По ту сторону сцены

По ту сторону сцены
Фото: Олеся Куватова

Словно айсберг

Более сорока лет назад театр имени Горького перебрался в новое здание, специальное созданное для театральной деятельности. Это многоэтажное здание напротив памятника Лазо в Театральном сквере знакомо всем жителям Владивостока. Каждый день на его сцену выходят актеры, меняются пьесы, сменяются декорации. Театр словно айсберг – за тем, что находится на сцене, скрыт огромный процесс, в котором задействованы множество людей.

За кулисами театра скрывается несколько помещений, в которых каждый день кипит работа. Создаются декорации, отбирается реквизит, репетируют актеры. Театр имени Горького репертуарный, то есть репертуар формируется на каждый месяц, на сцене идут 20-30 спектаклей. Они различаются по месту и времени действия - это могут быть разные страны и разные эпохи. Поэтому разные спектакли требуют своего оригинального оформления. Перед сотрудниками театра каждый раз встает задача создать нужную атмосферу с помощью вещей того или иного времени или их имитации.

Фото: Олеся Куватова

За создание нужной атмосферы ответственен художник-постановщик. В начале работы над спектаклем он создает его макет в масштабе один к двадцати. Отталкиваясь от этого макета, мастера воплощают в жизнь задумку художника.

«Каждый раз, когда готовится новый спектакль, мы стараемся либо найти, либо сделать то, что задумал художник и что должно быть на сцене. Поэтому мы иногда обращаемся к жителям Владивостока с просьбой подарить или продать нам вещи определенной эпохи. Владивосток - это не Москва или Санкт-Петербург, где хорошо развиты антикварные рынки. У нас порядка шести-семи магазинов, где продаются старые вещи. Если же мы не можем что-то найти, то делаем сами», - рассказывает помощник художественного руководителя театра Вячеслав Савруев.

Где-то в глубине театра скрыт бутафорский цех. Когда настоящие вещи нужно заменить имитацией, за дело берутся мастера-бутафоры. Создавать ту же бутафорскую мебель – работа не из легких. Нужны чертежи, разработки, материалы и время для того, чтобы реквизит или декорация выглядели как настоящие. Любой спектакль занимает много сил в зависимости от того, какой объем декораций замыслил художник. Осенью в театре прошла премьера спектакля «Стена» - над декорациями к нему работали на протяжении всего лета. Даже ружье для спектакля порой приходится делать неделю так, чтобы оно понравилось художнику. Задействованы все – плотники, бутафоры, художники.

Фото: Олеся Куватова

Сокровищница театра

Все негабаритные предметы – бутафорские или настоящие – хранятся в реквизиторском цехе.

«Часто мы сами приносим вещи, которые находим дома, – зонты, радиоприемники, какие-то имитации картин или сами картины, старые журналы. И они все остаются в реквизиторском цехе. Когда в нашем городе неожиданно случается дождь, все идут туда и просят зонты, потому что там этих зонтов штук двадцать», - смеется Вячеслав Михайлович.

Фото: Олеся Куватова

На нескончаемых полках можно найти все – бутафорские ружья, яркие бутылки, радиоприемники, самовары, даже блюдо с запеченной курочкой, не настоящей, конечно же. Одних только чемоданов не сосчитать. Здесь хранятся практически все представители вида – балетка (маленький чемоданчик, популярный в 50-е годы), дипломат, саквояж и даже совсем старинные плетеные соломенные чемоданы. В углу – самый настоящий старинный фотоаппарат на треноге, который, правда, уже не работает. Сколько ему лет и как он сюда попал, сказать сложно, никто из ныне работающих сотрудников театра не застал его появления. Что-то из этих вещей приносят в театр и горожане. По словам сотрудников театра, люди, которые пять-шесть раз посмотрели «Поминальную молитву», начинают нести швейные машинки.

Вещи, которые приносят в театр горожане, обретают здесь новую жизнь. Не всегда долгую, но обязательно яркую.

«В театре есть культура бережного отношения ко всему. Монтировщики, которые выставляют все это на сцену, стараются быть предельно аккуратными, чтобы не их повредить», - объясняет помощник художественного руководителя.

Фото: Олеся Куватова

Весь реквизит бережно хранится. Чтобы спектакль прошел ровно, каждая вещь должна быть на своем месте. Работа в театре как цепочка – если одно звено выпадет, цепь порвется.

Зритель видит все

Бутафория необходима, когда речь идет об оружии или о других опасных предметах. Та же бутафорская пила со сцены смотрится как настоящая, а актеру легко. Однако на малой сцене натурализм, наоборот, приветствуется. В отличие от большой сцены, где зритель далеко, на малой до актера можно рукой дотянуться. Для таких спектаклей чаще всего и разыскивают настоящую антикварную мебель, чтобы соблюсти подлинность. Мебель покупают, привозят, реставрируют и выпускают на сцену.

В цехах театра хранится старый японский шкаф. Сейчас он разобран на части, готовится к реставрации.

Фото: Олеся Куватова

«В 81-м году для спектакля купили настоящую старинную мебель. Конечно, со временем она вся рассыпалась. Этот шкаф появился 15 лет назад. Был он в ужасном состоянии, в квартире, где он стоял, случился пожар. Позвонили, говорят: мы будем выбрасывать, может быть, вы возьмете? Взяли, привели в порядок», - рассказал заместителя директора по художественно-постановочной части Анатолий Хоменко.

За годы бурной театральной жизни шкаф изрядно поистрепался. Но в театре не готовы так просто расставаться со старинной вещью. Его будут восстанавливать, чтобы он смог еще послужить.

По словам сотрудников театра, раньше люди легче расставались со старинной мебелью. Сегодня во Владивостоке осталось не так много антикварных вещей. Суммы, которые за них просят, порой непосильны театру, а ранее приобретенный антиквариат уже приходит в негодность.

«В 82-м году у одной бабушки я приобрел настоящие венские стулья. На этикетке было написано «1897 год». Бабушка хотела себе современные, мягкие стулья. В театр в это время только поступило 140 новых стульев для президиума. Я взял шесть штук и отвез ей новые, еще в упаковке, и взял у нее венские стулья. Правда, через полгода бабушка сказала, что те стулья у нее рассыпались. Я взял клей, инструмент, восстановил ей стульчики. А из тех тридцати с лишним стульев, которые были куплены для спектакля «Дети солнца», осталось четыре. Дома ведь как – на стул садятся, а если надо куда-то встать, берут табуретку. А на сцене артист, ему надо по мизансцене заскочить на стул, поэтому он на него и заскакивает», - объясняет Анатолий Хоменко.

Фото: Олеся Куватова

Поэтому на большой сцене используют бутафорию – ее можно оформить под старину, она надежнее и живет дольше, чем настоящая. Но на малой сцене важна каждая деталь. Чтобы создать нужную атмосферу, для одного спектакля даже понадобилось искать календарь 1953 года. Что понадобится в следующий раз – предугадать сложно, ведь репертуар театра не планируется на десять лет вперед.

Фото: Олеся Куватова
Фото: Олеся Куватова
Фото: Олеся Куватова
Фото: Олеся Куватова

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: Жизнь театральных вещей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру