Как населению, которое может получить постоянные и сезонные рабочие места, собирая и сдавая дикоросы, так и бизнесменам, которым станет выгодно содержать аренду лесных угодий. Они получат гарантию сбыта продукта по справедливой цене. Причем не только за рубежи нашей родины…
Выгодно всем
Вспомним. В недавние еще советские времена по всему Приморью существовали пункты закупки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения – типа сети коопзверопромхозов. Летом многие приморские селяне собирали папоротник, орехи и коренья. Всё это сдавалось за неплохие деньги, а продавалось в основном в Японию. Кстати, населением таежных сел тогда сдавалось очень много папоротника и кедровых орехов, которые можно было купить в магазинах «Кооператор Приморья». Причем дикоросы практически не подвергались переработке, кроме солений.
Сейчас времена не те – дикоросы можно и нужно перерабатывать, чтобы получить зачастую уникальную продукцию и, разумеется, солидные дивиденды вкупе с налогами. А значит, даешь заводы!
Причем создание такого предприятия по переработке дикоросов возможно через вложение в его строительство бюджетных средств в рамках достаточно скромного по затратам инвестпроекта широко разрекламированной правительством РФ программы по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. При этом инвестор, вложившись в проект в рамках его софинансирования, получит благоприятную бизнес-среду для его реализации.
Кстати, в настоящее время в Приморском крае рассматривается инициатива координатора Ассоциации арендаторов кедровых лесов Дальнего Востока Алексея Карасева из Арсеньева о создании центра по переработке ореха и других дикоросов в Приморье. Согласно проектной документации для строительства такого предприятия необходимо всего 100 млн. рублей – сумма, посильная для софинансирования проекта инвестициями из бюджета Приморского края.
Комментируя специально для «МК во Владивостоке» идею такого предприятия, депутат Законодательного Собрания Приморья Юрий Серебряков особо подчеркнул нужность и полезность такого предприятия для развития предпринимательства в приморской глубинке.
- Одним из ключевых условий для инвестиций в такое предприятие я считаю закупку и установку на нем высокотехнологичных и современных производственных линий, - сказал Серебряков.
Выгодно краю
Безусловно, дивиденды от появления такого предприятия по переработке дикоросов ожидаются не только предпринимателем, но и Приморским краем. Ведь работа такого крупного предприятия приведет к повышению инвестиционной привлекательности территории и, разумеется, к увеличению экспортного потенциала Приморья; мы уже не будем повторяться по поводу рабочих мест, увеличения налоговой базы и инвестпривлекательности. Добавим лишь, что это ноу-хау в экономике края станет для краевой власти еще одним существенным рычагом управления немалыми природными ресурсами региона.
Не случайно, выступая перед населением Дальнереченска в марте 2013 года, губернатор Приморья Владимир Миклушевский особо подчеркнул необходимость развития в крае производств, «заточенных» на глубокую переработку леса и его продукции:
- В цену продукции Приморья ее производителям приходится закладывать как немаленькие транспортные расходы, так и растущую заработную плату. Видимо, поэтому лес возить из Приморья становится невыгодно... Хотя есть замечательные примеры, в том числе здесь, на севере Приморья; глубокая переработка древесины позволила производить востребованную и на внутреннем рынке, и на экспорт продукцию.
Поэтому лес нужно всемерно беречь. Конечно, нет никакого удовольствия от необходимости наказывать лесных расхитителей, но мне ясно: вор должен сидеть в тюрьме. Мы все вместе обязаны лишить спокойной жизни тех, кто занимается хищениями леса. В лесах края действительно много проблем, например, долгое время не проводилось лесоустройство. В целом же проблемы леса, лесных арендаторов и лесопользователей мне понятны, будем вместе над ними работать.
Кстати, Приморский край можно считать одним из передовых регионов Российской Федерации, который в соответствии с новым лесным законодательством (Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г.
№ 200-ФЗ) начал развитие арендных отношений для целей заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений и уже добился ощутимых результатов в этом новом для региона направлении. На сегодняшний день Приморский край сохраняет лидирующие позиции в РФ по числу данных аренд, существенно опережая другие регионы.
Так, по состоянию на 01.01.2012 года (данные Рослесхоза) в целях заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений в целом по стране передано в аренду 1,13 млн. га, тогда как только в одном Приморском крае – 0,756 млн. га, а в Алтайском крае – только 0,121 млн. га.
При этом следует учесть существенные различия в природных и экономических особенностях лесных регионов России. Объективными являются различие в площадях, занимаемых лесами на Дальнем Востоке и в Сибири, их доступность, наличие программы по защите тигра, запрет на рубку кедра на Дальнем Востоке и отсутствие такого запрета(!) в Сибири, а также плотность населения и уровень его занятости.
Приморский край можно считать одним из передовых регионов страны в сфере оборота дикоросов и развития бизнеса в этом направлении. В соответствии с новым лесным законодательством в Приморье достаточно давно и успешно началось развитие арендных отношений для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. На сегодняшний день, по данным Рослесхоза, наш край сохраняет лидирующие позиции по числу данных аренд, существенно опережая другие регионы.
С 2007 года уже более 600 тысяч гектаров ценных лесов Приморья были переданы в аренду на срок до 49 лет для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. Разумеется, после взятия в аренду орехово-промысловых зон в них были почти полностью прекращены рубки леса. Теперь наступил новый этап – арендаторы представляют миру продукцию орехово-промысловых зон. Ведь богатая флора лесов юга Дальнего Востока дает не только папоротник и орехи, но и сотни видов лекарственных растений и пищевых ресурсов, используемых в восточной медицине, в траволечении, в производстве чаев, БАДов и других продуктов.
Выгодно народу
Однако, к сожалению, уникальные дикоросы Приморья сегодня попадают на внутренний и мировой рынки под флагом Китая, где налажена их переработка. С грустью повторимся - отсутствие у приморских арендаторов собственных перерабатывающих мощностей, соответствующих современным мировым стандартам, диктует необходимость серьезных госинвестиций в эту сферу.
- Взятие в аренду орехово-промысловых зон под заготовку пищевых лесных ресурсов дало возможность не только сохранить кедровые леса от рубок, но и планировать развитие предприятий по переработке дикоросов, в том числе ореха кедрового. Инвестиционный проект нашего, приморского предприятия по переработке дикоросов ООО «ПЗБ» из Арсеньева был рассмотрен экспертами Международного центра развития регионов и представлен для включения в программу социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 годы, - рассказал «МК во Владивостоке» Алексей Карасев.
Важность развития использования недревесной продукции леса признана одним из приоритетных направлений в государственной программе Приморского края «Развитие лесного хозяйства в Приморском крае» на 2013-2017 годы. Кстати, администрация Приморского края и лично губернатор Владимир Миклушевский не раз заявляли о поддержке инвестиционных проектов в сфере устойчивой заготовки и переработки приморских дикоросов на основе уже созданных предприятий.
Такие планы, в частности, были озвучены на встрече представителей американской компании «Коско», крупнейшей сетевой торговой компании США, с представителями Ассоциации арендаторов кедровых лесов Приморского края во Владивостоке. Участники встречи обсудили совместную работу по переработке кедрового ореха на территории края. Как было озвучено в рамках встречи, представители американской сетевой компании заинтересованы в закупке крупных партий кедровых орехов. А представители Ассоциации считают: подобное сотрудничество поможет приморцам создавать высокодоходные перерабатывающие производства с гарантированным рынком сбыта.
Суть проекта – аккумулирование объемов кедрового ореха на крупном перерабатывающем предприятии. В этом случае можно привлечь инвесторов для создания не только производства по переработке, но и организовать на предприятии хранение и таможенное оформление продукции. Аккумулирование ресурсного потока создает предпосылки не только для прямой переработки ореха на ядро, но и позволит внедрить глубокую переработку орехов кедра и отходов кедрового производства, например, для получения активированного медицинского угля или кедропласта.
Переработка кедрового ореха сегодня является наиболее капитало- и ресурсоемким проектом из всего спектра дикоросов. В настоящее время на межрегиональном уровне идет «подспудное» движение по формированию приоритетного места для размещения центра по переработке кедра. Можно выделить следующие конкурентные зоны: Москва, Новосибирск, Томск, Красноярский край, Бурятия, Приморский край.
При этом, по оценке экспертов, наиболее заметными «игроками» в РФ являются «НАТСИ» (Новосибирск), которая официально арендует участки леса в Томской области и имеет годовой объем переработки по ядру на уровне 1800 т (150 т/месяц), Торгово-закупочная база (Арсеньев, Приморский край), «Вигадо» («Ореховый мир», Москва).
Думается, Приморью сам Бог подсказывает помочь своим приморским предпринимателям; очень может быть, что тогда наши орешки защелкают и в столицах!
Комментарий
Александр Приходько, депутат Думы Владивостока:
- У нас в Приморье инициативный человек на любом виде дикоросов может неплохо заработать; есть устойчивый рынок сбыта папоротника, кедрового ореха. Жить в деревне и зарабатывать на этом дополнительные деньги можно… Не секрет, что в урожайные годы на тех же орехах люди, бывало, зарабатывали себе на машину и квартиру. Однако пока частные сборщики дикоросов в основном сдают дары леса через перекупщиков на китайский рынок. Поэтому создание в крае собственного крупного предприятия по переработке ореха и других дикоросов – дело очень нужное и актуальное, реальная помощь малым предприятиям края и малоимущим селянам. Ведь на сборе ягод и грибов в деревнях чаще всего зарабатывают дети и пенсионеры.