Представители кинокомиссии Приморского края недавно презентовали свою деятельность на Генеральной ассамблее Международной ассоциации азиатских кинокомиссий (Asian Film Commission Network) в Пусане. Ассамблея ежегодно проходит в октябре в рамках Азиатского кинофорума Link of Cine-Asia.
Там же кинокомиссия из Приморья вступила в AFCNet (Международная ассоциация азиатских кинокомиссий). Какие преимущества дает такое членство, рассказал руководитель кинокомиссии Приморского края Дмитрий Шевцов.
- Дмитрий, насколько важную миссию вы выполнили, посетив Азиатский кинофорум и вступив в Международную ассоциацию азиатских кинокомиссий?
- Мы привезли из поездки много новых идей и полезных знакомств для будущей работы, что во многом открывает для нас международный рынок. Членство в AFCNet привлечет в Приморский край больше международных кинопроектов. Благодаря ему о возможностях, которые предоставляет Приморье для съемок кино, узнает большое количество кинематографистов по всему миру.
- Расскажите, чем занимается ассоциация и кто ее члены?
- Задача AFCNet - развивать киноиндустрию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В нее входят 59 кинокомиссий и киностудий из 18 стран. Ассоциация продвигает своих членов на международном кинорынке: в Гонконге, Лондоне, Лос-Анджелесе.
- Как будет происходить дальнейшее взаимодействие, есть ли уже конкретные планы?
- Да, планы есть. На кинофоруме Link of Cine-Asia каждый год проходит сессия Rising Asia, на которой три страны представляют свои возможности для съемок кино. Уже в следующем году на этой сессии мы, кинокомиссия Приморского края, будем представлять возможности не только Приморья, но и России.
AFCNet сотрудничает с лучшими локейшн-менеджерами мира (это те, кто выбирает площадки для съемок фильмов), предоставляя им базы локаций кинокомиссий и устраивая локейшн-туры. Кинокомиссия Приморского края пригласила локейшн-менеджеров, которые участвовали в кинофоруме Link of Cine-Asia, посетить Приморье в следующем году.
- В чем вообще заключается задача кинокомиссий, в частности приморской?
- Главная цель – продвижение региона посредством привлечения съемочных групп и развития кинопроизводства. Кроме того, это дополнительные рабочие места и реальный опыт на съемочной площадке для местных специалистов в области кино.
Работа кинокомиссии Приморского края, которая финансируется в рамках государственной программы «Развитие культуры Приморского края» на 2013–2017 годы, очень важна для привлечения в регион больших кинопроектов. Хорошо ориентируясь на внутреннем рынке, мы организуем съемки на местах, облегчая работу продюсеров, помогаем с размещением, логистикой, кадрами, техникой. У нас есть широкая база локаций, оборудования, местных специалистов, актеров и так далее.
Когда на экраны страны или мира выходит кино, снятое на территории Приморья, это повышает узнаваемость региона, увеличивает его привлекательность для туристов и инвесторов.
Например, в кинофильме «Напарник» с участием известного актера Сергея Гармаша, недавно вышедшем на экраны страны, Владивосток показан очень красиво. По отзывам критиков, город в фильме - словно еще один полноценный персонаж. Кстати, скоро этот фильм, снятый во Владивостоке, покажут по телеканалу СТС.
Кроме того, это дополнительные рабочие места и реальный опыт на съемочной площадке для местных специалистов в области кино.
- Как так случилось, что первая в стране кинокомиссия появилась именно в Приморье?
- Действительно, мы – первая кинокомиссия, которая была создана в России. 2016 год был объявлен Годом кино, и Минкультуры приняло решение создавать кинокомиссии в регионах. Надо сказать, что в Приморье уже около десяти лет работала похожая компания, где я был директором с 2011 года. Мы на коммерческой основе выполняли функции кинокомиссии в регионе. Каждый год мы принимали 2-3 кинопроекта - и азиатские, и московские. Каждый раз обращались за поддержкой в администрацию края и, как правило, ее получали. Власти понимали, что когда регион показывают в кино, то это благоприятно сказывается на его имидже. К тому же это всегда хороший информационный повод, особенно если в проекте задействованы известные актеры. Так что и кадры, и соответствующий опыт уже в крае были.
- Опять же, съемочные группы оставляют в крае хорошие бюджеты, так?
- Кинокомиссия Приморского края оказывает свои услуги кинопроектам на безвозмездной основе, это одни из основополагающих принципов нашей работы. Но, конечно, кинокомпании все равно тратят в регионе немалые средства – на гостиницы, зарплаты местному персоналу, транспорт и так далее. Если это голливудский, к примеру, проект, то это миллионы долларов.
При этом во всех фильмах, сделанных при нашем содействии, в титрах указывается, что кино снято при поддержке кинокомиссии Приморского края.
Кстати, кинопроектам, которые хотя бы частично реализуются на территории Приморского края, могут быть предоставлены субдисидии в размере 15% от затрат, понесенных в регионе. Приморский край стал первым регионом России, в котором заработала система предоставления субсидий на возмещение затрат организациям кинематографии.
- Ваша структура создана не так давно - в конце прошлого года. С какими проектами уже удалось поработать?
- В этом году было два значимых кинопроекта. Первый – это художественный фильм «На край света» для ТНТ. Он выйдет на экраны в конце этого года или в начале следующего.
Мы полностью взяли на себя организацию и проведение съемок на территории региона.
«На край света» - это история про девушку, которая уезжает из Москвы во Владивосток, а ее парень бросается за ней. События разворачиваются на фоне Владивостока. Так как съемки во Владивостоке - это все же дорогая история, здесь прошли все экстерьерные съемки, а интерьерные - уже в Москве.
Второй проект - документальный фильм «Фатеич и море». Это совместный проект России, Польши и Финляндии. Фатеич – это реальный персонаж, известный в Приморье человек, который выращивает марикультуру в акватории острова Рикорда – Геннадий Подкорытов.
Идею фильма придумала кинопродюсер Мила Кудряшова, когда несколько лет назад приезжала во Владивосток на кинофестиваль «Меридианы Тихого». Гостей фестиваля тогда свозили на эту морскую ферму, и Мила придумала про нее сценарий. Проект получил грант европейского фонда, к нему подключились кинематографисты Польши и Финляндии, режиссером стала очень известный российский документалист Алина Рудницкая, также привлекли одного из лучших операторов из Польши.
Этим летом прошли съемки в Приморье, всего было около 40 съемочных дней, в следующем году фильм представят в Европе на кинофестивалях.
- Вот так и рождается кино – приехали во Владивосток с одним фильмом, и здесь же родилась идея другого - на местном материале.
- Да, так это и работает. И, кстати, во время работы над фильмом «Фатеич и море» зародилась еще одна идея фильма о Приморье. На этот раз польская сторона заинтересовалась историей рода Янковских, ведь поляк Михаил Янковский попал на российский Дальний Восток из Польши. Тут же сразу и отсняли предварительный материал.
Уже известно, что польская кинокомпания «Аркана» создаст документальный фильм о Янковских. Съемки пройдут в следующем году. Наша кинокомиссия стала партнером этого проекта, Мила Кудряшова выступит сопродюсером с российской стороны. А после будет снят на эту тему и художественный фильм.
- Кроме содействия съемкам, какие еще направления деятельности у кинокомиссии?
- Мы также составляем базы локаций, актеров, ассистентов и другого киноперсонала. Проводим кастинги, ищем специалистов и новые интересные места для съемок.
Кроме того, кинокомиссия помогает приморским кинематографистам. Мы собрали всех местных ребят, кто снимает фильмы, объяснили им, чем можем помочь и что мы открыты для всех.
В этом году кинокомиссия уже помогла четырем приморским кинопроектам.
Например, сейчас проходят съемки художественного фильма Юлии Вичковской. Уроженка Владивостока, она выучилась в австралийской киношколе и теперь здесь снимает свое дебютное кино. Короткометражный фильм «Колядки» - история про то, как дети ходят по домам на Рождество и колядуют и как взрослые по-разному на это реагируют. И там еще есть сюжетная линия про непростую семейную историю девочки – главной героини. Мы предоставляем режиссеру технику и специалистов, подобрали актеров, в том числе детей.
- Летом вы проводили конкурс кинопроектов, расскажите, что из этого получилось?
- Действительно, в этом году мы придумали питчинг короткометражных фильмов – это конкурс проектов, победитель которого получает все условия для создания фильма под ключ: актеров, команду, оборудование, локации.
Первый питчинг провели этим летом. Из десяти заявок в финал вышло пять, а победил проект Константина Соколова «Воспоминание». Мы уже начали работать над фильмом, но по независящим от нас причинам пришлось перенести съемки на следующий год.
Сейчас несколько переформатируем идею питчинга и скоро будем готовы объявить следующий.
- Планируется ли в рамках работы кинокомиссии Приморья какое-то обучение местных кадров в области кинематографии?
- Да, еще одно направление нашей деятельности – киношкола. В ее рамках мы организуем мастер-классы для местных кинематографистов с профессионалами, которые приезжают в Приморье на съемки. Встречи проходят в библиотеке «Бук». В этом году состоялось три таких мастер-класса, например с польскими операторами.
Есть также идея создать во Владивостоке киношколу для персонала «второго плана» - помощников режиссеров и операторов, ассистентов по массовке и так далее, всего около 20 позиций. Именно эти специалисты востребованы в «приезжих» кинопроектах, и сейчас мы ощущаем их дефицит. Обучить людей здесь выгодно всем – продюсеры сэкономят деньги, получая специалистов на месте, а приморцы будут учиться делать кино непосредственно на съемочной площадке и при этом получать зарплату.