Через столетия с фотоаппаратом

«Best of Far East. Лучшие фотографии Дальнего Востока. 150 лет»

15.01.2014 в 09:53, просмотров: 3191

Так называется альбом, увидевший недавно свет и представляющий по сути эпическое полотно или, как минимум, первую попытку не просто показать, но и осмыслить историю дальневосточной фотографии…

Через столетия с фотоаппаратом

Открывая забытое

- 150-летие дальневосточной фотографии, - рассказывает идейный вдохновитель и создатель альбома Юрий Луганский, председатель Приморского отделения Союза фотохудожников России, председатель Тихоокеанского союза фотохудожников, - отмечалось год назад, в 2012 году. Почему? Потому что в 1862 году Владимир Ланин открыл первую фотографию на Дальнем Востоке, причем, что показательно, во Владивостоке. Дальний Восток всегда привлекал фотографов-первопроходцев, людей, которые не просто «фиксировали» действительность, но, по сути, вели научную и исследовательскую работу, запечатлевая на снимках жизнь аборигенов, уникальную природу нашего региона и деятельность тех, кто пришел сюда установить в Приморье раз и навсегда власть России!

Владимир Ланин, Эмиль Нино, Александр Бунге, Юрий Муравин, Григорий Соколов – эти имена золотом вписаны в историю дальневосточной фотографии. Собственно говоря, именно они создали и жанр, и школу фотографии Дальнего Востока. Давно следовало показать их работы, рассказать о них, показать и назвать имя каждого.

Кроме того, пока еще живы (к примеру, на Камчатке плодотворно трудятся несколько 80-летних фотокорреспондентов) те, кто может лично рассказать о становлении дальневосточной школы фотографии, вспомнить, как это было во времена СССР… И мы также хотели показать и назвать тех, кто сегодня в новой реальности и новых условиях продолжает работать и укреплять школу дальневосточной фотографии.

Все это, конечно, невероятно сложно было собрать в одном альбоме. Поэтому сразу хочу сказать – перед вами только первый том. Не потому, что мы кого-то забыли или не включили, а потому, что достойных работ очень много и можно продолжать, продолжать и продолжать…

Альбом «Лучшие фотографии Дальнего Востока» - это 450 фотоснимков 150 авторов, 200 страниц, над которыми пришлось немало потрудиться, посидеть в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, обращаться к фотосообществам разных регионов России. Снимки я находил в разных местах: в библиотеках и архивах Москвы и Санкт-Петербурга, в Обществе изучения Амурского края, в Хабаровске… Большинство снимков публикуются впервые.

Энтузиасты с черной палаткой

Открывается альбом «Лучшие фотографии Дальнего Востока» снимками Владимира Ланина. Для Юрия Луганского это особый повод для гордости.

- По большому счету, - говорит Юрий Кириллович, - мы открываем это имя для истории, для публики, в каком-то смысле восстанавливаем справедливость.

В свое время Владимир Ланин был первым фотографом и нотариусом Владивостока, а перед тем - старостой города Николаевска. Первый фотоальбом, изданный к 50-летию Владивостока, включал в себя и его фотографии.

Дата рождения Владимира Ланина до сих пор неизвестна, мы ставим ее приблизительно, исходя из других событий его жизни, - 1831 год. В 1857 году он приехал в Николаевск-на-Амуре и уже тогда начинал заниматься фотографией. Вы только подумайте, что значило в то время купить фотоаппарат! Это было не только дорого, но и очень сложно. Но Ланин был знаком с ученым Федором Шмидтом, который не раз отправлялся в экспедиции. Ученый мир как раз стал требовать от экспедиций: подкрепляйте исследования не только рисунками, но и фотографиями. Вот Шмидт и подсказал Владимиру Ланину идею: ты разъездной торговец, ездишь по окраинам, у тебя есть прекрасная возможность внести вклад в науку и стать первопроходцем. Это был дельный совет. Ланин во все поездки брал фотоаппарат. А это тогда было крайне громоздкое, тяжелое сооружение, мало того, тогда фотоаппараты были еще макроколлоидными, так что ему нужно было возить с собой стекло, растворы, а также черную палатку… Кстати, все остальные фотографы пришли на Дальний Восток позже, когда процесс стал чуть более легким, появились фотопластинки. А Владимир Ланин изведал все трудности пионера, но при этом умудрился создать уникальную коллекцию: показать облик аборигенов Амура и Дальнего Востока. Он отправлял свои снимки и на этнографическую выставку в Париж, получил малую золотую медаль Императорского географического общества за серию видов и типов Восточной Сибири. Снимки Ланина я нашел в Петербургской публичной библиотеке.

Еще одна удивительная личность – Эмиль Нино. Он приехал вместе с братом на Дальний Восток из Франции, они в Николаевске основали торговлю. Уже тогда он был членом Географического общества Франции. Писал статьи о Дальнем Востоке и свои снимки отправлял в качестве иллюстраций к ним. Вот снимок середины XIX века: медвежий праздник в деревне Пули на Сахалине. Посмотрите, какие живые, какие прекрасные фотографии! Конечно, они сохранились плохо, но для альбома мы максимально поработали, возвращая этим снимкам их первоначальный вид.

Судовой врач Александр Бунин - тоже уникальный человек. Флагманский военврач Тихоокеанской эскадры. Он был командирован на Чукотку, где вместе с экипажем клипера «Разбойник» принимал участие в строительстве поселения Ново-Мариинского (нынешний Анадырь) и параллельно служебной деятельности вел фотолетопись, можно сказать, этого процесса, целый альбом создал. Он сделал уникальный снимок клипера «Разбойник» в бухте Анадыря! Материал о нем я нашел в Москве. Вообще, искать сведения о дальневосточных фотографах, о тех, кто снимал жизнь покорителей и первопоселенцев на Дальнем Востоке, очень трудно. До сих пор многие снимки в архивах не имеют указаний на автора, много неразберихи…

А вот, смотрите, – Владимир Менделеев, сын знаменитого русского химика. Родители сочли необходимым отправить сына в кругосветку, он стал членом экипажа «Памяти Азова», на котором по планете путешествовал великий князь Николай Александрович. Владимир Менделеев взял с собой фотоаппарат, причем изучал искусство фотографии прямо в рейсе, а в итоге стал отправлять снимки Александру III.

У него есть уникальный снимок: первый поезд во Владивостоке выходит с места закладки железной дороги. Этот снимок почти нигде не публиковался. Им же сделан групповой снимок команды «Памяти Азова», и только благодаря ему мы знаем, как выглядел адмирал Басаргин – Владимир Менделеев запечатлел его на этом снимке среди прочих.

Или вот Владимир Мацкевич, один из первых фотографов, публиковавшихся в еще дореволюционной газете «Владивосток». Он первым из дальневосточных фотографов провел персональную выставку своих работ в Хабаровске.

Включили мы в альбом и снимки Владимира Арсеньева, ведь этот путешественник, краевед, офицер российского Генштаба тоже иллюстрировал свои первые книги собственноручно сделанными фотографиями.

Среди авторов альбома – адмирал Макаров, Павел Унтербергер, которые были не только выдающимися государственными деятелями, но и увлекались фотографией. В доме генерал-губернатора Унтербергера сохранилось помещение, в котором он занимался работой с фотографиями, и одна из его первых книг была широко иллюстрирована именно его работами.

Мастера оптики и цифры

Большое внимание в альбоме «Лучшие фотографии Дальнего Востока» уделено и корифеям фотоискусства советского периода. Здесь можно увидеть снимки Григория Соколова, запечатлевшего боевые действия на Сахалине во время войны с Японией; снимки знаменитого кинооператора и одновременно фотокора «Известий» Владислава Микоши, который снимал и фильм, и фоторепортаж о прибытии челюскинцев во Владивосток.

- В скором времени, - говорит Юрий Луганский, - мы будем отмечать 100-летний юбилей такого мэтра, как Николай Назаров. Он был фотокором «Тихоокеанской звезды» и «Красного знамени», создал истинные шедевры, снимал командарма Блюхера и стройку Большого Владивостока, он был истинным летописцем жизни Дальнего Востока…

Мы не могли не упомянуть одного из зачинателей подводной съемки на Дальнем Востоке Альберта Голубева. Он мог бы стать медицинским светилом, поскольку подавал в этом вузе большие надежды, но отправился работать по зову души в ДВНЦ и занимался подводными съемками, самостоятельно изготавливая оборудование… А ведь это были 60-е годы прошлого века…

Непросто пришлось и с отбором тех, кто работал в фотоискусстве уже во второй половине прошлого века, работает и сейчас.

На страницах альбома вы встретите такие имена, как Вячеслав Воякин, много лет отдавший газете «Владивосток», Игорь Гусев, недавно ушедший из жизни Василий Федорченко, Борис Подалев…

Если говорить о тех, кто живет и трудится сегодня, не могу не назвать Карину Поздняк, Юрия Мальцева, Виталия Анькова, Федора Конюхова, Виктора Хмелика, Юрия Саяпина…

Наш альбом – это не только сборник имен, но и кладезь интересных, уникальных кадров, ведь каждый снимок, помещенный на его страницы, открывает какую-то часть истории Владивостока и Дальнего Востока. Мы построили альбом так, чтобы каждый участник показал себя и в то же время внес вклад в общую задачу, общую концепцию – показать особенности дальневосточной фотографии как жанра.

И есть у нас в альбоме рубрика «Дебют». Ее участники – ребята из студии «Светопись», это слабослышащие и глухие дети… Их работы поистине удивительны, они видят мир чуть иначе… Возможно, их творчество станет новой удивительной страницей фотоискусства Дальнего Востока.

Сейчас работа над очередным томом фотоэнциклопедии в самом разгаре. Как рассказал «МК во Владивостоке» Юрий Луганский, планируется, что в раздел книги «Остановись, мгновение!» войдут фотопортреты приморцев работы известных фотографов и любителей. Главное, чтобы в изображении сохранилось то, что называется «срезом времени»…

 

Открывая забытое

- 150-летие дальневосточной фотографии, - рассказывает идейный вдохновитель и создатель альбома Юрий Луганский, председатель Приморского отделения Союза фотохудожников России, председатель Тихоокеанского союза фотохудожников, - отмечалось год назад, в 2012 году. Почему? Потому что в 1862 году Владимир Ланин открыл первую фотографию на Дальнем Востоке, причем, что показательно, во Владивостоке. Дальний Восток всегда привлекал фотографов-первопроходцев, людей, которые не просто «фиксировали» действительность, но, по сути, вели научную и исследовательскую работу, запечатлевая на снимках жизнь аборигенов, уникальную природу нашего региона и деятельность тех, кто пришел сюда установить в Приморье раз и навсегда власть России!

Владимир Ланин, Эмиль Нино, Александр Бунге, Юрий Муравин, Григорий Соколов – эти имена золотом вписаны в историю дальневосточной фотографии. Собственно говоря, именно они создали и жанр, и школу фотографии Дальнего Востока. Давно следовало показать их работы, рассказать о них, показать и назвать имя каждого.

Кроме того, пока еще живы (к примеру, на Камчатке плодотворно трудятся несколько 80-летних фотокорреспондентов) те, кто может лично рассказать о становлении дальневосточной школы фотографии, вспомнить, как это было во времена СССР… И мы также хотели показать и назвать тех, кто сегодня в новой реальности и новых условиях продолжает работать и укреплять школу дальневосточной фотографии.

Все это, конечно, невероятно сложно было собрать в одном альбоме. Поэтому сразу хочу сказать – перед вами только первый том. Не потому, что мы кого-то забыли или не включили, а потому, что достойных работ очень много и можно продолжать, продолжать и продолжать…

Альбом «Лучшие фотографии Дальнего Востока» - это 450 фотоснимков 150 авторов, 200 страниц, над которыми пришлось немало потрудиться, посидеть в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, обращаться к фотосообществам разных регионов России. Снимки я находил в разных местах: в библиотеках и архивах Москвы и Санкт-Петербурга, в Обществе изучения Амурского края, в Хабаровске… Большинство снимков публикуются впервые.

Энтузиасты с черной палаткой

Открывается альбом «Лучшие фотографии Дальнего Востока» снимками Владимира Ланина. Для Юрия Луганского это особый повод для гордости.

- По большому счету, - говорит Юрий Кириллович, - мы открываем это имя для истории, для публики, в каком-то смысле восстанавливаем справедливость.

В свое время Владимир Ланин был первым фотографом и нотариусом Владивостока, а перед тем - старостой города Николаевска. Первый фотоальбом, изданный к 50-летию Владивостока, включал в себя и его фотографии.

Дата рождения Владимира Ланина до сих пор неизвестна, мы ставим ее приблизительно, исходя из других событий его жизни, - 1831 год. В 1857 году он приехал в Николаевск-на-Амуре и уже тогда начинал заниматься фотографией. Вы только подумайте, что значило в то время купить фотоаппарат! Это было не только дорого, но и очень сложно. Но Ланин был знаком с ученым Федором Шмидтом, который не раз отправлялся в экспедиции. Ученый мир как раз стал требовать от экспедиций: подкрепляйте исследования не только рисунками, но и фотографиями. Вот Шмидт и подсказал Владимиру Ланину идею: ты разъездной торговец, ездишь по окраинам, у тебя есть прекрасная возможность внести вклад в науку и стать первопроходцем. Это был дельный совет. Ланин во все поездки брал фотоаппарат. А это тогда было крайне громоздкое, тяжелое сооружение, мало того, тогда фотоаппараты были еще макроколлоидными, так что ему нужно было возить с собой стекло, растворы, а также черную палатку… Кстати, все остальные фотографы пришли на Дальний Восток позже, когда процесс стал чуть более легким, появились фотопластинки. А Владимир Ланин изведал все трудности пионера, но при этом умудрился создать уникальную коллекцию: показать облик аборигенов Амура и Дальнего Востока. Он отправлял свои снимки и на этнографическую выставку в Париж, получил малую золотую медаль Императорского географического общества за серию видов и типов Восточной Сибири. Снимки Ланина я нашел в Петербургской публичной библиотеке.

Еще одна удивительная личность – Эмиль Нино. Он приехал вместе с братом на Дальний Восток из Франции, они в Николаевске основали торговлю. Уже тогда он был членом Географического общества Франции. Писал статьи о Дальнем Востоке и свои снимки отправлял в качестве иллюстраций к ним. Вот снимок середины XIX века: медвежий праздник в деревне Пули на Сахалине. Посмотрите, какие живые, какие прекрасные фотографии! Конечно, они сохранились плохо, но для альбома мы максимально поработали, возвращая этим снимкам их первоначальный вид.

Судовой врач Александр Бунин - тоже уникальный человек. Флагманский военврач Тихоокеанской эскадры. Он был командирован на Чукотку, где вместе с экипажем клипера «Разбойник» принимал участие в строительстве поселения Ново-Мариинского (нынешний Анадырь) и параллельно служебной деятельности вел фотолетопись, можно сказать, этого процесса, целый альбом создал. Он сделал уникальный снимок клипера «Разбойник» в бухте Анадыря! Материал о нем я нашел в Москве. Вообще, искать сведения о дальневосточных фотографах, о тех, кто снимал жизнь покорителей и первопоселенцев на Дальнем Востоке, очень трудно. До сих пор многие снимки в архивах не имеют указаний на автора, много неразберихи…

А вот, смотрите, – Владимир Менделеев, сын знаменитого русского химика. Родители сочли необходимым отправить сына в кругосветку, он стал членом экипажа «Памяти Азова», на котором по планете путешествовал великий князь Николай Александрович. Владимир Менделеев взял с собой фотоаппарат, причем изучал искусство фотографии прямо в рейсе, а в итоге стал отправлять снимки Александру III.

У него есть уникальный снимок: первый поезд во Владивостоке выходит с места закладки железной дороги. Этот снимок почти нигде не публиковался. Им же сделан групповой снимок команды «Памяти Азова», и только благодаря ему мы знаем, как выглядел адмирал Басаргин – Владимир Менделеев запечатлел его на этом снимке среди прочих.

Или вот Владимир Мацкевич, один из первых фотографов, публиковавшихся в еще дореволюционной газете «Владивосток». Он первым из дальневосточных фотографов провел персональную выставку своих работ в Хабаровске.

Включили мы в альбом и снимки Владимира Арсеньева, ведь этот путешественник, краевед, офицер российского Генштаба тоже иллюстрировал свои первые книги собственноручно сделанными фотографиями.

Среди авторов альбома – адмирал Макаров, Павел Унтербергер, которые были не только выдающимися государственными деятелями, но и увлекались фотографией. В доме генерал-губернатора Унтербергера сохранилось помещение, в котором он занимался работой с фотографиями, и одна из его первых книг была широко иллюстрирована именно его работами.

Мастера оптики и цифры

Большое внимание в альбоме «Лучшие фотографии Дальнего Востока» уделено и корифеям фотоискусства советского периода. Здесь можно увидеть снимки Григория Соколова, запечатлевшего боевые действия на Сахалине во время войны с Японией; снимки знаменитого кинооператора и одновременно фотокора «Известий» Владислава Микоши, который снимал и фильм, и фоторепортаж о прибытии челюскинцев во Владивосток.

- В скором времени, - говорит Юрий Луганский, - мы будем отмечать 100-летний юбилей такого мэтра, как Николай Назаров. Он был фотокором «Тихоокеанской звезды» и «Красного знамени», создал истинные шедевры, снимал командарма Блюхера и стройку Большого Владивостока, он был истинным летописцем жизни Дальнего Востока…

Мы не могли не упомянуть одного из зачинателей подводной съемки на Дальнем Востоке Альберта Голубева. Он мог бы стать медицинским светилом, поскольку подавал в этом вузе большие надежды, но отправился работать по зову души в ДВНЦ и занимался подводными съемками, самостоятельно изготавливая оборудование… А ведь это были 60-е годы прошлого века…

Непросто пришлось и с отбором тех, кто работал в фотоискусстве уже во второй половине прошлого века, работает и сейчас.

На страницах альбома вы встретите такие имена, как Вячеслав Воякин, много лет отдавший газете «Владивосток», Игорь Гусев, недавно ушедший из жизни Василий Федорченко, Борис Подалев…

Если говорить о тех, кто живет и трудится сегодня, не могу не назвать Карину Поздняк, Юрия Мальцева, Виталия Анькова, Федора Конюхова, Виктора Хмелика, Юрия Саяпина…

Наш альбом – это не только сборник имен, но и кладезь интересных, уникальных кадров, ведь каждый снимок, помещенный на его страницы, открывает какую-то часть истории Владивостока и Дальнего Востока. Мы построили альбом так, чтобы каждый участник показал себя и в то же время внес вклад в общую задачу, общую концепцию – показать особенности дальневосточной фотографии как жанра.

И есть у нас в альбоме рубрика «Дебют». Ее участники – ребята из студии «Светопись», это слабослышащие и глухие дети… Их работы поистине удивительны, они видят мир чуть иначе… Возможно, их творчество станет новой удивительной страницей фотоискусства Дальнего Востока.

Сейчас работа над очередным томом фотоэнциклопедии в самом разгаре. Как рассказал «МК во Владивостоке» Юрий Луганский, планируется, что в раздел книги «Остановись, мгновение!» войдут фотопортреты приморцев работы известных фотографов и любителей. Главное, чтобы в изображении сохранилось то, что называется «срезом времени»…

ивосток