Приморье – туристский хаб в «Восточном кольце России»

Уникальное географическое расположение и развитая транспортная инфраструктура позволяют Приморскому краю претендовать на место туристского хаба в «Восточном кольце России». Об участии региона в реализации межрегионального проекта и о том, что притягивает туристов в Приморье, рассказал в интервью ИА PrimaMedia директор краевого департамента туризма Константин Шестаков.

– В марте этого года Приморский край принял участие в нескольких престижных российских и международных туристических выставках, где наряду с другими регионами ДФО представил бренд «Восточное кольцо России». Какие результаты от участия в мероприятиях можно отметить уже сейчас?

– Да, в марте мы участвовали в двух больших выставках. Во-первых, это «Интурмаркет» – наверное, самая известная российская выставка, которая проходит под патронажем Федерального агентства по туризму и Министерства культуры РФ. На этой выставке Приморский край впервые стал координатором проекта «Восточное кольцо России». Мы провели определенную работу и представили шесть регионов России. Наш единый бренд, наш стенд привлек внимание колоссального количества гостей. Но значимый результат, который я хотел бы выделить особо, – это большое количество потенциальных «профессиональных покупателей» бренда – туроператоры со всей России, эксперты, СМИ, профессионалы, которые проявили интерес к дальнейшему сотрудничеству с нами.

Кроме того, четыре наших приморских туроператора провели ряд значимых и интересных встреч в формате B2B, в том числе – со своими будущими, я надеюсь, партнерами из КНР, из других субъектов РФ.

Вторая выставка, в которой мы участвовали – MITT, она проходила 14-16 марта в Москве в «Экспоцентре». Приморский край, отмечу, в ней участвовал впервые. Но на этом мероприятии мы не стали объединяться общим стендом «Восточного кольца России», а сделали, скажем так, лайт-версию проекта. Мы ставили перед собой цель – посмотреть, будет ли от нашего участия в выставке отдача.

– На каких еще выставках будет представлено «Восточное кольцо России»?

– Когда мы решали, по каким критериям следует выбирать конгрессно-выставочные мероприятия, в которых мы будем участвовать в этом году, департамент туризма Приморского края представил свое видение на заседании Общественного экспертного совета, в который входят, в том числе, руководители нескольких некоммерческих объединений туристической отрасли Приморья. Мы предложили им расширить этот список и провести рейтингование. В ходе совместной работы мы выяснили приоритетные события для региона, для туристских операторов и определили ТОП-5 событий. Собственно говоря, в этих выставках в этом году мы и будем принимать участие.

Безусловным лидером была выставка JATA в Японии. Вторым по значимости мероприятием была выставка MITT, о которой я уже сказал выше. Третье место делили «Интурмаркет» и выставка ITE (Гонконг), в этом году мы тоже будем впервые принимать в ней участие. Относительно пятой выставки наши мнения разделились: скорее всего, это будет либо выставка KOTFA в Сеуле, либо выставка в Тайбэе. Сейчас мы принимаем окончательное решение. С учетом того, что прошлый год был «взрывным» по росту турпотока из Южной Кореи, представляется необходимым поддержать эту тенденцию.

То, что я перечислил – это наиболее значимые событийные мероприятия в сфере туризма. В целом же за год таких мероприятий будет около 50. Это и автопробеги, и участие в шоу, и участие в профильных круизных мероприятиях, например, в международном круизном форуме в Циндао. Кроме того, Приморский край традиционно участвует в Харбинской ярмарке, этот год не станет исключением. Пусть это мероприятие в целом не туристское, но туризм – это ведь не исключительно туристские потоки, это и туристская инфраструктура, и инвестиционные проекты, которые реализуются на территории региона. И, безусловно, эти инвестиционные проекты будут также представлены в Харбине.

– Какие регионы сейчас активно представлены в проекте «Восточное кольцо России» и какие планируется в него интегрировать?

– Два региона, которые были основными идейными вдохновителями и организаторами проекта, – Республика Саха (Якутия) и Приморский край. Мы приняли решение о том, что мы готовы взять на себя организационную часть по его дальнейшей реализации. В рамках Второго Тихоокеанского туристского форума в 2016 году мы заключили соглашения между руководителями органов исполнительной власти субъектов в сфере туризма по реализации проекта. Результатом стало подписание на втором Восточном экономическом форуме большого соглашения о реализации проекта «Восточное кольцо России». Данный документ подписали губернаторы 12 субъектов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, Министр культуры РФ и руководитель Ростуризма. В настоящее время идет детальная проработка вопросов его практической реализации.

– Как Приморский край сейчас в целом позиционируется в проекте «Восточное кольцо России»?

– Задача, которую поставил перед нами Губернатор, – развитие Приморского края как туристского хаба Дальнего Востока России. В этом плане мы должны аккумулировать те турпотоки, которые идут из стран АТР в Россию. Сейчас мы в первую очередь говорим о субъектах, которые вошли в проект «Восточное кольцо России». Абсолютно такая же ситуация по туристам, которые едут в макрорегион с западной части России. Имеющаяся инфраструктура Приморья, я уверен, делает эту задачу выполнимой.

Для этого мы планируем использовать и «наследие» Саммита АТЭС – 2012. Например, у нас же есть абсолютно шикарный аэропорт, загруженность которого, по предварительным данным за 2016 год, составила только две трети от максимально возможной.

Мы не должны забывать и о той туристской инфраструктуре, которая уже создана. Приморскому краю по итогам прошлого года удалось аккумулировать 70% всех туристских потоков Дальнего Востока. Таким образом, мы можем говорить, что действующая туристская инфраструктура уже играет нам на руку.

