Здесь нет картин в привычном понимании живописи, нет того, на что мы привыкли смотреть в картинных галереях, – здесь по воле французского художника Клода Фора основу экспозиции составили… слова.
Самые простые, французские, русские, полунаписанные или исчезающие к концу предложения, привлекающие взгляд крупным, броским шрифтом или настолько мизерные, что, для того чтобы их разглядеть, требуется лупа – эти слова превратились у Клода Фора в искусство.
«Меня интересует то, что идеальная прозрачность знаков постоянно избегает риска быть схваченной материальностью их носителя», - говорит о своем творчестве сам Клод Фор.
«Писатель занят звучанием слов, которые он пишет. Печатник, сериграф должны пройти через физическую переработку слов и знаков. Для меня было очевидно, что то, что меня интересует, было переходом от смысла слова к материальности знака. Я перешел от замысла выражения речи через письмо (литературное) к выражению разных слов через форму с помощью различных материалов. У меня тяга к фрагменту, и это меня отдаляет от письменной формы языка и приближает к изобразительному искусству», - считает художник.
Как рассказала «МК во Владивостоке» директор «Альянс Франсез Владивосток» Елена Никитина, в экспозиции все работы имеют смысл. Клод Фор использует как традиционную технику, так и делает подобные «вещи со смыслом»:
- Художник работает не только с визуальными образами, но и с текстами, буквами, языком и смыслом.
Например, французская пословица, аналог нашей «С глаз долой из сердца вон», написана так, что первая ее часть находится на видном месте, а вторая скрыта от глаз. Есть здесь картина, на которой написаны цветные слова. И, если соединить прилагательное цвета со словом, получится очень интересно. Например, слово «юмор» написано черным, билет – желтым, армия – белым и красным, береза – белым. Есть интересная работа «Объект в процессе исчезновения» - эта надпись с каждым словом становится все бледнее. А маленькая работа, которую нужно рассматривать, начинается со слов: «Мы значим слишком мало». Она имеет философский контекст, так как каждый из нас мнит себя великим и очень значимым, но, с точки зрения Вселенной, мы ничтожно малы.
В самом центре выставки мы повесили программное произведение, которое переводится как «Искусство повсюду», оно олицетворяет главную мысль, которую Клод Фор пытается донести до своих зрителей, - рассказала Елена Никитина.
Все картины пришли в столицу Приморья по почте из Иркутска. Глубинный смысл выставки уже смогли оценить любители искусства в 11 городах нашей страны, в которых есть «Альянс Франсез», - в Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Тольятти. Владивосток стал последним, 12-м городом, где путешествие экспозиции заканчивается, завершая 2012 год – Год французского языка и литературы в России.
Выставка продлится до 2 февраля 2013 года.