Что происходит в «РИМСКОм» королевстве

Похоже, что в ЗАО «РИМСКО» выяснять отношения со своими работниками в судах различных инстанций становится традицией

Уже три года, как бывший сотрудник ЗАО «РИМСКО» электромеханик с танкера «Лукоморье» Виктор Васильевич Кухарский в судах различных инстанций требует у компании вернуть ему честное имя и честно заработанные им в море деньги.

Похоже, что в ЗАО «РИМСКО» выяснять отношения со своими работниками в судах различных инстанций становится традицией

Три года тому назад широкую известность получил конфликт администрации ЗАО «РИМСКО» с одним из своих бывших работников, судовым механиком Николаем Фесенко. Этот моряк несколько лет потратил на то, чтобы бывший работодатель выплатил ему заработную плату в размере двух тысяч долларов.

Судебные и уголовные дела, угрозы, давление – через все это пришлось пройти моряку. В подобной же ситуации выяснял свои трудовые отношения с этой компанией и другой ее бывший работник - суперинтендант Андрей Гопаненко. 

Спасибо, что живой

Как и все его собратья по несчастью, вернувшись из рейса, Виктор Кухарский с удивлением обнаружил, что за те полгода, что он провел в море, компанией-работодателем  на его валютный и рублевые счета не было перечислено ни копейки. Естественно, человек начал задавать вопросы.

- Меня клятвенно заверили в том, что деньги в ближайшее время будут выплачены. Уговорили сходить в еще один рейс. Дескать, нет замены, да и не мог я бросить пароход. Честно, была надежда на то, что люди, с которыми я отработал почти 10 лет,  выполнят свои обязательства.

Списавшись с судна, после рейса, в январе 2010-го, Виктор Кухарский  получил на рублевый счет две суммы – 41 631 и 7632 рубля в банке «Приморье». На валютный счет в Сбербанке почти в это же время ему «упало» 500 долларов. Моряк со спокойной совестью уходит в заслуженный отпуск, надеясь, что за время отдыха после рейса он получит остаток зарплаты, заработанной за восемь месяцев.

Работая в компании «РИМСКО» с 2000 года, электромеханик Кухарский свято верил, и до 2009 года эта вера подкреплялась материально, в то, что его тяжкий моряцкий труд оплачивается в сумме 1800 долларов США ежемесячно. При такой зарплате становится понятно, что и 500 долларов, и 50 тысяч рублей, переведенные ему перед отпуском, - это капля в море из тех денег, которые он должен получить. А нехорошие слухи о том, что в компании с выплатами морякам уже давно не так хорошо, как было раньше, не давали уверенности мореходу в завтрашнем дне. Обеспокоенный отсутствием денег на счетах, Виктор Кухарский начал ежедневно навещать бухгалтерию ЗАО «РИМСКО», задавая один и тот же занудный вопрос: «Где мои деньги?». 

Технология борьбы

В нелегком процессе выбивания долгов по зарплате юристы и психологи отмечают три типа поведения людей. Есть те, кто пытается урегулировать вопрос путем переговоров и шантажа. От радикального «в моей смерти прошу винить»… До трагического - так поступают в основном женщины, обещая бросить в кабинете у работодателя своего голодного ребенка.

Вторая категория - это те, кто плюет в сторону должника и находит себе работу. Правда, на сегодняшний день таких граждан все меньше.
Третья категория в нашей стране - из разряда геморройных. Они знают свои права и за  защитой отправляются к прокурору, в суды и полицию, Гострудинспекцию и налоговую.

Электромеханик Виктор Кухарский в процессе хождения по мукам финансовым перешел из категории «переговорщиков» в категорию «геморройных». Взял да и написал заявление в Транспортную прокуратуру Приморского края о том, что ему свыше двух месяцев не выплачивалась заработная плата. А это деяние попадает под действие ст. 145.1 УК РФ.

По окончании отпуска Виктор Кухарский обратился в администрацию ЗАО «РИМСКО» с заявлением о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы с последующим увольнением. Чуть позже он получил письмо от начальника отдела кадров компании, из которого узнал об объявленном выговоре и что уволен за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей.

Спасибо, что не должен

Понятно, что у судоходства в России сейчас давно уже не лучшие времена. И налоги неподъемные, и суда старые, и фискальных органов на эту отрасль - мама не горюй. Опять же коррупция и тьма взяточников. И все это на фоне мирового финансового кризиса. Очень даже может быть, что в «РИМСКО» в последние годы после череды крупных скандалов финансовые дела идут не так хорошо, как раньше.

Однако закон не считает экономический кризис стихийным бедствием, войной или иным форс-мажором, позволяющим отступить от утвержденных норм трудового права. В Транспортной прокуратуре, Следственном комитете, Гострудинспекции буквально в голос говорят о том, что жалобы на компанию «РИМСКО» в последние годы возросли в разы и практически все они касаются незаконного увольнения и невыплаты заработной платы.

Ну и кто в этом закритическом росте числа жалоб виноват? И что делать дальше? За всю судоходную отрасль говорить не беремся, но, видимо, что-то не так в «РИМСКОм» королевстве.

В поисках правосудия

Смысла описывать все мытарства Виктора Кухарского по кабинетам органов государственной власти нет никакого. Все и так понимают, что дело это не просто долгое – оно нудное, требует определенных нервных затрат, на которые идет не каждый. Кухарский пустился во все тяжкие. И дошел со своими проблемами до российского правосудия.

На одном из судебных заседаний моряка восстановили на работе, признав факт увольнения незаконным. Однако вопрос о том, должно ли ЗАО «РИМСКО» выплатить моряку заработную плату в иностранной валюте, не решен до сих пор.

В суде сотрудники администрации «РИМСКО», предупрежденные об ответственности за дачу ложных показаний, утверждали, что никаких выплат иностранными деньгами электромеханик, отработавший на танкерах «РИМСКО» почти 10 лет, никогда и никоим образом не получал. А тот факт, что с октября 2000 года на его счет в Сбербанке периодически поступали денежные средства от никому не известной  компании CLOUDFREE SHIPMANAGEMENT LTD,  – так это какие-то прошлые долги этой неведомой иностранной компании перед моряком.

По версии представителей ответчика ЗАО «РИМСКО» в суде, зарплата у электромеханика в море при открытой границе - 5100 рублей.  То есть, отработав в море, со всеми накрутками и вычетами налоговыми, пенсионными и прочими он должен получить ну никак не более восьми тысяч рублей. Возникает вопрос: кто же, простите, лжет в суде? Моряки или представители администрации «РИМСКО»?

Если вернуться к делу бывшего суперинтенданта Андрея Гапоненко. Тогда сотрудники компании утверждали, что суперинтендант у них никак не может получать больше четырех тысяч рублей. Судья не повелся на эту красивую сумму и обязал выплатить Гапоненко всю задержанную заработную плату из расчета  900 долларов в месяц. Но в деле Гапоненко был другой судья. Видимо, не сильно доверчивый к речам представителей ЗАО «РИМСКО».

А вот в деле Виктора Кухарского судья поверила, что моряку в море платят, как простой уборщице на берегу. И это несмотря на то, что есть свидетельские показания матроса Поповича с того же танкера «Лукоморье», который в суде утверждал, что его зарплата на танкере состояла из двух частей: рублевой и валютной. Соответственно, 1000 долларов США и 5 тысяч рублей ежемесячно.

Там же свидетели  Коваленко и Орлюк признались, что подписывали контракты, по которым им полагались выплаты в рублевых и валютных эквивалентах. Ни для кого на судне не являлось секретом, что зарплата у Виктора Васильевича была 1800 американских рублей в месяц. А известно это было из штатного расписания, находящегося на борту. По рублевому счету моряки деньги получали в банке «Приморье», а валютные начисления – в Сбербанке.

- Мы не всегда получали доллары через банк, - объясняет Виктор Васильевич. - Чаще получали кэшем у капитана. У него и расписывались в ведомостях.
Что это за толстое обстоятельство в постоянных делах по трудовым спорам в компании «РИМСКО»? Неужели двойная бухгалтерия? Или еще хуже – кто-то неведомый выводил таким образом деньги за рубеж?

Никак не могла известная компания, работающая по всему миру на судах под российским флагом, выводить какие-то деньги в оффшоры?! И почему (а собственно, действительно -  почему?) все обращения по невыплатам компанией зарплат разрознены, разобщены, а не объединены в одно? Хотя бы для того, чтобы установить истину в последней, судебной, инстанции.

Заграница нам поможет

Найти тех, кому недоплатили или не заплатили именно в этой компании, не так уж и сложно. Форумов с недовольными «римскими» моряками – пруд пруди. Люди, не скрываясь за никами, обмениваются контактами, советуются, как и где найти управу на неплательщика. К примеру, Антон Берсенев в ЗАО «РИМСКО» впервые вышел в море третьим помощником капитана на «Профессоре Меграбове».

- Отработал два контракта в море. Задержка с деньгами была просто хроническая. В Китае после ремонта мы уже должны были выйти в море, вызвал меня к себе капитан. Отдал все личные дела экипажа и сказал, что в море он не идет. Списывается и улетает в Россию. Новому я отдал три личных дела - именно столько человек готовы были выйти в море. Чуть позже на судне появился сам Фазил Алиев. Разговор начался с оскорблений. У меня президент затребовал диплом, чтобы сделать в нем прокол-отметку, которая мне, только начавшему работать, может грозить лишением диплома. Я не отдал. В общем, целый день продолжался этот концерт с угрозами, уговорами, обещаниями. В итоге нас уговорили прийти во Владивосток, где Фазил Забидович всеми святыми поклялся, что с нами рассчитается. А надо было из Китая требовать свое заработанное. Ведь мне компания так и осталась должна 130 тысяч рублей. Получается, что я ему, как своей невесте на подарки, оставил эту сумму. И таких недополучателей, как я, сотни.

Собственно, история, подобная «римской», случилась с Арктическим морским пароходством. Массовые обращения сотрудников этой компании привели к ее банкротству, и все долги по зарплате сотрудникам были выплачены.

– Нет же, – сообщил информированный товарищ, пожелавший остаться пока неизвестным, – там восставшие моряки остались на территории Китая. И в дело пришлось вмешиваться лично президенту Медведеву. В Транспортной прокуратуре выделили отдельного сотрудника, который специально занимался только жалобами сотрудников Арктического пароходства. Их собралось 335. Все эти жалобы объединили в одно дело, и был результат. А моряки «РИМСКО» ищут правду на территории России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру