О том, как проходила ликвидация последствий стихии и каких результатов добились рабочие главного дорожного гиганта Приморья, выяснил корр. «МК во Владивостоке» прямо на месте происшествия.
«Лайонрок» разрушил значительную часть дорожной инфраструктуры восточной части Приморского края. Особенно сильный удар получили дороги и мостовые сооружения Лазовского и Ольгинского районов Приморья. Горный рельеф и обилие рек на этих территориях обусловили здесь строительство большого количества мостовых сооружений, которые впоследствии были смыты водной стихией. Несколько десятков населенных пунктов оказались отрезаны от автомобильного сообщения с другими районами, в одном только Лазовском районе тайфун разрушил более 60 километров дорог, 10 из которых не подлежат восстановлению. Именно поэтому первоочередной задачей дорожников «Примавтодора» стало возведение временных объездов на разрушенных паводком участках.
Специально для работ в Лазовском районе директор «Примавтодора» Дмитрий Горлов распорядился закупить в августе новый мощный грейдер. Техника очень вовремя пригодилась для устранения последствий тайфуна на трассе Лазо - Ольга и дороге на Преображение.
Соевый объезд
На 8-м километре автодороги Лазо - Преображение разлившаяся река Киевка несколько раз меняла русло и полностью смыла старую дорогу. Для того чтобы возо-
бновить транспортное сообщение с ближайшим селом Беневским, сотрудникам «Примавтодора» пришлось проявить смекалку и проложить временный проезд прямо посреди соевого поля.
– Мы начали работу 8 сентября, сразу после того, как сошла вода. До этого времени сильный паводок не позволял даже самой вездеходной технике пробиться к близлежащим населенным пунктам – волны сбивали насыпи, оставляя поселки полностью отрезанными от сообщения с другими районами. В течение трех дней рабочие прокладывали проезд через соевое поле - отсыпали скальный грунт, равняли и раскатывали твердое основание, чтобы в итоге получилась временная грунтовая дорога, по которой беспрепятственно смог бы проехать любой транспорт. Приблизительная продолжительность нового проезда составила 500 метров. Он идет вокруг поля, а потом плавно перетекает в нетронутый участок дороги, - рассказали сотрудники «Примавтодора».
Дорожники также отметили, что вместе с работами на 8-м километре техника «Примавтодора» участвовала в укреплении дамбы рядом с поселком Лазо. Благодаря слаженным действиям рабочих и спецслужб поселок был буквально спасен от разрушения водной стихией.
Работа под пропастью
Далее тяжелая техника двинулась в сторону села Свободного. На 33-м километре автодороги Лазо - Преображение на подходе к речному мосту дорожникам открылась страшная картина – около 100 метров дороги на подъезде к мосту через Киевку смыло бурными потоками дождевой воды. Рабочим было необходимо оперативно создать насыпь на подходе к мосту и отсыпать около семи тысяч кубометров скального грунта. В течение четырех дней без отдыха и перерыва дорожники возводили автомобильный проезд понизу и отсыпали грунт для соединения временного проезда с уцелевшей частью моста. К работам были привлечены рабочие из других филиалов «Примавтодора», некоторые из прибывших находились в разъездах по командировкам уже две недели. Но, по словам главы компании Дмитрия Горлова, несмотря на восстановленное транспортное сообщение, работа дорожников на этом участке еще не закончена.
– Вода – страшная сила, способная снести все на своем пути. Разрушения на данном участке служат тому подтверждением. Сейчас, когда вода спала, мы видим узкое русло реки Киевки, а днями ранее оно было порядка 500 метров в ширину. Для того чтобы полностью оправить дорожную инфраструктуру от разрушений, нам придется еще раз искусственно поменять русло Киевки и вернуть реку на ее прежнее место. Далее мы начнем с нуля восстанавливать многие дороги. Здесь, на подъезде к селу Свободному, временный проезд проложен по целине, и, для того чтобы сделать его полностью безопасным для движения транспорта, мы должны отсыпать еще порядка 17 тысяч кубометров скального грунта и выровнять слой. Я думаю, что в течение 10-14 дней мы полностью восстановим проезд на этом участке, - отметил глава предприятия.
Стихийная плотина
Следующими пунктами работы дорожников стали самые поврежденные участки в районе. На 44-46-м километре дороги Лазо - Преображение река разлилась более чем на 100 метров и обрушила значительную часть дороги, а на 13-м километре в сторону села Чистоводного рабочим предстояло расчистить стихийную плотину из поваленных деревьев, которая мешает большой воде покинуть ближайшие населенные пункты.
– Все работы упираются в технику. Нам удалось пробить дорогу к разрушенному мостовому сооружению и приступить к разбору завалов. Сейчас к нам на подмогу едет большая техника из Лазо, как только рабочие справятся с плотиной из прибитых речным течением поваленных деревьев, можно будет приступать к восстановительным работам на мосту и начинать прокладывать временные проезды дальше, - рассказали дорожные рабочие.
На сегодняшний день одной из первоочередных задач дорожников в Лазовском районе является восстановление транспортного сообщения с поселками Преображение и Чистоводное, в которых проживают около пяти тысяч человек. Вышестоящее руководство «Примавтодора» уже направило на место происшествия более 20 единиц тяжелой техники. Временный проезд уже обеспечен, сейчас дорожники будут укреплять и расширять его для проезда всех видов транспорта, прежде всего автобусов.
Жизнь после тайфуна
«МК во Владивостоке» удалось побеседовать с заместителем главы Лазовского района Виктором Можаевым на одном из разрушенных тайфуном участков дороги и выяснить, какие последствия в целом принес паводок инфраструктуре муниципалитета.
– Стихия нанесла очень ощутимый удар всей территории Лазовского района. В результате тайфуна были нарушены коммуникации, энергосистемы, связь и естественный ход жизни населения. Но сейчас все это было в полном объеме восстановлено, и поэтому самой главной задачей на текущий момент является восстановление дорожного хозяйства, которое понесло наибольшие потери.
Наступает осенне-зимний период, 1 октября нам уже нужно будет запускать в работу объекты жизнеобеспечения, а сейчас мы должны обеспечить углем котельные и завершить подготовку к отопительному сезону. Времени остается очень мало, поэтому я надеюсь на помощь рабочих «Прим-
автодора».
Восстановление дорог идет достаточно высокими темпами, но, учитывая разрушения, для полного восстановления инфраструктуры потребуется определенное время. Сейчас некоторые жители района испытывают трудности, особенно это касается населения поселка Преображение и села Чистоводного. Надеюсь, что в скором времени дорожное сообщение в эти населенные пункты будет восстановлено и мы выйдем из режима ЧС, - рассказал Виктор Николаевич.
По словам замглавы Лазовского района, пробиться в отрезанные стихией поселения еще две недели назад могла не вся техника. Необходимые продукты питания и медикаменты жители Преображения и Чистоводного получали посредством морского сообщения – единственного на тот момент пути сообщения с «землей».
– В настоящее время в Преображение смогли пройти только первые машины высокой проходимости, следом за ними идут рабочие «Примавтодора». Дорога туда еще не восстановлена, только намечены направления будущих временных проездов. Село Чистоводное и вовсе остается отрезанным от автомобильного сообщения. Но дорожные рабочие пообещали, что в течение одного-двух дней дорожное сообщение к населенным пунктам будет налажено.
Отмечу, что с жителями отрезанных поселков все хорошо. Морем были налажены поставки необходимых продуктов, медикаментов и строительных материалов. Также на данный момент морским и воздушным путем был восстановлен пассажиропоток. Все приходит в норму, и я надеюсь, что в ближайшее время все пострадавшие почувствуют себя более уверенно, - отметил Виктор Можаев.
Пробивая дорогу
Другая аварийная бригада «Примавтодора» уже несколько недель трудится над восстановлением проезда по дорогам Ольгинского района Приморья. Первых успехов дорожники достигли еще 5 сентября, когда было налажено автомобильное сообщение от поселка Лазо до села Маргаритово. По словам главы предприятия Дмитрия Горлова, данная работа прошла в рамках двустороннего восстановления трассы Находка – Лазо – Ольга - Кавалерово.
– Силами рабочих «Примавтодора» была проделана масштабная работа – возведен технический проезд по размытому участку дороги за поселком Ново-Николаевка со стороны Кавалерово. По этому пути нам удалось перебросить около 20 единиц тяжелой техники и восстановить проезд к разрушенному мостовому сооружению около села Молдавановка. Также было оперативно восстановлено дорожное сообщение со стороны Лазо в село Маргаритово, – рассказал Дмитрий Горлов.
Через некоторое время сотрудникам «Примавтодора» удалось восстановить проезд по дороге Лазо – Ольга, построить технологический проезд и запустить сообщение от моста через реку Минеральную к поселку Горноводное. К аварийно-восстановительным работам были привлечены порядка 15 единиц техники из соседних филиалов организации. В поселке Ольга был создан временный штаб для оперативного рассредоточения рабочих и дорожного оборудования на объекты.
Сейчас два ремонтно-дорожных комплекса техники «Примавтодора» занимаются расширением проезда по дороге Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово на наиболее пострадавших от паводка участках. Благодаря оперативной работе дорожников стал возможен проезд грузового и полноприводного транспорта в село Фурмановка и по дороге Лазо - Ольга. В деревню Щербаковка направлена дополнительная техника для укрепления уже существующего временного проезда.
А недавно, 21 сентября, дорожники «Прим-
автодора» восстановили автомобильное сообщение с селом Моряк-Рыболов. Дмитрий Горлов отметил, что последние насыпные работы на месте разрушенного моста были завершены ночью.
– На работы на этом объекты были направлены три единицы тяжелой техники и десять самосвалов. Проезд старались засыпать максимально оперативно – управились за трое суток бесперебойной работы. Далее техника отправится восстанавливать проезды к другим населенным пунктам Ольгинского района, – добавил Дмитрий Горлов.
Разрушения на миллиард
В завершение рабочей поездки генеральный директор «Примавтодора» Дмитрий Горлов рассказал нашему корреспонденту о том, какой урон нанес тайфун «Лайонрок» всей дорожной инфраструктуре Приморского края.
– Общие разрушения дорог после паводка, по предварительным данным, составили около 100 километров без учета мостовых сооружений. В денежном эквиваленте это более миллиарда рублей. Отмечу, что на сегодняшний день силами «Примавтодора» были произведены работы на сумму около 200 миллионов рублей.
Восстановление проездов в Лазовском и Ольгинском районах займет еще около 10 дней. Но если говорить о полном оправлении дорожного полотна от последствий паводковой ситуации, то я думаю, что эти работы займут как минимум год. Тяжелее всего пойдет восстановление мостов - нужно разработать проект, подготовить всю документацию, учесть все виды разлива рек, в общем, создать максимально приспособленные к стихийным бедствиям сооружения.
Особенно бедственное положение с дорожной инфраструктурой наблюдается в Красноармейском, Ольгинском и Лазовском районах. Очень много размывов еще нужно будет устранить на дороге Ольга - Лазо. Именно там, где река подошла к прижимам и обрушила земляное полотно в высоту более 15 метров, придется углубляться в скалу и заново выстраивать новую дорогу. В целом нам предстоит сделать с нуля порядка 20 км по всему восточному Приморью.
По словам Дмитрия Витальевича, временные проезды будут поддерживаться рабочими организации и после снятия режима ЧС.
– Запас прочности у временных проездов просчитан согласно нормам ГОСТа. Плюс, конечно же, мы не собираемся прекращать работы на объектах – всю зиму рабочие будут отсыпать, уплотнять и раскатывать дороги. Ведь восстановление после чрезвычайной ситуации подразумевает не только проезд, но и восстановление дорожного полотна в надлежащий вид.
На данный момент на разрушенных участках дорог восточного Приморья задействовано порядка 100 единиц техники «Примавтодора». Среди них самосвалы, бульдозеры, погрузчики и экскаваторы, переброшенные со всех филиалов дорожно-строительной компании.
Екатерина Цой.
Фото автора.