А вот тут и ждала их та самая изнаночная сторона жизни, с которой обычно сталкиваешься по закону бутерброда тогда, когда меньше всего ожидаешь. Ибо большая часть туристов вместо обычных часа-двух, затраченных на погранично-таможенные процедуры, проторчала «у колючки» от пяти до десяти часов. И некоторые из них, между прочим, так и не смогли миновать суровые кордоны российских рыцарей КСП и зеленых фуражек, в итоге – вернулись во Владивосток, сутки проведя в автобусе. Съездили, называется, отдохнуть.
Интересно, что поначалу бравые военные в зеленой форме комментариев по этому поводу никаких не давали. Разве что подчеркивали, что инцидент с возвращением автобусов во Владивосток случился в Пограничном, а на остальных пунктах пропуска, дескать, все было чинно-благородно.
Но нынешнее время тем и печально для разного рода ревнителей чести мундира, что выход в информационное сообщество есть у всех. И вот что пишут только на одном (!) владивостокском форуме (цитаты не подвергались редактированию и правке).
«Девочки только вернулась с Хуньчуня, ездила на праздники. Что творилось на границе жуть, стояли с 12.30 и в Китай приехали в 21.00(наше время) - 18.00 Китай. Впереди нас было более 10 автобусов, люди были злые, уставшие, голодные. Перекрывали дорогу другим автобусам пытавшимся пройти границу без очереди (очередь живая). Пока не поскандалили, вызвав начальника таможни Краскино, очередь двинулась быстрее».
«Вести с полей… два с половиной часа стоим перед нашей колючкой. надежда попасть в ХЧ до обеда умерла»
«Подруга звонила с колючки - все еще стоят штук 6 автобусов».
«5 часов уже стоят. Такое ощущение, что до обеда ни одного автобуса не пустили»
«Ну вот и добрался я до ХЧ. Заход был - жесть, до гостиницы доковыляли в 17.30 по Китаю».
«ну что смеяться… выехали в 6 утра. в китае были в 3.20 *по китаю*»
«вся проблема в том что либо пограничники уже начали праздник отмечать, либо просто не хотели работать… потому что запустят 2 автобуса и час тишина как в гробу… опять запустят 2 автобуса и опять тишина… Когда спросили кому можно пожаловаться, глянул на нас погранслужащий и сказал «ну попробуйте, я на таможню позвоню, поболтаете с начальством».
«дело пахло тем что если бы хоть кто-то сказал слова, все бы поехали домой, все и молчали».
«Народ, конечно, попал жестоко. Но по-моему все шло к этому. В прошлые выходные выходили через Краскино - ждали ооооочень долго. Никогда так тяжело через Краскино не приходилось границу пересекать. Я даже еды в дорогу не брала - думала обедать будем в Китае. Куда там! В три или в четыре по Китаю только в Хуньчунь въехали. Все были голодные и злые».
«Да обидно так ехать, особенно на 2н/3д. Практически получается 2 ночи и день...»
Можно строить догадки, какая доля истины есть в предположениях форумчан по поводу причин столь загадочной работы пропускных пунктов на границе в предпраздничный и праздничный дни, но не задуматься об этом просто нельзя. Тем более что официальные комментарии от пограничников выглядели, скорее, как попытка свалить вину на «Приморавтотранс».
«Как отметили в Пограничном управлении ФСБ России по Приморскому краю, очередность въезда в пункт пропуска автобусов, следующих международным маршрутом, определяют сотрудники службы транспортного контроля, структурно входящей в Министерство транспорта РФ. …очередность въезда в пункт пропуска регулярных автобусов, регулируют сотрудники службы международных автомобильных перевозок ОАО «Приморавтотранс», осуществляющие свою деятельность перед въездом в пункт пропуска. Пропуск нерегулярных автобусов осуществляется при отсутствии перед пунктом пропуска автобусов, осуществляющих регулярные рейсы.
Пропускная способность пункта пропуска «Пограничный» составляет до 60 автобусов (30 – на выезд и столько же – на въезд) и до 2200 пассажиров (по 1100 человек на въезд и на выезд соответственно).
К сожалению, Ассоциацией международных автомобильных перевозок разрешения на осуществление нерегулярных перевозок пассажиров выдаются без учета пропускной способности пункта пропуска «Пограничный-автомобильный», что влечет за собой создание таких неприятных ситуаций. Особенно в выходные и праздничные дни, когда поток желающих выехать в Китай значительно увеличивается. 11 июня пункт пропуска «Пограничный-автомобильный» работал 12 часов подряд, без перерывов. Было оформлено на выезд 36 автобусов и 1877 пассажиров.
Два автобуса, которые 11 июня прибыли к пункту пропуска «Пограничный-автомобильный», но не смогли выехать в Китай, осуществляли нерегулярные автоперевозки. И до времени окончания работы пункта пропуска (21.00) пропустить их через государственную границу у государственных контролирующих органов просто не было физической возможности».
Читаешь эти строки – сердце радуется. Все вокруг виноваты, и только зеленые фуражки – в белом. А ведь впереди, если вдуматься, саммит АТЭС, и очень надеются разного рода администрации, что увеличится поток туристов в наш город и из оного – раза в три. Интересно, как будет в таком случае строиться работа «выпускающе-впускающих» органов: за полгода надо будет записываться в очередь на выезд в Китай на автобусе - «в связи с отсутствием физической возможности»? А когда аэропорт – не за горами дело-то – превратится-таки в региональный хаб и начнут люди за границу вылетать и прилетать из оной чаще и больше, тогда что? Прочитаем на форуме сообщение: «Сегодня самолет пограничники не смогли отправить, сказали: завтра улетите»?