Как легально пользоваться беспилотником в Приморье

В России продолжаются законодательные пляски вокруг набивших уже всем оскомину беспилотников. В середине лета в силу вступили поправки к Воздушному кодексу РФ, которые обязывают владельцев квадрокоптеров регистрировать свои летательные аппараты. К настоящему времени регламент регистрации так и не выпущен, а гражданам предлагают получать разрешение на полеты.

Как легально пользоваться беспилотником в Приморье
Фото: pixabay.com

Зарегистрировать невозможно

Воздушный кодекс РФ дает четкое определение того, что можно называть беспилотным летательным аппаратом (БПЛА), – «это воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)». Согласно такому определению беспилотником можно назвать и авиамодели, и игрушечные вертолеты, и даже воздушных змеев, которые также контролируются извне.

Но самый популярный вид беспилотников – это квадрокоптеры, небольшие по размеру, но достаточно тяжелые по весу летательные устройства. На корпусе есть камера, с помощью которой получаются все эти великолепные снимки с высоты птичьего полета. Действительно, с распространением коптеров получить фото уникальных видов можно, и не забираясь в кабину вертолета. Тем более такое удовольствие доступно далеко не каждому, в отличие от беспилотника. К примеру, совсем простенький вариант можно найти стоимостью до десяти тысяч рублей. За эти деньги вы получите около десяти минут полета, слабенькую камеру и крепления для смартфона. За 20 тысяч время полета увеличится в два раза, камера уже будет HD. Если добавить еще 60 тысяч, то можно получить профессиональную игрушку с камерой высокого разрешения, способную взлетать со скоростью 6 м/с, а при потере связи с пультом управления – вернуться домой, облетая препятствия. Покупают такие устройства как для собственного развлечения, так и для коммерческой деятельности – съемки видео и фото.

Для людей увлекающихся беспилотник – вполне доступное устройство, тем более в Приморье, где рядом есть Китай (поставщик самой дешевой техники) и высокотехнологичная Япония. И что делать владельцам коптеров после очередных изменений в законодательстве, тоже не совсем ясно.

«Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету в порядке, установленном правительством Российской Федерации», - гласят поправки в Воздушный кодекс РФ.

Поправки хоть и вступили в силу, но зарегистрировать БПЛА невозможно, поскольку система учета и регистрации еще не определена.

«Пока зарегистрировать беспилотники нельзя. Еще не определен орган, который будет заниматься этой процедурой. Есть предложение, нет постановления правительства. Пока пользоваться беспилотниками можно на законных основаниях, но для этого нужно обязательно получить разрешение на полет», – прокомментировали в Ространснадзоре Министерства транспорта РФ.

Предположительно, заниматься регистрацией дронов будет подведомственное Минтрансу государственное предприятие «ЗащитаИнфо Транс». Там сообщили, что сейчас проект постановления разработан и готовится к направлению в правительство. Только после выхода этого постановления будет возможен учет БПЛА.

Если проект постановления одобрят, то для постановки на учет владельцу нужно будет представить все данные об аппарате, включая серийный номер, страну производства и свою контактную информацию. Сделать это нужно будет в момент покупки или в течение десяти дней после ввоза устройства в Россию, если оно приобретено за границей. Заявления будут принимать в электронном виде. Затем владелец получит регистрационный номер, который нужно будет нанести на борт беспилотника. Отказать в регистрации могут состоящим на учете в наркологическом или психодиспансере, судимым за терроризм или хулиганство и тем, кого отстранили от управления беспилотником в судебном порядке.

Давняя история

Стоит отметить, что проект постановления появился на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в 2016 году, но он до сих пор находится на стадии размещения текста и еще не направлен на рассмотрение правительством.

Между тем закон, ужесточающий правила использования беспилотников, был принят еще в 2015 году, а вступил в силу в марте 2016-го. Уже тогда стало известно, что коптеры придется регистрировать, а представители авиамодельного спорта в Приморье подняли волну недовольства. В региональном управлении Росавиации разводили руками, советуя подавать заявку об использовании воздушного пространства, поскольку никаких документов, регламентирующих порядок регистрации, не было.

Разрешите полет!

Поскольку в Минтрансе сообщили, что пока зарегистрировать беспилотник невозможно и для легального использования нужно получить разрешение на полет, то владельцам этих устройств придется направлять заявки в профильные ведомства. Все возможности использования воздушного пространства РФ зафиксированы в своде федеральных правил, в которых есть такой пункт: «Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения - разрешения соответствующих органов исполнительной власти».

Как пояснили в Ространснадзоре, для получения разрешения на полет на территории Приморского края нужно подать заявку в филиал Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ «Аэронавигация Дальнего Востока», головной офис которого находится в Хабаровске.

Заявление составляется на имя директора филиала, в нем указывается план полета, технические характеристики аппарата, число, время, место, высота подъема и цель полета. К заявке нужно приложить техпаспорт устройства, если он есть. Если разрешение получено, зональный центр нужно оповестить о начале и окончании полета.

На официальном сайте «Аэронавигации» указаны контактные данные. Тел.: (4212) 41-18-07, факс: (4212) 41-51-26, e-mail: office@dv.gkovd.ru.

Подробного ответа филиала «Аэронавигации» о том, как долго рассматривается такая заявка и по каким причинам ее могут отклонить, оперативно получить не удалось.

Стоит отметить, что и до законодательных ограничений провести легальный полет на территории Приморья было довольно затруднительно. Взять хотя бы Владивосток, на территории которого находится масса режимных учреждений (воинские части, исправительные учреждения), над которыми полет, а тем более фото- и видеосъемка запрещены.

Кстати. В современном мире под беспилотниками привыкли понимать квадрокоптеры, но технически им является любое транспортное средство, управляемое извне. Одним из самых узнаваемых военных беспилотников является американский Predator, который использовала американская армия в начале XXI века. Максимальная нагрузка такой машины составляет 300 кг, максимальная высота полета – 13,7 километра, скорость – более 400 км/ч, продолжительность полета – 24 часа.

Сегодня беспилотники задействованы во многих сферах: их используют военные, они помогают спасателям искать потерявшихся, с их помощью можно отслеживать распространение лесных пожаров и пятен нефти на море.

А еще с помощью летающего дрона можно доставлять пиццу. Первая коммерческая доставка пиццы дроном состоялась в конце прошлого года в Новой Зеландии. Этому предшествовала череда испытательных полетов, после которых компания смогла получить разрешение от властей страны.

Когда в одном из китайских зоопарков амурские тигры начали набирать лишний вес и перестали охотиться, сотрудники запустили в вольер дрон, чтобы заставить хищников двигаться.

К сожалению, беспилотниками пользуются не только добропорядочные граждане. В начале июля в США летательное устройство использовали, чтобы передать заключенному мобильные телефоны, оружие, деньги и кусачки, с помощью которых ему удалось сбежать из исправительного учреждения. В Приморье тоже были зарегистрированы случаи передачи «запрещенки» в колонию по воздуху. Не так давно сотрудники ГУФСИН перехватили доставку наркотиков.

Практика регистрации беспилотников существует и в других странах. В США, например, подобный закон был принят два года назад из-за участившихся случаев полетов коптеров над стратегически важными объектами. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 2 августа 2017

Заголовок в газете: Беспилотник вне закона

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру