В мероприятии принимали участие руководство управления Россельхознадзора, рыбопромысловых компаний Приморья, а также транспортных предприятий, портов и холодильников, в том числе таких крупных, как ОАО «Преображенская база тралового флота», ООО «Русская рыбопромышленная компания», ОАО «Далькомхолод», ООО «ДВ Порт», ОАО «Владморрыбпорт», ОАО «Океанрыбфлот».
Участники встречи смогли еще раз убедиться в эффективности инициативы Россельхознадзора проводить совместные круглые столы, в которых участвуют как представители контролирующих органов, администрации, так и непосредственно рыбаки, а также компании-перевозчики. Общение прошло в деловой и конструктивной атмосфере, стороны смогли донести друг до друга свою позицию, озвучить существующие проблемы и прийти к совместному, устраивающему всех участников решению по организации работы инспекторов Россельхознадзора.
«Горячая» тема
Главной темой обсуждения вновь стали круглосуточные дежурства инспекторов РСХН в пограничном контрольном ветеринарном пункте Владивостокского морского рыбного порта.
Представители контрольного органа предлагали с
1 декабря эту практику временно приостановить и перейти на ночные дежурства в уведомительном порядке – по предварительным заявкам от хозяйствующих субъектов. Аргументы Россельхознадзора были вполне понятные – число заявок на оформление в ночное время очень маленькое. Держать людей ночи напролет без дела в контрольном ветеринарном пункте в РСХН не видели смысла. Однако представители морских портов, ссылаясь на сельдевую путину и предстоящие «большие подходы» рыбы во Владивосток, просили отложить это решение еще как минимум на две недели.
Напомним, что практика оформления рыбной продукции во Владивостокском морском рыбном порту в ночное время суток была введена Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области с конца ноября 2014 года. Именно тогда было принято решение максимально пойти навстречу бизнесу, принципиально изменив отношение государства к рыбодобытчикам. Инспектора Россельхознадзора стали выходить на работу даже ночью, чтобы у рыбаков отгрузки шли без задержек.
По словам начальника отдела пограничного ветеринарного контроля на госгранице РФ и транспорте Артура Чучманского, работа инспекторов в круглосуточном режиме продолжается уже
4 месяца - август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Однако в ведомстве ожидают, что в следующие четыре месяца количество обращений бизнеса на оформление в ночное время ещё более снизится.
«У нас есть с чем сравнивать. По имеющимся данным за предыдущий зимний период (декабрь 2014-го - январь-февраль-март 2015 года), у нас ожидается снижение числа обращений для оформления. В связи с этим предлагаем приостановить с 1 декабря регулярные ночные дежурства с целью экономии ресурса, а также усилить интенсивность работы инспекторов в дневное время, увеличив их состав. А работу ночью можно осуществлять только при подходах больших партий, по предварительной договоренности не менее чем за один день. Предлагаем следующую встречу провести в первой декаде февраля, возьмем небольшую передышку и в феврале возобновим работу в круглосуточном режиме», - озвучил позицию Россельхознадзора Чучманский.
Почему ночью не оформляются документы
Начальник отдела пограничного ветеринарного контроля на госгранице РФ и транспорте добавил, что за прошедшие четыре месяца «круглосуточной вахты» сотрудниками РСХН в ночное время было оформлено всего 89 ветеринарных сертификатов.
«Разгрузка-погрузка рыбных партий ночью портами осуществляется, но за оформлением никто не идет. Так давайте проводить ее днем, ведь физический досмотр транспорта занимает небольшое количество времени.
«Сейчас в ночное время инспектора РСХН фактически не задействованы. Отмена ночных дежурств не должна негативно сказаться на сроках досмотра. Ведь сам досмотр занимает минимум времени. Владельцы рыбных партий могут выгружать рыбопродукцию круглосуточно (именно эта часть работы длится долго), а сам досмотр, который длится не дольше 10-15 минут, можно осуществлять уже утром, как и оформление выгруженных партий.
Практика показывает, что представители владельца груза приходят на оформление не раньше девяти утра, причем очередей под кабинетами инспекторов не наблюдается. Активность начинается после 10. А самая большая загруженность у сотрудников РСХН ближе к вечеру. Используйте свое рабочее время эффективно, и не будет простоев. Чтобы не получалось так, что ночью наши инспектора выходят на дежурство, но к ним никто не обращается. А мы потом по законодательству обязаны предоставить сотруднику, который, по сути, зря дежурил в ночь, дни отдыха», - объяснила позицию ведомства заместитель руководителя Управления Россельхознадзора Ирина Горбань.
Один из участников круглого стола - заместитель генерального директора ОАО «Владморрыбпорт» Алексей Златкин согласился с представителями надзорного ведомства, отметив, что иногда сами владельцы партий затягивают процесс оформления.
«Признаюсь, что мы в порту ставили эксперимент, проверяли, как работают инспектора РСХН в круглосуточном режиме. И убедились, что проблема не в том, что инспектор не оформляет документы ночью, а в том, что представителя владельца рыбной продукции очень трудно заставить выйти на оформление в ночное время, он приходит только с утра. И получается, что инспектор-то сидит на рабочем месте всю ночь, но без представителя владельца рыбопродукции он ничего сделать сам не может. А эти представители приезжают только утром. Вот истинная причина задержек и неэффективного использования круглосуточного режима самими хозяйствующими субъектами», - рассказал замруководителя «Владморрыбпорта».
«Железная дорога ночью тоже грузы не оформляет. Поэтому большого смысла в ночных дежурствах наших инспекторов не вижу», - добавила Ирина Горбань.
В Россельхознадзоре предложили вернуть схему ночных дежурств, на которые инспектора выходят не регулярно, а по предварительной заявке от владельцев рыбопродукции, которую предлагается подавать не менее чем за один день.
Однако некоторые представители рыбопромысловых компаний Приморья выразили беспокойство по поводу отмены дежурств в связи с тем, что ожидаются большие объемы рыбы, выловленной во время сельдевой путины, и каждый раз «бегать» с заявками будет неудобно.
«У нас в период до 3 декабря будет оформляться 12 тысяч тонн сельди, из которых минимум 8-9 тысяч уйдет на подвижной состав, - рассказал генеральный директор ООО «ДВ Порт» Вагиф Зейналов. - До окончания месяца мы ожидаем поступление новых заявок. И сейчас круглосуточные дежурства нам будут просто необходимы. Мы до сегодняшнего дня круглосуточных дежурств не просили, а вот сейчас просим! Чтобы мы могли оперативно оформлять продукцию. К нам сейчас направляется большое количество подвижного состава, и любая задержка будет чревата его простоями. Я предлагаю не отказываться сейчас от ночных дежурств, чтобы оперативно осматривать рыбопродукцию. Сейчас я в восемь утра приезжаю в порт, а у меня вдоль дороги стоит очередь из автомобилей. И это притом, что есть возможность оформлять продукцию ночью. А если сейчас этой возможности не будет, учитывая объемы рыбы, которая требует оформления? Ожидающие рыбу машины ставить будет некуда».
Новый режим работы – на час раньше и в ночь, но по заявке
В то же время представитель «ДВ Порт» признался, что такие большие объемы рыбопродукции, требующей оформления, одномоментно – это скорее исключение.
«Если бы я был уверен, что моя рыбопродукция начнет оформляться, допустим, с восьми утра, я был бы спокоен, что никаких задержек и простоев не будет», - предложил Зейналов.
Со своей стороны в Россельхознадзоре предложили помимо возврата к практике выхода инспекторов на ночные дежурства по предварительной заявке также по требованию владельцев рыбных партий изменять график работы инспекторов – они будут выходить на работу на час или на два раньше, если на то будет необходимость.
«Давайте установим в случае необходимости график работы инспекторов с восьми утра, а также возобновим индивидуальную работу по предварительным заявкам. И если у владельца рыбной партии будет необходимость оформлять продукцию ночью или рано утром, то по его предварительной заявке инспектора выйдут на дежурство», - предложили в РСХН.
Сельдевая путина
В Россельхознадзоре подчеркнули, что представителей хозяйствующих субъектов услышали, отметив, что основной вопрос сейчас для них – сельдевая путина и предстоящий «заход» выловленной рыбопродукции в порты.
Что касается самой сельдевой путины - отметим, что основная масса сельди в путину ловится в период до 31 декабря. А затем выловы селедки продолжаются до апреля, правда, в меньших объемах. Участники круглого стола предположили, что в «сельдевой сезон (с декабря по март) в приморских портах нужно ожидать порядка 250 тысяч тонн рыбной продукции.
«На сегодняшний момент конъюнктура следующая – у нас не освоено 150 тысяч тонн сельдевых пород рыб по Охотскому морю. Вся эта селедка будет на российском берегу. Ценообразование на сегодняшний момент таково, что на экспорт селедка отправляться не будет, - подчеркнул генеральный директор «Южморрыбфлота» Александр Ефремов. - Дальше у нас появляется порядка 250 тысяч тонн этой рыбы в новый сезон, из них около 100 тысяч тонн будет освоено. Приморью на ближайшие четыре месяца надо рассчитывать 300 тысяч тонн на российский берег».
Температурный режим и качество рыбы
Также одним из основных вопросов работы круглого стола стало обсуждение соблюдения температурного режима при отправках рыбной продукции ж/д транспортом потребителям в западные российские регионы. Так, в Москву рыба из Приморья зачастую приходит с температурой минус 14 градусов Цельсия, бывали случаи, когда температура в толще рыбы падала до минус четырех градусов.
При условиях, когда температура падает до -14…-16 градусов, с рыбы сходит глазурь, а это – обязательный компонент, который играет ключевую роль в обеспечении свежести рыбопродукции. Глазурь защищает рыбу от высыхания, прогоркания. И даже потом, если заморозить рыбу до -18…-20 градусов, она уже будет худшего качества. Если рыбопродукция растаяла еще сильнее, развиваются процессы окисления и, соответственно, рост микрофлоры.
Причем большие потери температуры происходят в случае погрузки рыбы на подвижной состав в ж/д тупиках, так как в этом случае происходит двойной перегруз. Рыба сначала выгружается с судна на холодильник или автотранспорт, который доставляет ее до ж/д тупика, где рыба с автотранспорта перегружается на рефсостав. Либо, полежав на холодильнике и найдя покупателя, рыба опять-таки перегружается на машины, которые доставляют ее на ж/д тупики. Причем автотранспорт не контролируется ветеринарной службой и может быть и вовсе не предназначенным для перевозки мороженой продукции. При этом ж/д состав после погрузки может простоять в ожидании отправки несколько дней, теряя при этом температуру. Данный вопрос поднимался на прошедшем 19 октября Президиуме Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, а также на состоявшейся 19 ноября коллегии Россельхознадзора.
Причем «Владморрыбпорт» постоянно наращивает темпы и, соответственно, объемы грузопереработки. Так, за девять месяцев рыбный порт перевыполнил годовой план в 200 тыс. тонн, переработав и отправив 213 тыс. тонн рыбных грузов. Однако, несмотря на оперативность работы порта, владельцы рыбных партий уходят на ж/д тупики, в связи с чем и происходят значительные потери температуры.
В связи с этим руководство Управления Россельхознадзора акцентировало внимание на необходимости соблюдения требуемого температурного режима водных биоресурсов, отправляемых в западные российские регионы, так как в противном случае их жителям будет приходить не отвечающая требованиям качества и безопасности продукция.
Административных барьеров все меньше
Кроме того, в Россельхознадзоре также затронули вопрос «административно-хозяйственного» взаимодействия с представителями бизнеса. Прежде чем попасть к потребителю на стол, рыба должна пройти ветеринарный контроль на предмет качества и безопасности для здоровья. Поэтому польза от контроля очевидна, однако чрезмерные административные барьеры и излишне долгие процедуры проверки и оформления делают бизнес менее эффективным, а то и вовсе заставляет уходить «в тень».
«На сегодняшний день у нас по максимуму снижены надзорные мероприятия, которые проводит Россельхознадзор. Они осуществляются только на границе и на транспорте», - подчеркнули в ведомстве.
Стоит отметить, что вопросов и проблем, возникающих при ветеринарном оформлении партий водных биоресурсов на российский берег, обсуждение которых было запланировано третьим вопросом в повестке круглого стола, ни от кого из присутствовавших представителей бизнес-сообщества не поступило, что говорит о четкой и отлаженной работе теруправления Россельхознадзора.
Заместитель руководителя Управления Россельхознадзора Ирина Горбань акцентировала внимание участников круглого стола, что теперь ветеринарные сопроводительные документы на рыбопродукцию могут оформляться в электронном виде.
«С 1 сентября вступил в действие 281-й приказ «О порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов». Теперь эти документы при вашем обращении могут выдаваться в электронном виде. Для этого необходимо подать соответствующую заявку», - сообщила она, отметив, что это также обеспечит более оперативное и современное оформление документов.
Также, как отметила Ирина Горбань, Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области готово оказать содействие в обучении персонала рыбопромышленных компаний в подаче заявок и ветеринарном оформлении водных уловов в электронном виде. Для этого участникам экономической деятельности необходимо обратиться в теруправление РСХН с соответствующим обращением или заявкой.