Легко ли стать водителем во Владивостоке

Владивосток – самый насыщенный автомобилями город России. Этот факт давно воспринимается всеми как нечто само собой разумеющееся. И водителей здесь, соответственно, тоже много. Легко ли присоединиться к их числу? Опытом делится корр. «МК во Владивостоке».

Легко ли стать водителем во Владивостоке
Фото: Алена Теплова

Жить во Владивостоке, быть совершеннолетним и не уметь водить – нонсенс. Эта не особенно глубокая мысль пришла мне в голову где-то в последнюю неделю декабря прошлого года. Собственная машина в качестве стимула есть, средства на учебу найдутся, со здоровьем серьезных проблем, наоборот,  не находится… А значит, решила я, ничего не мешает пойти и получить, наконец, водительские права. Железо нужно ковать, пока горячо, а значит, все нужно сделать обязательно до конца года. Чем не подарок на праздник?

Первое, с чем необходимо разобраться на пути к заветной цели, – пройти медкомиссию. Точнее, получить медицинскую справку о допуске к управлению транспортным средством. Теоретически документ совершенно необходимый, ведь никому не захочется внезапно обнаружить за рулем автомобиля наркомана, сумасшедшего или человека со зрением, позволяющим отличить пешехода от столба только после столкновения. Фактически же преодоление этой ступени потребовало немало нервов, но оказалось полнейшей формальностью.

Медкомиссия

Первый пункт – врач-нарколог. Получают такую справку во Владивостоке на улице Станюковича. Из плюсов: повезло пройти совершенно без очереди. Из сомнительных плюсов: специалист спросил, употребляю ли я какие-то вещества, взглянул на локтевые сгибы рук и отпустил с миром. Не то чтобы подобное доверие обижало, но разве такого «исследования» хватает, чтобы удостовериться в том, что пациент ничего незаконного и  влияющего на мышление не принимает?.. Как бы то ни было, с опустевшим на 400 рублей кошельком я отправилась за следующей справкой.

«Очередь всего из пяти человек, вот повезло», – думала я. Пока не оказалось, что для справки необходимы сведения о прописке за последние пять лет. Вдруг я полежала в «желтом доме», а потом коварно переехала, чтобы никто об этом не узнал? Таких страниц в моей медкарте, конечно, не было, но вот переезды и правда были. Три года назад адрес прописки изменился. Так что из психоневрологического диспансера я направилась в свой паспортный стол.

Среда у паспортных столов – выходной день. Очень нужная информация для тех, кому нужно что-то получить в этом замечательном учреждении. А особенно она полезна, когда получена своевременно… Увы, регулярно отпрашиваться с работы не самая лучшая идея, поэтому пришлось пробиваться так, с хорошей шоколадкой наперевес. В привычном за эти три года месте сообщили, что идти нужно было в отделение по тому участку, где я жила именно пять лет назад. А вот там логично выяснилось, что неплохо было бы захватить с собой еще и документ, подтверждающий факт смены фамилии. Эта информация пригодится девушкам, решившим получить ту самую справку вскоре после смены семейного положения.  Документальное подтверждение своей вменяемости днем позже я получила уже без приключений – два человека в очереди, вопросы в духе «Не билась ли головой?» и «Нет ли приступов?», и дело в шляпе. Минус 500 рублей.

Остались офтальмолог и терапевт – сейчас медкомиссия состоит только из этих врачей. И вот с офтальмологом вышла загвоздка. Проверку остроты зрения она проводила… с помощью обычной таблицы «ШБ», но вот только распечатанной на А4 и повешенной на двери в кабинет. Строго выверенные размеры и расстояние, подсветка? Что вы, это лишнее… Терапевт без каких-то изысков выдала справку, в кассе пришлось отдать 1200 рублей. Итого – половина рабочего дня и 2100 рублей.

Начало

Справка есть, теперь нужно определиться с автошколой. Победитель был выбран после долгого и вдумчивого чтения отзывов, опроса знакомых и приглядывания к ценам. В итоге 29 декабря документы отправились в заведение неподалеку от работы. Менеджер даже оплатил такси до офиса – приятно, конечно. По условиям обучения все вроде бы прозвучало неплохо. За 30 тысяч рублей ученик получает теоретический курс (раз в неделю), 26 практических занятий «за рулем» (в удобное время) и сопровождение на экзамен в ГИБДД. Уже после первой прослушанной лекции можно записываться на вождение на автодром.

Лекции оказались интересными. Возможно, просто потому, что привыкший за годы школы, а потом университета мозг с удовольствием втянулся в привычный процесс усвоения знаний. А вот после занятий никак не отпускает мысль: некоторые вещи должен знать каждый, есть у него водительские права или нет. Но почему-то для многих секрет, например, что на пешеходном переходе без светофора пешехода обязаны пропустить. И люди то стоят, не решаясь шагнуть на зебру и путая автомобилистов, то благодарят остановившихся водителей и перебегают дорогу так, словно им сделали большое одолжение… Словом, у просветительской социальной рекламы есть еще немало актуальных неохваченных тем.

Первая поездка по автодрому (13 января) для того, кто ни разу не сидел за рулем, – повод для ярких эмоций. Но вторая, начавшаяся с необходимости сначала доехать до места по довольно пустынной грунтовке, – это отличная причина для настоящей бури переживаний. Шутка ли, мчаться целых десять километров в час, а ведь иногда рядом проезжают настоящие машины! В общем, перед первым выездом в город (25 января), который свершился спустя четыре практических занятия, всем живущим и работающим в том районе друзьям я разослала предупреждение не высовываться на дороги. Мало ли.

Но вернемся немного на автодром. Буквально в сентябре 2016 года здесь обновились упражнения. Знаменитой змейки больше нет, зато есть повороты на 90 градусов. Параллельная парковка, въезд в гараж задним ходом, разворот в ограниченном пространстве немного, но изменились. А эстакада, если учишься на автомат, сдается именно на АКПП. За руль машины на коробке я за время обучения не села ни единого раза.

Практика

Что вспоминается водителям из курса обучения? Конечно, практические занятия, то есть выезды в город. Каждый может рассказать или об «убитой» учебной машине, или о хамящем и курящем инструкторе, или еще о чем-то подобном. Сейчас такая «перчинка», судя по всему, уходит из быта автошкол. Есть возрастной ценз, благодаря которому к обучению допускаются только новые машины. Обязательно использование видеорегистраторов, так что при желании любое неподобающее поведение инструктора можно будет подтвердить с помощью записи. Впрочем, о таких изменениях жалеть как-то не хочется.

А вот о чем хочется пожалеть, так это о состоянии наших дорог. Если человек перемещается исключительно пешком или на автобусе, ему никогда не понять ту боль, что испытывает автомобилист в нашем прекрасном городе. Нет, правда, неужели по ночам прилетают зеленые человечки и воруют асфальт? Как иначе объяснить эти аномальные рытвины и ухабы, сложно и представить. Другой момент, создающий неудобства водителям и способный ввергнуть в тихую панику ученика, – это отсутствующая разметка. И ладно пешеходные переходы и автобусные остановки, их можно опознать по знакам, пусть те и прячутся иногда в густой зелени; а вот двигаться по левому ряду со скоростью потока где-нибудь по трассе совсем невесело.

Знакомые из других городов часто говорили, что не могут арендовать во Владивостоке машину, потому что организация дорожного движения здесь проходит «по понятиям». Эти слова приобрели новые краски после выезда на дороги со свеженьким знанием правил, характерным для любого новичка. Водительский контингент выглядит и правда особенным. Поворотники при перестроении? Редкость. Поворот через полосу или две? Не проблема. Проехать на красный, но потом остановиться на перекрестке? Вообще не вопрос!  Наверное, вместе с курсом лекций в автошколах успехом пользовались бы занятия по теории русского мата… 

Экзамены

По итогу обучения ученик должен сдать теорию, автодром и вождение в городе. Первый раз – в автошколе, второй – уже в ГИБДД. И хотя инструктор обещал, что внутренний экзамен всегда жестче, чтобы не выпускать из автошколы кого попало, вышло как-то наоборот. Если есть те, кто способен сохранять спокойствие в присутствии инспекторов при исполнении, мое им искреннее уважение.

Первый «внешний» экзамен был назначен на середину апреля. Дождливое утро, толпа желающих подтвердить свое знание правил дорожного движения, успех с первой попытки. Переезд на автодром ДОСААФ (только там сейчас принимают соответствующий экзамен), тысяча рублей за подачу приличной машины от автошколы, час ожидания и снова успех. Переезд к начальной точке «города», еще тысяча рублей, четырехчасовое ожидание и провал. А пересдача через два месяца.

Здесь будет небольшое отступление. После того как соискатель на получение водительских прав сдает теорию, она «работает» в течение шести месяцев. Аналогично и с автодромом. Спустя полгода нужно снова идти и сдавать экзамены с нуля. Таким образом, перерыв в два месяца дает только три попытки пересдачи, и за это время только полученные навыки быстро теряются. Второе отступление. Закон предусматривает, что пересдача должна быть не чаще, чем через неделю, и как раз такой срок памятен большинству водителей, имеющих права на данный момент.

Всем, кто возмутился такими сроками перерыва, в автошколе предложили идти не лесом, но в прокуратуру. Идея изначально выглядела провальной, ведь законом установлена только нижняя граница сроков пересдачи… Так оно и оказалось. Надзорное ведомство сообщило, что такие дела не в их полномочиях, а официальный ответ ГИБДД гласил, что инспекторов нет, так что принимают так, как могут.

Тянуть не будем. Попытка провалилась, еще две тоже не увенчались успехом. Последняя была аккурат перед подготовкой этого материала. Каждая из них откусывала от семейного бюджета минимум по две тысячи на занятия, чтобы освежить память, и по тысяче на подачу машины.

Итого: 47 тысяч рублей и восемь с половиной месяцев. А ведь история еще не закончена.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 20 сентября 2017

Заголовок в газете: Полцарства за права

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру