Как в Приморье решают проблему социального сиротства

В региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, можно найти информацию о 2194 (данные на 01.10.2017) детях. На первый взгляд эти цифры кажутся большими, но если сравнить с количеством детей, которые стоят на учете в органах опеки и попечительства (а это более 10 тысяч человек), то можно увидеть, какая огромная работа проделывается для того, чтобы у каждого ребенка в Приморье была семья. 

Как в Приморье решают проблему социального сиротства
Фото: Екатерина Цой

«МК во Владивостоке» поговорил с заместителем директора краевого департамента образования и науки Натальей Василянской о мерах профилактики социального сиротства, предпринимаемых в рамках государственной краевой программы «Развитие образования Приморского края».

- Как устроена работа департамента образования по профилактике сиротства?

- Нужно понимать, что в системе сиротства настоящих сирот единицы, в основном это социальные сироты. В качестве приоритетного направления работы в этой сфере сейчас рассматривается процесс деинституционализации. Если вкратце, то это сокращение количества детей-сирот в учреждениях и, самое главное, предупреждение утраты детьми родительской опеки. Это задача всех наших специалистов – сделать так, чтобы ребенок не ушел из семьи. Над этим работают территориальные отделы опеки и попечительства, центры содействия семейному устройству и те службы, которые находятся в этих центрах.

Сегодня у нас в крае работают 34 отдела опеки, 25 центров содействия семейному устройству и в них – 20 служб медико-психологического сопровождения. В этих службах есть школы приемных родителей, которые занимаются кандидатами в приемные родители. А сама служба сопровождения помогает в кризисе семьи,  приемным и замещающим родителям, которые уже взяли к себе деток. Кроме того, сегодня эти службы взяли на себя еще и роль постинтернатного сопровождения: они отслеживают судьбу детей, которые выходят из центров, поступают в колледжи, вузы, трудоустраиваются. В этом плане также большую роль играет команда некоммерческих организаций, общественных движений, благотворительных фондов, волонтеры. Процесс деинституционализации – это еще и развитие различных форм семейного воспитания, создание системы приемных родителей и сопровождение замещающих семей.

Еще одна задача, которую мы перед собой поставили в этом году, – борьба с вторичным сиротством, когда дети из нашей системы возвращают в эту систему своих детей. Сегодня создана слаженная команда единомышленников, которая работает над снижением показателей социального сиротства. Это команда межведомственного взаимодействия всех органов власти.

- Как ведется работа по устранению вторичного сиротства?

- Работа в первую очередь идет внутри центров. Согласно правительственному постановлению центры не только поменяли название, они изменились внутренне. Вместо групп теперь комнаты, организованные по-семейному, где вместе могут проживать разновозрастные братья и сестры.

С детьми работают врачи-гинекологи, психотерапевты, психологи, помогают в этом представители Русской православной церкви, которые вместе с нами говорят об институте семьи, о материнстве. Детям помогают в профориентации, прививают здоровый образ жизни. Эта работа продолжается в колледже, в вузе. Им рассказывают, куда они могут обратиться в трудной ситуации. В наших центрах работают педагогические мастерские по социально-правовой ориентации, есть волонтеры, которые открыли приемные гостиные.

- Ведется ли работа по возвращению ребенка в родную семью, если он по каким-то причинам оказался в центре?

- Да, это еще одно направление нашей работы. Кровная семья – это не всегда мама и папа, иногда это тетя, бабушки, которые по каким-то причинам боятся брать на себя ответственность за ребенка. Здесь и подключаются специалисты опеки и службы центра. Если не удается вернуть в семью – устраивают в замещающую семью. Если и эти процессы не проходят – наша задача создать в государственных учреждениях адекватные  условия для проживания, воспитания и, самое главное, развития этих детей. Вернуть ребенка в кровную семью – это тяжелейшая работа. Это означает вылечить и социально адаптировать его родителей. Здесь подключаются все – департамент здравоохранения, МВД, отдел по делам несовершеннолетних, главы муниципалитетов, центры занятости, школы, все, кто может хоть как-то помочь. Родителя лечат, трудоустраивают и, самое главное, восстанавливают психологически.

- Вы говорили о большой роли общества в этом деле, какие конкретно примеры можно привести? 

- Если мы говорим о взаимодействии власти и гражданского сообщества, то это проект «Дети Приморья», который за три года своего существования уже успел стать поистине народным. Начинался этот проект с новогодних каникул в семье, чтобы ребенок смог побывать на семейном празднике, получить подарок, как и все дети. Теперь этот проект превратился в круглогодичный – мы сделали весенние, летние каникулы в семье, проект «Родитель выходного дня».

- Проект получил отклик у жителей Приморья?

- Да, стали откликаться те граждане, которые не могут взять под постоянную опеку, те, кто сомневается, побаивается. А детям в свою очередь обязательно нужен взрослый наставник. Пусть не приемный родитель, усыновитель, а друг.

Вот, например, итоги акции за прошлый год: из 59 детей в Лесозаводске взяли на каникулы 36, в Яковлевке из 19 – 14, в Новошахтинске из 74 – 35, в Артеме из 79 – 25, в Преображении из 30 – 14. Это очень хорошие показатели.

- Но правильно ли взять ребенка на несколько дней и вернуть обратно в центр?

- Для детей это не травматично, если вы об этом. Они понимают, что пошли в гости. Психологи, педагоги выстраивают в сознании ребенка понимание, что он может ходить к кому-то в гости, к нему в свою очередь тоже ходят гости (в наши центры ходит очень много гостей, и это правильно). Когда они приходят в семью в гости, они социализируются. Одно дело, когда мы на пальцах рассказываем, как должно быть в семье, другое дело, когда они видят это своими глазами. Для нас с вами это кажется обыденным, а для них это целый экскурс в обыкновенную жизнь.

- Что нужно, чтобы взять ребенка на выходные или праздники в семью?

- Вы не можете просто зайти в учреждение и забрать любого ребенка. Вы заходите в учреждение по распоряжению органов опеки с готовым направлением. Чтобы его получить, нужно обратиться в территориальный отдел опеки и собрать соответствующий пакет документов. С направлением обычно  приходят к руководителю службы, потом обязательно знакомятся с ребенком. И обязательно ставится условие – вы друг и не более того.

- А что нужно знать тем, кто хочет забрать ребенка из центра содействия семейному устройству в семью навсегда?

- Надо идти в органы опеки и попечительства, писать там заявление. Дальше выдают своеобразный «бегунок», в котором написано, что нужно пройти медкомиссию, получить справку из полиции, согласие всех членов семьи и обязательно пройти школу приемных родителей. По окончании школы выдается бессрочное свидетельство. Если все документы собраны и все хорошо, человек получает заключение кандидата сроком на два года.

 - Расскажите подробнее про школу приемных родителей.

- Направление дается обычно в ближайшую школу, но можно выбирать. Когда человек приходит в школу, он прежде всего работает со специалистами службы – это психолог, социальный педагог, дефектолог, юрист и психотерапевт, который правильно и обоснованно расскажет о тех проблемах, с которыми может столкнуться семья.

На занятиях родители прежде всего понимают свою мотивацию. Самая главная мотивация – это осознание, что они делают это не для ребенка, а для себя. Также изучается физиология и все ступени кризиса, через которые может проходить семья. Тут уже зачастую подключаются и свои дети. В курсе есть огромный пласт правового направления, в котором рассказывают о понятиях опеки и попечительства. Бывает и так, что в школе родители понимают, что они не готовы. И на самом деле это тоже успех педагогов – они достучались.

По длительности курс занимает обычно месяц - столько нужно, чтобы подготовить все бумаги. Но может и дольше в зависимости от графика - он может быть индивидуальный.

- Какая еще ведется работа по устройству детей в семьи и профилактике социального сиротства?

- Еще одним приоритетным направлением мы сделали обучение педагогов и специалистов, которые работают в системе. Мы прорабатываем опыт других регионов и по возможности берем себе самое нужное и эффективное. В июле этого года на нашей территории Министерство образования и науки РФ провело межрегиональную конференцию и обучающий семинар для специалистов нашей системы и всего Дальневосточного федерального округа. Обучение прошли 210 наших специалистов. И по итогу представители делегации, которые приехали на этот семинар, отметили, как изменился Приморский край и с какой готовностью наши специалисты впитывают новую информацию.

Существуют также огромные проекты наставничества. Это когда органы власти, МЧС, ГУФСИН, пограничники, полиция, налоговая и другие ведомства осуществляют волонтерство над каким-то учреждением. Они отмечают вместе с детьми Новый год, выходят на какие-то спортивные мероприятия, играют в футбол, да и просто идут в лес или к морю жарить сосиски. Сегодня в крае выстроена эффективная структура взаимодействия в устранении социального сиротства.

Да, мы чиновники, и для нас в части показателей важны  цифры, но у всех моих подчиненных есть четкое понимание того, что за каждой цифрой стоит судьба ребенка, которую мы должны рассматривать  с индивидуальным подходом.

- Как работает этот индивидуальный подход?

- Например, органы профилактики  выявили ребенка и пишут ходатайство, вместе с которым они четко расписывают, что было сделано для того, чтобы ребенок не зашел в систему. Сейчас есть   дети, которые были помещены в наши учреждения по временному заявлению родителей. Если есть хоть какая-то надежда на то, что ребенка можно не объявить оставшимся без попечения, органы опеки начинают работать с его родителями. Однозначно лишать родительских прав сразу нельзя.

Кстати, если раньше детей размещали по краю в случайном порядке, то сейчас мы прикладываем максимальные усилия, чтобы не вырывать ребенка из социума и не травмировать его еще больше. Хитрость в том, что в этом социуме всегда есть заботливая соседка или другой человек, близкий этому ребенку.

- Что может послужить поводом, чтобы ребенка поместили в учреждение?

- Поводов много. Прежде всего если ребенок находится в опасном положении, есть угроза его  жизни, здоровью. Специалисты выезжают и оценивают ситуацию коллегиально. Но сегодня вся система разворачивается в сторону института семьи, чтобы семью реабилитировали и поднимали нравственно и духовно.

- Каких показателей удалось добиться к настоящему времени?

- Численность детей-сирот, состоящих на учете в органах опеки и попечительства по состоянию на 1 октября 2017 года, составляет 10 999 человек, в прошлом году этот показатель составлял 11 258 человек. Но из детей-сирот, которые состоят на учете, 8528 воспитываются в семьях – это 76,8%.  В прошлом году эта цифра составляла 8361 человек. Из этих  8528 детей под опекой находятся 4892, в приемных семьях – 1801, усыновлено – 1835. Это очень много. В банке данных на 1 октября 2017 года находится информация о 2194 детях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 25 октября 2017

Заголовок в газете: «За каждой цифрой – судьба ребенка»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру