Шхуна невезения

Огромный камень красного цвета, опоясанный цепью, на его вершине - якорь.

К постаменту, на котором покоится валун, прикреплена скромная табличка из нержавейки: «Экипажу шхуны «Крейсерок», погибшему в 1889 году». И все, более никаких пояснений…
Огромный камень красного цвета, опоясанный цепью, на его вершине - якорь.

Этот монумент находится в самом сердце Владивостока, точнее, в сквере Матросского клуба, в десяти метрах от остановки общественного транспорта «Технический университет». Тем не менее многие жители краевого центра даже не догадываются о его существовании. Более того, мало кто знает, что памятник экипажу шхуны «Крейсерок» - не только самый первый памятник, установленный во Владивостоке. Но и первый официальный мемориал на Тихом океане погибшим морякам-тихоокеанцам в дальневосточных водах России.

Судьба шхуны «Крейсерок» загадочна и трагична, впору снимать приключенческий сериал. Согласно официальной версии «Крейсерок» погиб 26 октября 1889 года во время шторма у берегов Японии. Но подробности гибели шхуны и ее экипажа – одного офицера и девяти нижних чинов до сих пор неизвестны. И вряд ли когда-нибудь море раскроет все свои тайны.По причине браконьерства.

История русской военно-патрульной шхуны «Крейсерок» началась на судоверфях в США, где она была построена в 1884 году как промысловая шхуна под названием Henrietta. Имела длину – 18,3 метра, ширину – 8,5 метра, осадку – 1,2 метра, водоизмещение около 500 тонн. В 1886 году «Генриетта» была приписана к Сан-Франциско и направлена на выполнение промысловых работ в Берингово море с американским экипажем. Конечно же ее хозяева даже подумать не могли, что их судно вскоре будет бороздить моря не под звездно-полосатым флагом, а под Андреевским стягом. А дело было так.
18 августа 1886 года (все даты приведены по старому стилю) в ходе работ у мыса Дежнева экипаж клипера «Крейсер» задержал и арестовал в российских территориальных водах «Генриетту», занимавшуюся браконьерским промыслом. На борту шхуны было найдено около пятисот шкурок чукотских черных и красных лисиц и песцов. Ее трюмы были забиты двумя тоннами китового уса и моржовыми клыками. Общая стоимость контрабанды превысила 10 тысяч американских долларов. По тем временам это была огромная сумма. Решением суда «Генриетта» и ее груз были конфискованы.

12 октября шхуну отконвоировали во Владивосток, где груз был продан на аукционе, а судно передано морскому порту. Позже ее переаттестовали в военно-охранную шхуну и переименовали в «Крейсерок» в честь арестовавшего ее клипера.

В состав кораблей Сибирской флотилии Тихоокеанской эскадры «Крейсерок» вошел весной 1888 года. Из-за низких мореходных качеств его использовали в каботаже при производстве гидрографических работ, для охраны южной оконечности острова Сахалин и необитаемого острова Тюленьего, уникального на тот момент лежбища морских котиков. И лакомого куска для иностранных браконьеров.
- Остров Тюлений - место глухое, почти необитаемое. Находиться на таком клочке суши в охранном карауле часто в тумане, при пасмурной погоде, в гвалте птичьего базара и блеянии морских котиков было нелегко. Ближайший русский пост Тихменевский не имел хорошей гавани и связи. А до Корсаковского поста надо было идти морским путем при тихой погоде почти сутки. Браконьеры успевали грабить лежбище до начала навигации, - рассказывает действительный член Географического общества Борис Шадрин.

Роковой ветер

Несмотря на трудности, в мае 1884 года на острове Тюленьем был выставлен пост из 19 нижних чинов во главе с начальником караула лейтенантом Шамовым. Им были выделены паровой баркас и вельбот. Осуществлял связь с постами Тихменевским и Корсаковским клипер «Вестник», экипаж которого под руководством подполковника генерального штаба Волошина вел гидрографические работы и производил описание восточного побережья Сахалина.

В мае 1887 года начальником караула на острове Тюленьем стал 32-летний лейтенант Сергей Сильвестрович Россет - человек, оставивший глубокий след в истории освоения этих мест и всего Дальнего Востока. А еще через год караульщикам было передано военно-охранное судно «Крейсерок», которое до этого занималось гидрографическими работами в Амурском лимане.
В первое боевое плавание «Крейсерок» ушел на охрану острова Тюленьего под командованием Сергея Россета. И первый же его выход в море (19 мая 1888 года) закончился трагедией. 10 июня ночью в районе пролива Лаперуза Сергей Россет сам встал на вахту вместе с рулевым. Порыв ветра ударил в косой парус бизань-мачты и разогнул оснастку, которой нижний конец паруса крепился к мачте. Конец мачты оглушил и выбросил за борт Сергея Россета. Шхуна вернулась во Владивосток без командира.

Второй случай произошел 27 июля 1888 года, когда экипаж «Крейсерка» оконфузился перед Степаном Осиповичем Макаровым, следовавшим на корвете «Витязь» из Петропавловска-Камчатского для проведения гидрографических работ у берегов Сахалина в Охотском море. В назначенное время корвет встретился с «Крейсерком» у мыса Терпения. Но легкая шхуна безуспешно пыталась пробиться к острову Тюленьему: мешал сильный ветер. Тогда «Витязь» взял «Крейсерок» на буксир и подвел его к западному берегу острова Тюленьего, чтобы сменить караул.
После возвращения «Крейсерка» из караула о его низких мореходных качествах «постарались забыть»: в то время в Сибирском флотском экипаже катастрофически не хватало плавсредств.

Курсом в неизвестность

…Неизвестное судно появилось вблизи острова Тюленьего в середине сентября 1889 года, когда охранная служба «Крейсерка» уже заканчивалась. Чтобы не спугнуть браконьеров, командир «Крейсерка» А. Соболев спрятал шхуну у мыса Терпения, а часть экипажа тайно высадил на остров. И когда браконьеры высадились, то сразу же были захвачены русскими моряками. Оставшиеся на неизвестном судне слишком поздно заметили шхуну, они попытались скрыться, но были остановлены предупредительным выстрелом.
Осмотр показал, что судно пришло с браконьерскими целями. Это была шхуна «Роза» под американским флагом. Командовал шхуной капитан Декстер. Было принято решение увести «Розу» во Владивосток для ее конфискации и суда над капитаном и его помощником. Американского шкипера и 15 матросов перевезли на «Крейсерок». На «Розе» остались восемь американцев, лейтенант Андрей Налимов, его помощник В. Корсунцев и матросы: Тихон Зеленкин, Павел Савинов, Иван Трапезников, Иван Кряжев.
- В октябре в этом районе часто возникают штормы, и налетевший очередной шквал разлучил суда. «Роза» лавировала, периодически ложась в дрейф, дожидаясь утра. В три часа ночи 16 октября она села на мель. Сняться самостоятельно не могли, в трюме образовалась течь. Первый вельбот при спуске оборвало и унесло в ночное море. Во второй, который спустили удачно, первым сел матрос Иван Кряжев, за ним американцы. Иван Трапезников, помогая им, увидел, что американцы режут канат, который соединял вельбот с судном. Хотел поднять тревогу, но получил удар ножом в горло. Вельбот скрылся в темноте, - продолжает Борис Шадрин.
Доподлинно неизвестно, что произошло во время шторма в районе мыса Терпения, но шхуна «Крейсерок» во Владивосток не вернулась. Последние сведения о «Крейсерке» были получены от смотрителя маяка мыса Крильон, который рассказал, что командир судна был на маяке 25 октября…
Поиски шхуны, затянувшиеся из-за бюрократических проволочек, начались только в середине ноября. И то это было сделано после резонанса от публикаций о трагедии в центральных русских газетах. Кроме того, помогли усилия родственников моряков, обивавших пороги военного министерства. На поиски вышел пароход «Владивосток», но они успехом не увенчались. Поисковые экспедиционные работы были завершены, и российские власти выразили благодарность всем японцам, принявшим участие в поиске во главе с генерал-губернатором Втацуки Нагоямой.

Из доклада доктора Бунге и лейтенанта Бухарина, принимавших участие в поисках, губернатору Саппоро: «…26-27 октября «Крейсерок» лавировал у мыса Сои. Все следующие дни штормило и был мороз 12 - 15 градусов. При 12-балльном шторме произошло обледенение в связи с перекатыванием воды через палубу и намерзанием ее на подветренном борту, в результате чего судно перевернулось. При эксгумации по татуировке опознали труп матроса Е. Иванова. Других останков людей не найдено…».
- По мнению местных жителей, «Крейсерок» погиб в результате обледенения, чему способствовал сильный шторм со снегопадом. Однако истинная причина гибели шхуны так и осталась тайной. Быть может, взятые на борт «Крейсерка» американские джентльмены удачи с «Розы» предприняли какие-то действия на судне во время шторма, пытаясь захватить шхуну. Во всяком случае, ходила тогда во Владивостоке и такая версия, - говорит Борис Дмитриевич.
Адмирал
важнее
В конце 1890 года из Санкт-Петербурга во Владивосток поступили высочайше утвержденные проекты постройки двух памятников: экипажу шхуны «Крейсерок» и адмиралу Геннадию Невельскому. Место для установки памятника «Крейсерку» было выбрано в саду Морского собрания (сегодня это сквер Матросского клуба).

Скромный монумент, автором проекта которого был петербургский художник Лавров, открытый во Владивостоке в 1897 году, стал не только первым памятником в нашем городе, но и первым официальным мемориалом на Тихом океане погибшим морякам-тихоокеанцам в водах дальневосточной окраины.

При строительстве монумента опирались на флотские символы: на огромном камне, напоминающем остров, установили адмиралтейский якорь, охвативший двумя лапами валун, со сломанным штоком и установили приспущенный по старой морской традиции Андреевский флаг - как символы скорби и памяти о погибших. Вокруг памятника по периметру вкопали шесть старых орудийных стволов, на которые натянули якорные цепи.
Для памятника во Владивосток с острова Русского привезли 22 камня уникального розового гранита со слюдяными вкраплениями, из которых собрали и установили на двухуровневую площадку стилизованный валун. Военный порт выделил орудийные стволы, адмиралтейский якорь и отлитый из чугуна Андреевский флаг.
- Работы по сооружению мемориала велись специалистами механических мастерских военного порта (ныне Дальзавод). Несмотря на кажущуюся простоту сооружения, на его строительство ушло семь лет. Приемка памятника состоялась 27 мая 1897 г., но официально он был открыт только осенью. Комиссия предложила открыть памятник «Крейсерку» 26 октября 1897 года, в день предполагаемой гибели судна. Однако сделали это лишь 28 октября - через день после торжественной и очень шумной церемонии открытия памятника ученому и исследователю дальневосточных морей адмиралу Невельскому, - рассказал Борис Шадрин.
Почему перенесли дату открытия мемориала «Крейсерку»? Видимо, потому, что «адмиральский мемориал» закладывал лично наследник российского престола цесаревич Николай при посещении Владивостока в мае 1891 года. Кстати, в церемониях открытия памятника адмиралу Г. Невельскому на Светланской и памятного камня в цепях погибшей шхуне «Крейсерок» принимал участие Александр Васильевич Колчак.

Не тот памятник

…Прошли годы. Нынешний памятник «Крейсерку» в сквере Матросского клуба не совсем тот, который был поставлен первоначально. Памятник в оригинале не простоял и трех десятков лет и постепенно в советские времена стал приходить в упадок. В середине двадцатых годов прошлого столетия, когда проходила массовая «советизация» памятников, с памятника экипажу шхуны «Крейсерок» были сняты судовой якорь, якорная цепь и пояснительные таблички, а на пирамиду был установлен бюст В. И. Ленина.
Попытки «реанимировать» памятник предпринимались в 1962 и 1982 годах. И только в 2008 году были проведены наиболее полные и качественные работы по его реставрации. Валун был очищен, на свое исконное место вернулся адмиралтейский якорь, площадку вокруг мемориала выложили брусчаткой. Тем не менее истинный вид памятника не восстановили. Именем Крейсерок назвали мыс и бухту в заливе Посьета.
По словам Бориса Шадрина, точку в истории шхуны «Крейсерок» и памятника ее экипажу ставить рано.
- Хочется верить, - говорит Борис Дмитриевич, - что работы по восстановлению истинного облика монумента будут доведены до конца, а во Владивостоке кадеты морского кадетского колледжа ДВГТУ, взявшие шефство над садом и мемориалом, будут давать свое клятвенное обещание на Андреевском флаге перед памятником предкам, которые отдали свои жизни во имя их будущего.
P. S. С полной информационной версией материала можно ознакомиться в музее им. В. К. Арсеньева и у Б. Д. Шадрина.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру