не поменял – пока все так и есть.

 Сейчас мы еще в самом начале кризиса. Мир уже никогда не станет таким, каким он был 20, 30 лет назад. Нынешний мировой экономический кризис закончится только к 2035 году. Но человечество, выйдя из него, тут же окажется в очередном кризисе. Правда, в принципиально новом – кризисе перепроизводства инновационных идей. Ментальные способности людей будут отставать от возможности освоения новых технологий. Рынок уже даст продукт практически для всего. Решения  будут нащупаны и даже технологически сделаны. Только люди будут неспособны их освоить.

- Но, с другой стороны, те, кому сейчас 20 лет, - говорит Петр Щедровицкий, - будут жить в очень интересную эпоху.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру