В 2003 году в центре внимания были «оборотни в погонах», а в 2007-м – национальные проекты. В 2011-м пиарщики партии власти решили сосредоточиться на бюджетной политике, очевидно, решив, что с терроризмом, коррупцией и бардаком в сфере здравоохранения и образования уже покончено…
Для привлечения дополнительного внимания к созданному недавно Общероссийскому народному фронту (ОНФ) в регионах России был запущен проект под названием «Народный бюджет». Он предполагает, что в подготовке бюджетов разного уровня – от федерального до муниципального – смогут поучаствовать и общественные организации, и профсоюзные объединения, и отдельные граждане. Правда, с одной оговоркой – все предложенные ими инициативы должны пройти сквозь сито территориальных комиссий проекта «Народный бюджет». Войдут в эти комиссии представители исполнительной власти на местах и местных дум, а также представители организаций, которые вошли в ОНФ. Читай – присоединились к предвыборной коалиции «Единой России».
Рабочая группа и экспертный совет, которые займутся подготовкой «Народного бюджета», созданы и на краевом уровне. В эти органы включены вице-губернаторы, руководители департаментов краевой администрации, депутаты Законодательного Собрания – то есть все те, от кого напрямую зависит формирование и утверждение «обычного» бюджета. На недавнем совещании, посвященном работе над проектом «Народный бюджет», вышеупомянутые чиновники бодро рапортовали о социально значимых проектах, которые планируется профинансировать из краевой казны в ближайшие годы – разумеется, «по многочисленным просьбам трудящихся». Непонятно только, что мешало услышать эти просьбы и сделать главный финансовый документ края «народным» гораздо раньше?
Поскольку проект «Народный бюджет» ни с того ни с сего стартовал аккурат за пять месяцев до выборов в Государственную думу и Законодательное Собрание Приморья, у представителей оппозиции возникли вполне обоснованные подозрения в том, что привлечение общества к формированию бюджета – не более чем предвыборный пиар-ход «Единой России».
– Думаю, всем понятно, что обсуждение бюджета под эгидой «Народного фронта» – предвыборный пиар-ход «единороссов», – считает Константин Межонов, лидер приморского регионального отделения партии «Справедливая Россия». – Начнем с того, что финансовая политика территории немыслима без обязательных платежей. Это расходы на заработную плату, разного рода социальные отчисления и прочее. Реальность же такова, что даже на эти вещи денег в бюджетах городов и сел Приморья катастрофически не хватает! И пусть пенсионерка Марья Ивановна напишет хоть гору писем в «Народный фронт» о том, что в ее селе нужно отремонтировать развалившийся клуб или починить дорогу, я больше чем уверен, что дальше предвыборных обещаний дело не пойдет! Потому что для начала бюджет нужно наполнить. Чего и добивается не первый год партия «Справедливая Россия». Где взять деньги – хорошо известно. Олигархов нужно заставить делиться своими доходами! Мы требуем ввести прогрессивную шкалу налогообложения, как это делается во всем мире.
Почему у нас до сих пор нет налога на роскошь? О какой борьбе с коррупцией может идти речь, если у нас закон не предусматривает конфискацию имущества воров-чиновников? За примером далеко ходить не надо. Вон, выставлен на продажу коттедж бывшего вице-губернатора Шишкина, погоревшего на взятке в миллион рублей. Цена загородного домика чиновника – не один миллион долларов. Вот если бы конфисковать это имущество и обсудить с народом, на что пустить ЭТИ деньги, совсем другое дело было бы! Разговор получился бы предметный, а так – очередной предвыборный «медвежий треп», простите за выражение.
– «Народный бюджет» – это, пожалуй, самая популистская инициатива «ЕР» за последнее время, – считает депутат бюджетного комитета ЗС ПК, коммунист Владимир Беспалов. – Я долгое время работал в системе исполнительной власти и знаю, как верстается бюджет. Сначала делается прогноз социально-экономического развития территории, затем выясняется размер ожидаемых дотаций из федерального бюджета и налоговых поступлений. И лишь потом определяется, на что и в каком объеме будут потрачены полученные доходы. В случае с «Народным бюджетом» все с точностью до наоборот: расходы планируются без понимания того, какими будут доходы в 2012 году. К тому же каждая организация, которая внесет свои предложения по расходам краевой казны, будет тянуть одеяло на себя. В результате мы опять получим несбалансированный бюджет. Да, какие-то из предложений будут учтены, но лишь в тех сферах, где сложилась критическая ситуация. И все это будет обставлено как забота «партии власти» о гражданах.
Здесь не лишним будет вспомнить о том, как формировался бюджет Приморья в последние годы. На финансирование АТЭСовских проектов уходило до 40 процентов всех получаемых доходов, в то время как объем финансирования, к примеру, программы поддержки сельхозпроизводства не менялся три года подряд. Хотя ГСМ и запчасти для сельхозтехники значительно выросли в цене, равно как и тарифы на тепло и электроэнергию. Многочисленные обращения депутатов с просьбой увеличить финансирование того или иного направления, как правило, умирают в разного рода согласительных комиссиях. И даже деньги на исполнение наказов избирателей (по сути, тот же «Народный бюджет») с каждым годом депутатам ЗС ПК получить все труднее.
Более того, изначально заложенный в краевом бюджете лимит финансирования наказов в течение года может быть уменьшен, как это произошло на последней сессии Законодательного Собрания. Так что иллюзий у избирателей быть не должно – даже самый «народный» бюджет благодаря лояльности депутатского корпуса легко можно будет подвергнуть секвестру.
Впрочем, насколько народным окажется краевой бюджет-2012, станет очевидно лишь в следующем году, когда улягутся предвыборные страсти. Пока же избирателей поставили в положение, при котором они должны просить у государства исполнить возложенные на него социальные обязанности.