Романтика авангарда, колхозное и промышленное строительство, война, детская литература, детские лагеря отдыха, городские зарисовки, театральная жизнь – все эти серьёзные и глубокие темы нашли отражение в творчестве художницы. И если принять во внимание временные границы этого творчества (1918–1993 гг.), то можно говорить о целой эпохе, в которую вошла жизнь Советской России. Вот и получается, что Елена Афанасьева стала одной из тех, кто выполнил летопись эпохи, а поскольку портрет – ее любимый жанр, родилось название «Портрет эпохи».
О «Портрете эпохи» кистью Афанасьевой «МК во Владивостоке» рассказал куратор и автор выставки Юрий Волкогонов:
- Елена Александровна рисовала с раннего детства, а первые уроки получила в Харбине. За женский портрет-набросок она получила свою первую премию. Училась в студии художника Василия Баталова, свободное время проводила в импровизированной студии «Балаганчик». В 1920 году она пишет портрет одного из основоположников русского футуризма, приехавшего во Владивосток, Давида Бурлюка, и тот высоко оценил дарование автора. В 1923-м она решает поехать в Москву — поступать во ВХУТЭМАС. Но в дороге воры крадут все подготовленные работы, новые пришлось срочно рисовать прямо в вагоне - портреты красноармейца Вахрушева и комсомольца Миши приняли на ура.
Иллюстрации сильнее текста
Ещё будучи студенткой, художница начала длительное сотрудничество с детским журналом «Мурзилка», проиллюстрировала огромное количество детской литературы и учебников. О книге Агнии Барто «Машенька» с рисунками Афанасьевой говорили, что иллюстрации в ней превзошли стихи, — высочайшая оценка творчества художника.
Выставка должна помочь зрителю понять, кто такой автор, работы которого мы знаем с детства. Елена Афанасьева замечательна прежде всего своей духовной цельностью, преданностью призванию, редкой работоспособностью, уникально долгой жизнью в искусстве (75 лет). Она стала свидетелем и участником интереснейшего и во многом ещё не изученного периода в отечественном искусстве – первого русского авангарда. Елена Александровна стояла у истоков организации оте-
чественной детской литературы и детского журнала. Создала обширную портретную галерею актёров, режиссёров, писателей и других деятелей искусства нашей страны. Уникальна она и накалом творческого горения, не угасавшим с годами (работы последних лет жизни ничуть не слабее работ более ранних).
Уникальные материалы
Экспозиция готовилась более 20 лет, и ожидание оправдалось. На выставке представлены 153 работы, задействованы три лучших музейных зала. Во-первых, для того, чтобы собрать такое количество высококачественного выставочного материала, нужно немалое время. Во-вторых, учитывая профиль (краеведческий) музея и тот факт, что выставка выстраивалась прежде всего с доминантой художественной, потребовалось немалое время для того, чтобы достойно переработать и осмыслить наследие Елены Афанасьевой (было отсмотрено более 3500 работ). В результате родилась выставка, делающая честь любому профильному художественному музею зоны Сибири и Дальнего Востока.
Проделана огромная работа. На протяжении более чем 25 лет поддерживался творческий и просто человеческий диалог сначала с Еленой Александровной, а затем с её дочерью Мариной Леонидовной. Основная нагрузка легла на главного хранителя музея Нину Беслановну Керчелаеву. Именно она в течение четверти века «держала руку на пульсе»: выезжала в командировки, переписывалась, созванивалась с семьёй Афанасьевых.
Классическое искусство
Что особенно важно, выставка Афанасьевой открылась именно сейчас, когда вкусовая шкала общества изрядно размыта. В последнее время в понятие «искусство» включаются самые разные якобы творческие выходки, например действия группы «Война», которые позиционируются как высокохудожественные.
Зрителям среднего и старшего возраста выставка Афанасьевой напомнит детство с обязательным «Мурзилкой» и знакомыми детскими книжками. Зрителям помоложе приоткроет дверцу в детский мир родителей, бабушек и дедушек, позволит прикоснуться к миру российского театра.