– Как развитие туризма в регионе скажется на отношениях между регионами, международных отношениях?

– Если мы говорим об иностранном туристском потоке, не стоит забывать, что стоимость самого нашего туристского продукта в настоящий момент крайне привлекательна для гостей. О растущем спросе со стороны наших иностранных потребителей красноречиво свидетельствует количество чартерных регулярных рейсов: по итогам прошлого года китайское направление увеличилось на 30 рейсов. Это говорит о достаточно высоком спросе, который рождает адекватное предложение со стороны операторов и авиакомпаний.

В количественном выражении стоит цель привлечь восемь миллионов иностранных и внутренних туристов в год в период до 2021 года. Думаю, что это вполне реальная задача, особенно с учетом планов по созданию новых инвестиционных проектов туристской направленности.

В качестве примера такой работы можно рассмотреть планы дальнейшего развития интегрированного развлекательного курорта «Приморье». К моменту завершения его строительства в 2021 году предполагается создать более шести тысяч единиц гостиничного номерного фонда, что явится одним из самых больших на всем российском Дальнем Востоке.

Я думаю, что с учетом результатов прошлого года мы уже можем делать выводы об эффективности нашей работы. Если говорить вкратце, то в 2016 году Приморье посетили больше трех миллионов человек общего туристского потока, из них 570 тысяч человек составили иностранные туристы и около 2,5 миллиона человек – российские граждане. На мой взгляд, это очень хорошая динамика, значительно выше среднероссийской.

– Какие достопримечательности Приморского края уже сейчас интегрированы в «Восточное кольцо»?

– Приморский край является своеобразной пляжной туристской Меккой для Дальнего Востока, для Сибирского федерального округа. В этом смысле показательна статистика: львиная доля из 2,5 миллионов наших граждан, которые посетили Приморский край, прибыли сюда в сезон, когда были полностью задействованы базы отдыха, кемпинги.

Кроме этого, у нас есть ряд объектов, которые, бесспорно, являются основными объектами посещения туристов: Приморская сцена Мариинского театра, Приморская краевая картинная галерея, музей имени Арсеньева. Не стоит также забывать, что на этой инфраструктуре проводятся совершенно замечательные международные и федеральные событийные мероприятия. Это также серьезный «якорь» для привлечения туристов. И, конечно же, нельзя пройти мимо уже упомянутого интегрированного развлекательного курорта «Приморье».

– Какие новые турнаправления будут развиваться в рамках становления бренда?

– В прошлом году Туристско-информационный центр Приморского края представил один из первых межрегиональных туристских продуктов – «Бриллиантовый тигр», который мы разработали совместно с Республикой Саха (Якутия). Он объединил культурную составляющую на территории Приморья и яркое событийное мероприятие, которым явилась «Бриллиантовая неделя» в Якутии. В этом году мы разрабатываем подобные продукты с Сахалином и Иркутском.

Помимо этого, у нас в планах – развитие четырех туристических кластеров на территории края: «Теплое море» в Хасанском районе, «Пидан» в Шкотовском районе, «Приморское кольцо» в Артеме и «Изумрудная долина» в Уссурийске. Могу сказать, что эти направления уже рекомендованы к включению в федеральную целевую программу.

– Какие структуры и организации региона задействованы в реализации проекта «Восточное кольцо»?

– Во-первых, у нас создан и действует Туристско-информационный центр – связующая и консультационная структура, объединяющая туроператоров, некоммерческие структуры и наш департамент. Работа в рамках этого центра идет на уровне экспертных обсуждений вопросов и выработки приемлемых для всех решений. Кроме него мы напрямую работаем с несколькими профильными некоммерческими объединениями, среди которых – Приморский региональный союз туриндустрии, некоммерческое партнерство «Окно в Евразию», Ассоциация рестораторов и отельеров, Приморское региональное представительство гостиничной ассоциации.

Если смотреть по прошлому году, то при нашей поддержке было дополнительно создано несколько ассоциаций, например, экскурсоводов и гидов-переводчиков. В целом же наши двери открыты для всех, кто заинтересован в продвижении региона как туристской «точки силы» и в повышении качества оказываемых услуг.

– Какие вызовы и проблемы стоят сегодня перед региональным турбизнесом? Как они решаются?

– В первую очередь можно назвать транспортную составляющую. Наверное, на сегодняшний день это один из серьезных сдерживающих моментов развития отрасли. Также в настоящее время мы уделяем серьезное внимание улучшению инвестиционного туристского имиджа. С этой целью уже вышли на Минвостокразвития с предложениями. Например, относительно возможного размещения магазинов беспошлинной торговли Duty free на территории крупных инвестиционных проектов, в том числе – туристских кластеров. Наша инициатива заключается в том, чтобы зафиксировать в виде исключения соответствующее положение в законе о Свободном порте Владивосток. Мы рассчитываем на то, что такая корректировка, законодательно оформленная, окажет положительный эффект в деле привлечения иностранных туристов.

Мы предложили также включить Приморский край в качестве пилотного проекта по внедрению режима Tax free. На сегодняшний день в этот режим входит Санкт-Петербург, Москва и Сочи. Безусловно, мы считаем, что Приморский край достоин быть представленным в качестве пилотного проекта.

Принятие этих решений, наряду с подписанным Президентом РФ федеральным законом об электронной визе, режим которой будет действовать на территории Свободного порта Владивосток, принесет ощутимые плоды в развитии Приморья как туристского хаба. Конечно, принятие таких решений пойдет на пользу и нашим контрагентам из других регионов Дальнего Востока – чем больше туристов будем принимать мы, тем больше отдачи от нашего общего содружества.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру