Прежде на Дальнем Востоке не строились суда такого класса и водоизмещения. Эксперты называют это событие уникальным в истории всего российского судостроения. Глава города Михаил Пилипенко по значимости для страны сравнил его со стыковкой «золотых» звеньев БАМа.
Знаковый для всей страны
Танкер ледового класса АКС4 «Сахалин» дедвейтом 3100 тонн был заложен в 2012 году по заказу ЗАО «Роснефтефлот». Его длина - 88,9 метра, ширина – 13,45 метра. Как выражаются судостроители, он сделан в Находке от киля до клотика. Сейчас здесь ведется монтаж электрооборудования. На официальном сайте ОАО «НСРЗ» идет обратный отсчет времени, оставшегося до торжественного спуска танкера на воду. Достройка займет еще порядка трех месяцев. В начале следующего года завод будет готов отдать судно заказчику.
«Сахалин» и строящееся для «Роснефти» «Приморье» - это суда ледового класса, которые будут обеспечивать территорию Дальнего Востока, Камчатки и Магадана топливом. Их предназначение - приём, перевозка и одновременная выдача до четырёх сортов нефтепродуктов без ограничения по температуре вспышки. Танкеры полностью соответствуют новым международным требованиям для перевозки нефтепродуктов.
Завод, которому в этом году исполнилось 63 года, имеет богатую историю судостроения, большая часть которой приходится на советское время. Не так давно ОАО «НСРЗ» принимало участие в проектах «ВСТО – Козьмино» и «АТЭС–2012». Четыре года назад строили четыре баржи для компании «ТМК». Сегодня, кроме судостроения и судоремонта, заводчане заняты в строительстве космодрома « Восточный» и других важных для развития экономики Дальнего Востока объектов.
«Сегодня мы говорим о сложнейшем проекте и первом опыте НСРЗ в постройке судов подобного класса, - рассказал генеральный директор ОАО «НСРЗ» Андрей Чиж. - С точки зрения организации работ, технологических и инженерных нюансов, нам непросто достались эти танкеры. Под проект удалось собрать профессиональный молодой коллектив с опытом работы в других регионах России. Так как в Приморье раньше не строились корабли подобного класса, в Находку на часть работ приглашали бригады судостроителей со всей страны и из-за рубежа. Кроме того, отправляли на учебу, в том числе в Польшу, Китай, Корею, и своих специалистов.
Я очень надеюсь, что это начало возрождения судостроения в Находкинском городском округе. Мы показываем стране, что Дальний Восток многое может, и надеемся, что и в дальнейшем будем получать заказы от крупных структур, в том числе Минобороны».
Как отмечают эксперты, завершение строительства танкера «Сахалин» - знаковое событие не только для Находки, но и для России в целом. НСРЗ сегодня способен выполнять сложнейшие проекты в своей отрасли и имеет самые серьезные перспективы. За 20 лет стагнации отрасли большое судостроение как таковое осталось лишь в Санкт-Петербурге. И сегодня второй в России центр судоверфей развивается в Приморье. Судостроительных площадок, оставшихся в крае с советских времен, достаточно много. Находкинский завод непрерывно обменивается опытом с коллегами и обещает быть значимой частью судостроительного кластера, создание которого сейчас ведется в крае.
«Судоремонтная отрасль в Находкинском городском округе переживает небывалый подъем. Находка сегодня сделала то, что не под силу пока никому в крае. Это титанический труд – в наше время наладить судостроение, да еще на судоремонтном заводе! – отметил глава Находки Михаил Пилипенко. - Главное, чтобы российский заказчик наконец повернулся лицом к отечественному производителю».
При поддержке осилим любой заказ
Танкеры «Сахалин» и «Приморье» - на сегодня один из самых значимых заказов предприятия. Как сообщили «МК во Владивостоке» в пресс-службе ОАО «НСРЗ», месяц назад специалисты завода спустили на воду и самоходную баржу СБ-40, которая будет доставлять продукты питания в отдалённые сёла Чукотки. Помимо этого, на заводе в эти дни также ведется изготовление и сборка 13 мостовых кранов грузоподъёмностью от 20 до 180 тонн для новой судоверфи ОАО «Звезда» в Большом Камне. Стенды для их изготовления были специально сконструированы на НСРЗ. Первые два крана уже готовы к отгрузке, полностью заказ будет выполнен к декабрю этого года.
Станислав Примаченко, депутат Думы Владивостока:
- Радует, что вслед за стремительно возрождающимся «Дальзаводом» Владивостока на крыло встают и другие судостроительные и судоремонтные предприятия края. А это и рабочие места, и достойная зарплата, и уверенность в завтрашнем дне тысяч приморских семей.