Чем занимаются современные ролевики-настольщики в Приморье

26 июля 2017 в 07:33, просмотров: 991

Посетители популярных развлекательных площадок, квест-кафе и фестивалей во Владивостоке наверняка обращали внимание на странную группу молодых людей, сидящих за столом с кучей карточек и фигурок фэнтезийных персонажей. С первого взгляда на них вроде понятно, что ребята явно увлечены какой-то новомодной настольной игрой, но редкие выкрики участников действа про драконов, орков и броню не дают никакого представления о сути происходящего. 

Чем занимаются современные ролевики-настольщики в Приморье
Участники молодежного фестиваля играют в настольную тактическую ролевую игру Warhammer. Фото: Юлия Вильджюнайте

Придумай и представь

Вышеуказанные ребята за столом называют себя ролевиками-настольщиками, словесниками или ролеплеерами. Оказалось, что это движение уже более 10 лет существует в Приморском крае, а в мире и вовсе представляет собой полноценную субкультуру с более чем 50-летней историей. Настольщиками являются люди самых разных возрастов и социального статуса: школьники, студенты, менеджеры, руководители крупных компаний, учителя. Сцены, в которых герои увлечены настольными играми, нередко появляются в популярных фильмах и сериалах.

Евгений Шевченко играет в «словески» фактически с самого первого дня их появления во Владивостоке. По его словам, субкультура настольщиков появилась одновременно с развитием движения «классических» ролевиков – людей, шьющих себе костюмы (не путать с косплеерами – людьми, которые полностью воссоздают образ персонажей из кино, мультфильмов и комиксов) и примеряющих на себя роль любимого персонажа из книг, игр или фильмов. Самые известные их представители – толкиенисты, поклонники творчества Дж. Р. Р. Толкиена, автора известной фантастической вселенной «Властелин колец».

– Первые ролевики-словесники появились в Приморье в начале 2000-х годов. Наше хобби двигалось параллельно с толкиенистами, мы друг друга хорошо знали и часто общались. Можно даже сказать, что основатели «словесок» в крае вышли именно из ролевого движения – первые игры строились на таких известных произведениях, как «Сильмарион», «Хоббит» Толкиена, рассказы Брэдбери и Перумова. Каждому участнику зарождающегося движения хотелось почувствовать себя в шкуре полюбившегося героя или достроить в своем сознании новые элементы мира любимого произведения.  В теплое время года это желание можно было воплотить в жизнь в играх живого действия, но когда на улице устанавливалась отрицательная температура, никому уже не хотелось ехать в лес. Зимой и поздней осенью ролевики собирались у кого-нибудь в квартире и тренировались в отыгрыше персонажа. В те времена очень важно было не только знать по именам действующих героев, но и  их язык, манеру поведения и многое другое. Именно в один из таких периодов подготовки и появились первые «словески», - рассказал Евгений.

Сначала «словески» были похожи на набор диалогов, потом они трансформировались в отыгрыш небольших сценок, а еще позже люди с самой большой фантазией начали сами придумывать истории на основе того или иного произведения. Такие люди стали называться рассказчиками или мастерами.

С появлением первых компьютерных игр и интернет-клубов приморцы открыли для себя творения Дайя Эдигоса и всемирно известную ролевую настольную игру Dungeons & Dragons.            

– С появлением книг на английском языке для мастеров и игроков в «словески» и настольные ролевые игры стала меняться механика ведения самой игры. Если раньше игрок мог просто заявить о своем действии, например залезть на дерево, чтобы спрятаться от медведя, а мастер утверждал его или отклонял по своим личным причинам, то теперь абсолютно все действия настольщиков прописаны в книге правил. Своей сути игра не поменяла, люди по-прежнему находились в роли персонажа и делали от его лица все, что им вздумается, просто появился двадцатигранный кубик, от результата броска которого зависела успешность действия. Например, обычная заявка «хочу выпить стакан воды» могла обернуться по-разному: пролить воду на себя, спокойно выпить или поперхнуться и умереть, - продолжает рассказ Евгений Шевченко.

Когда ролевые настольные игры начали набирать популярность, сообщество стало все сильнее делиться на мастеров – тех, кто ведется игру и придумывает сюжет, и игроков. Первых, естественно, было существенно меньше, а потому за право участия в ролевой партии иногда приходилось бороться. Одни старались втереться в доверие к рассказчику и подружиться с ним, другие хитрили и приносили в подарок разнообразные вкусности, нередко мастеров приманивали дорогим алкоголем. 

– Абы с кем люди играть, разумеется, не хотели. Хороших и интересных рассказчиков можно было пересчитать по пальцам, поэтому игроки из кожи вон лезли, чтобы пройти очередное воображаемое приключение у конкретного человека. Мастера, разумеется, знали об этом и… иногда наглели, прося взамен какой-нибудь презент. Параллельно с этим во Владивостоке начали появляться все новые и новые системы. Кроме классического приключения в мире фэнтези, игрок мог бывать в роли вампира на улицах Нью-Йорка, сыграть в «словеску» по «Сталкеру» или даже отправиться бороздить космические просторы во вселенной «Звездных войн», - отметил Евгений.

Если игроку удалось найти «своего» мастера, то за него нужно было очень крепко держаться. Как уже говорилось, спрос на участие в играх был очень большой, а ведущих не хватало. А если учесть, что одна сформированная партия приключенцев могла «жить» от месяца до года, то свою очередь можно было ждать очень и очень долго.

Фото: Екатерина Цой

Воображаемый мир

Но, как бы там ни было, о настольных ролевых играх с каждым годом узнавали новые люди, и в течение нескольких лет общественное движение из двух десятков человек выросло в большое сообщество, куда входили сотни людей.

В отличие от европейских движений на начало 2000-х годов в состав ролевой субкультуры Владивостока входили исключительно молодые люди, а конкретнее – так называемые неформалы. Настольщики и словесники собирались большой цветастой компанией на Арбате в центре города, разбивались на группы и играли прямо на виду у прохожих. Все это действо неизменно сопровождалось песнями под гитару от тех, кому не удалось вписаться в партию, и большим количеством напитков самого разного градуса.

– Мы отдыхали в соответствии с модой того времени, чего уж тут скрывать. Но все эти не очень здоровые посиделки ни в коем разе не мешали нам заниматься переводами книг, обучаться вести игры, находить новые системы и опробывать их на друзьях. На наших алкогольных мероприятиях не было бы интересно человеку, далекому от «настолок» и ролевых игр, а вот мы развлекались как могли. Если что, в те времена неформалы были очень начитанными и креативными людьми. Мы сами шили себе необычную одежду, крутили прически самых неожиданных форм, взахлеб читали книги и писали рассказы-продолжения, которые позже отыгрывали в «словесках», - продолжает рассказ Евгений.

Ближе к 2007 году произошла настоящая революция в ролевом сообществе Владивостока – приморцы приступили к переводу легендарной игры Dungeons & Dragons в новой редакции. Мастера-словесники и системщики разделились по разным лагерям и больше никогда не пересекались в своей профессиональной деятельности. Исключением были только моменты, когда мастерам на время оставляли свою партию и становились обычными игроками. Но чаще всего такие встречи сопровождались бурными спорами по вопросам механики игры, ведь у каждого мастера есть своя манера вести, они имеют несколько «домашних правил» в кармане, да и в целом видят игровые вселенные по-своему. В общем, любители «словесок» и «дээндэшники» (фанаты Dungeons & Dragons) могли быть в обычной жизни вполне хорошими друзьями, но старались лишний раз не пересекаться в одной партии приключенцев.

Также мастера начали потихоньку обзаводиться своими протеже и обучать других искусству ведения ролевых игр. Одним из первых приморских новобранцев стал и Евгений Шевченко. 

– Я считаю, что мне очень повезло. Меня обучали люди, стоявшие у истоков зарождения настольных ролевых игр не только во Владивостоке, но и в Приморском крае в целом. К этому моменту Интернет был очень хорошо развит, и я со скоростью света впитывал новую информацию и тут же применял ее на практике.

С появлением новых редакций игр старые системы стали стремительно обрастать новыми правилами в плане создания персонажа. Раньше было достаточно принести картинку или словесно описать своего героя и придумать его имя, например «Ланселот - рыцарь в сияющих доспехах и двуручным мечом», теперь же, прежде чем «стать Ланселотом» в воображаемом мире, игроку необходимо придумать ему биографию и легенду, описать весь его скарб, личностные и физические характеристики, поиграть с его силой и способностями.            

Друзья по столу

Увеличение количества настольщиков и ролевиков-словесников в Приморье требовало систематизации, чтобы упростить путь поиска сопартийцев, и через некоторое время на свет появилась первая на Дальнем Востоке база игроков и мастеров. Благодаря этому во Владивостоке обнаружилось огромное количество людей, мечтающих поиграть в «словески», но не знающих, где найти коллег по хобби. Создателем базы стал начинающий на тот момент мастер Евгений Ледовских.

– Я специализируюсь на вселенной Dungeons & Dragons. Об этом игре узнал случайно в Интернете, когда искал информацию по своей любой компьютерной игре жанра RPG (компьютерная ролевая игра. – Прим. ред.). Наткнувшись на книгу правил, я с удивлением обнаружил, что эту игру можно перенести в реальность и сыграть с другими людьми. Полугодичные поиски игроков не дали результатов, и я решил создать группу «D&D Владивосток» в социальной сети. Группа стала набирать популярность, и я решил создать единую базу игроков и мастеров, куда могут внести свои данные абсолютно все желающие по всему миру, - рассказывает Евгений.

Сначала базой пользовались только владивостокцы, потом к ним подключились жители Приморья, Дальнего Востока, России, и, наконец, русскоязычная группа вышла за пределы страны. Сейчас множество русских иммигрантов из разных стран через базу находят себе компании для виртуальных словесных игр.

Вспоминая свой первый опыт ведения настольной ролевой игры, Евгений отметил, что благодаря яркому сюжету и искренним эмоциям игроки разрушают не только собственные комплексы, но и даже языковые барьеры.

– Я нашел в Интернете неофициальное приключение, немного переработал сценарий и с некоторым волнением представил его вниманию своих первых игроков, с которыми познакомился на курсах английского языка. К моему удивлению, игра прошла очень хорошо, случались даже моменты, когда мы понимали друг друга без слов. Тот вечер позволил мне попрактиковаться в английском языке с носителями, а ребятам – заиметь новое хобби или просто новое знание о необычном движении ролевиков.

Евгений считает не правильным указывать возраст игрока при наборе команды. По его мнению, молодое поколение должно играть, чтобы наконец-то вылезти из-за мониторов компьютеров и открытыми глазами посмотреть на мир. Многие современные подростки забывают, что такое общаться с живыми людьми, и эту проблему нужно срочно решать. 

– Я бы хотел, чтобы в Приморском крае появились специальные детские ролевые клубы. Ролевые игры развивают фантазию, креативность, учат детей мирным путем разрешать разные жизненные ситуации. Плюс, когда дети работают в команде, они на собственном опыте узнают о том, что такое кооперация и сотрудничество. Также игра способствует развитию арифметической математики – во время приключения мы делаем очень много подсчетов, которые нужно очень быстро и точно вписать в процесс игры. Ну и хобби – это всегда хорошо. Лично я много чем занимался: английский, японский языки, йога, но именно к бесконечным сюжетам D&D и «настолок» у меня не угасает интерес. Ведь это не тренировка в танце, где ты повторяешь одно и то же движение. Каждая игра – это импровизация, и ты много нового узнаешь, даже играя один и тот же сюжет, - поделился мнением Евгений Ледовских.

Фото: Екатерина Цой

Ветер перемен

Сейчас ролевое сообщество Приморья несколько изменилось. Со временем уличные тусовки перенеслись в квартиры, люди стали узнавать о «словесках» и «настолках» в Интернете, находить себе товарищей через базы игроков или заходить в партии приключенцев через случайных знакомых. Еще пять лет назад ролевики находили друг друга в основном в компьютерных клубах, где порой оставались на целую ночь и в перерывах между компьютерными играми занимали себя их настольными версиями, или в клубах ролевых игр живого действия.

Опытный игрок Владислав Коваль с улыбкой вспоминает свою первую игровую партию, отмечая, что такого огромного количества позитива не встречал в последнее время.

– О существовании «словесок» я узнал еще в последних классах школы. Честно признаюсь, что понять, что это такое, очень сложно до тех пор, пока не попробуешь сам. Первая моя игра прошла в клубе ролевых игр живого действия во Владивостоке, и чем больше я о ней вспоминаю, тем больше моя ладонь прикрывает лицо. Мастер пытался вести около восьми человек одновременно, большую часть из них составляли совершенно недисциплинированные новички-школьники. Я до сих пор помню ту атмосферу сюрреализма. Мастер не пытался нам пояснить, что именно мы должны делать, а мы не могли отойти от компьютерного мышления. Оказалось, что словесная ролевая игра -  это куда больше, чем узкий набор алгоритмов, которые дают компьютерные игры. Игроки должны как можно больше фантазировать и работать в команде, - рассказывает Влад.

По словам ролевика, большинство словесных игр построены на основе реальных исторических событий и ситуаций в странах в определенный период. Выбрав приключение с историческим уклоном, игрок может получить дополнительные знания об истории, географии, экономике и так далее.

– Я считаю, что самое важное здесь – получение реальных коммуникационных навыков. Многие люди испытывают проблемы, когда нужно что-то доходчиво и красиво объяснить, огромное количество игровых разговорных часов волей-неволей заставит тебя прокачать такой навык. Лично мне игра позволяет не только совершенствовать свою речь, но и создать персонажа с отличным характером, который поступает иначе, чем я, и посмотреть на последствия этих действий. Также «словески» позволяют не наблюдать историю со стороны, не выбирать из готовых вариантов, а быть ее активным участником, творить историю своими руками. Я считаю, это главное преимущество «словесок» над смежными хобби, - уверен игрок.

Популяризацией настольных ролевых игр в последнее время начали заниматься владельцы магазинов с гик-атрибутикой. Один из таких популярных у молодежи магазинчиков предлагает покупателям не только приобрести несколько комплектов игр, наборы кубиков, фигурки и прочую атрибутику  «настолок», но и перед покупкой протестировать ту или иную игру вместе с остальными посетителями в специальной комнате.

Справка МК. Гиками обычно называют людей, чрезвычайно увлеченных чем-то. Чаще всего компьютерами, гаджетами, высокими технологиями, комиксами, научной фантастикой.

– Большинство людей, не знающих о «словесках», восполняют свою потребность в воображаемых приключениях в небольших настольных играх с ролевым сюжетом. А любители воображаемых квестов обращаются к классическим настольным играм из-за нехватки времени на полноценную партию с мастером. Считается, что именно во времязатратности и заключается недостаток словесных игр – одна сессия в среднем длится 4-5 часов, - отметил любитель ролевых настольных игр Антон Белый.

По мнению игрока, положительные стороны словесных игр заключаются в том, что они заставляют работать воображение людей в полную силу, позволяют им отдохнуть от городской суеты и на время вернуться в детство. Еще один плюс – минимальная финансовая затратность.

–  Чтобы принять участие в игре, ты должен вооружиться лишь карандашом, блокнотом и набором кубиков. Свод правил и различные книги можно найти в свободном доступе в Интернете, и совершенно бесплатно. Фигурки, шляпы, крутые ручки и карточки – это необязательная мишура для ценителей и коллекционеров, - поделился мнением Антон.

«МК во Владивостоке» расспросил у участника проекта «Гикторий» Анны Поддубной о том, кем же все-таки на самом деле являются приморские настольщики, имеют ли они отношение к гикам  и почему их так тянет на странные хобби, малопонятные рядовым жителям края.

– Гик - это гремучая смесь фаната и интеллектуала, личность на стыке интереса к науке и технике, к дискомфорту в обществе и увлечению каким-либо продуктом поп-культуры, более глубоким и сознательным, чем принято. Толковые словари с 2013 года обозначают его как «знаток и энтузиаст в специфической области». Гик отличается от обычного фаната или зрителя, например, сериала тем, что увлекается его тематикой более глубоко, проверяет достоверность, реальность, смотрит, какие еще интересные события или факты по этой тематике существуют. Но при этом в отличие от «ботаников» гики довольно открыты и общительны. Им нравится делиться своими знаниями и погружать в свою культуру новых людей. Из всего этого можно сделать вывод, что ролевиков также можно отнести к этой группе увлеченных людей, - пояснила Анна.

Девушка отметила, что тема гик-культуры неоднократно становилась предметом исследования ученых, маркетологов и психологов. Так, например, маркетологи подсчитали примерное количество гиков на планете – оказалось, что их сообщество по всему миру насчитывает около четырех миллионов человек.
 Рассмотрев характер гиков, многие психологи пришли к выводу, что некоторые люди примыкают к этой субкультуре, чтобы сохранить нарциссические представления о самих себе, удовлетворить свою потребность быть частью какого-то сообщества и иметь возможность креативного самовыражения. 

– Эволюция термина претерпела за 100 лет довольно сильные изменения - от пренебрежительного к уважительному и модному, поэтому сейчас гикам нравится подчеркивать свое отличие от других и демонстрировать свои интересы, получая заслуженное признание - ведь на самом деле быть гиком довольно сложно. Чтобы разобраться в любой из существующих вымышленных вселенных, нужно очень много сил, времени и концентрации внимания. Для их настоящего понимания нужно знать не только историю внутри вселенной, а иногда довольно много законов естественных наук или ситуацию в обществе на момент создания или запуска того или иного персонажа. Поэтому я считаю, что это хорошее хобби, которое приводит к всестороннему развитию личности. В ролевых играх нет насилия, много общения и знакомств, что помогает найти интересных людей. Также, углубившись в сообщество, можно даже открыть дело всей жизни – эта ниша рынка постоянно развивается, появляются новые игры и атрибутика, и я думаю, что при правильном подходе на этих хобби можно неплохо зарабатывать.

Анна также отметила и отрицательные стороны излишнего вовлечения в гик-культуру. По мнению специалистов, в случаях, когда фантастический мир захватывает слишком сильно, люди подвергают себя опасности упустить все краски реальной жизни.

– Но это минусы любого увлечения - книгами, танцами, спортом, путешествиями и даже, кстати, любимой работой. В приемлемых количествах такой уход от реальности может реально помочь справиться со стрессами, которые окружают человека каждый день. Это ведь так здорово - иметь возможность в любой момент не только создать свой идеальный мир, но еще и пожить в нем, пригласить туда друзей или найти новые знакомства, - подытожила Анна.





Партнеры