Пастор Брокманн живет во Владивостоке уже больше двадцати лет. Его путешествие на Дальний Восток России он сам называет настоящей приключенческой историей и авантюрой.
- Я родился 20 августа 1937 года и провел свое детство и юность в маленьком городке (почти деревне) Фаллингбостель, в степи Люнебурга (между Гамбургом и Ганновером). Здоровый воздух, огромные леса, широкая степь, родимый дом, здоровые люди вокруг – я провел счастливое детство.
Походы, музыка и Бог
Жизненный путь Манфреда Альфредовича неизменно сопровождали три движущие силы - походы, музыка и Бог.
- Множество моих походов и поездок - это сокровища моей жизни. С ними тесно связан мой интерес к истории, моя радость переходить границы стран и культур. Я всегда охотно изучал иностранные языки. Например, русским начал овладевать во время получения теологического образования в университете Марбурга. Просто из интереса к русскому миру, без целей и намерений. Но оказалось, что это очень пригодится мне дальше.
Пастор Брокманн также получал уроки игры на фортепиано и скрипке. А когда ему было 10 лет, написал первую композицию.
- Музицировать и сочинять музыку всегда было для меня потребностью. Когда я почувствовал кризис в занятиях теологией, чуть было не перешел к изучению музыки. Но я начал изучать философию. Для меня теология и музыка всегда существуют вместе. Сегодня я иногда сочиняю композиции, камерную музыку и другое. Некоторые мелодии в нашем новом сборнике песен написаны мной.
Сегодня Манфред Брокманн мечтает сочинить маленькую ораторию о бывшем суперинтенданте Николае Шнайдере и его проповедях.
- Я хочу подтвердить, что в отличие от многих изучал теологию не потому, что чувствовал призвание, хотел изменить мир или просто по традиции, а из любопытства. Моя душа жаждала большего, чем этот мир может предложить. Я всегда был глубоко убежден: должно быть что-то большее, чем все это.
Привлекающая Россия
В 1992 году пастор Брокманн получил возможность отпуска для дополнительного образования на шесть месяцев.
- Россия всегда привлекала меня. Это бескрайняя, просторная, закрытая, окутанная тайной страна. Кроме того, я всегда был любителем русской литературы. Меня пригласили на первый Синод DELKRO («Немецкая евангелическо-лютеранская церковь в республиках Востока») в Омск.
Именно там Манфред Альфредович узнал, что в пяти тысячах километров от Омска, во Владивостоке, который еще совсем недавно был закрытым, есть старая лютеранская церковь.
- В то время на ее месте находился музей российского Тихоокеанского флота. А во Владивостоке жили около 800 российских немцев, в Приморье – около 4000. И все они были с прошлыми лютеранскими традициями.
Но найти российских немцев было не так легко. Обращение в КГБ было безуспешным. И пастор Брокманн решил пойти за помощью в Русскую православную церковь.
- Я думал, что христиане должны помогать друг другу. Но ничего подобного. Мне ответили: «Что вы здесь хотите? В России есть только православные христиане!». Я был практически в отчаянии и думал, что здесь ничего не получится.
Но в, казалось бы, неразрешимой ситуации Манфреду Альфредовичу помогло увлечение музыкой.
- На моей первой визитной карточке в России стоит «Манфред Брокманн, пастор и музыкант». Однажды я отправился на концерт, и там один из слушателей был одет в черно-белое со специальным пасторским воротником. Конечно, я обратился к нему. Это был пастор Даниель Маурэр, американец, священник Римско-католической церкви. Он приехал во Владивосток за две недели до меня и за это время узнал о некоторых лютеранах. Я посетил их, и новость распространилась: «Приехал лютеранский пастор, который хочет работать с нами».
После этого все приморские лютеране «вышли из подполья». Уже 31 мая 1992 года все вместе они праздновали первое богослужение во Владивостоке.
Дни немецкой культуры
С 1993 года во Владивостоке ежегодно проходят Дни немецкой культуры. Главным организатором этого проекта является евангелическо-лютеранская община Св. Павла во главе с Манфредом Брокманном. Он, кстати, с 2000 по 2005 год был почетным консулом Германии во Владивостоке.
- Проект несет в себе просветительскую, творческую и гуманитарную направленность. Его уникальность заключается в том, что он собрал в себя различные виды искусств, ведущих преподавателей гуманитарных дисциплин, студентов вузов. Это привлекает общественность к коллективному восприятию ценностей культуры.
Ежегодно выбирается литературный «покровитель» Дней культуры из немецких деятелей в этой области. В разное время ими были Шиллер, Гофман, Гейне, Грасс, Гауптман, Белль, Гессе. В рамках мероприятия также представляют разнообразные по тематике и содержанию экспозиции выставок.
- Уже традиционными стали наши философские чтения в рамках Дней немецкой культуры. В этом году их темой стало «Христианство и демократия». И, конечно, этот проект не обходится без музыки.
Манфред Брокманн привлекает к участию в Днях немецкой культуры не только ведущих исполнителей Владивостока, но и иностранных музыкантов. В этом году, например, с органным концертом в церкви Св. Павла выступила немецкая исполнительница Констанция Ковальски.
Постоянные репетиции проходят в церкви Св. Павла и сегодня. Хор общины состоит в основном из любителей. Они старательно берут ноты и готовятся к выступлениям.
- Адвентский концерт, посвященный одноименному празднику, состоится 12 декабря. Сейчас музыканты готовятся к нему. А 26 и 27 декабря у нас пройдут рождественские концерты. На них можно будет услышать популярную рождественскую музыку в исполнении нашего ансамбля.
Кстати. Если католическая церковь поминает святых, мучеников и усопших 1 и 2 ноября, то протестантская делает это в последнее воскресенье ноября. В этом году памятная дата для протестантов выпала на 22 ноября.
Первоначально реформаторы не приняли католический День Всех Святых и не создали подобный в протестантском календаре праздников, потому на поминовение усопших было наложено табу. Лишь в 1816 году прусский король Фридрих Вильгельм III объявил последнее воскресенье церковного года Днем памяти погибших в освободительной войне против Наполеона. Постепенно множество подобных праздников объединились и присоединились к этому дню, а протестантская церковь переняла его и противопоставила католическому Дню Всех Святых.