Сначала по карману покупателей ударил экономический кризис, потом на торговцев подержанными иномарками обрушилось повышение пошлин и рост курса доллара, а сегодня проблем подкинули новые правила техрегламента, то есть «ЭРА-ГЛОНАСС».
«Зеленка» пока по-прежнему остается самым популярным и крупнейшим рынком во Владивостоке, где можно приобрести подержанную иномарку. Несмотря на неутешительные прогнозы, связанные в том числе с повышением пошлин, ряды в районе улиц Нейбута и Адмирала Юмашева заполнены многочисленными машинами, вдоль которых одиноко бродят продавцы. Покупателей зимой стабильно меньше, однако продавцы в последнее время отметили неожиданный всплеск интереса.
«На выходных, кстати, было много покупателей. Видимо, люди услышали о новой системе и решили успеть купить автомобиль. Вопрос о том, как в будущем подержанные иномарки станут оборудовать датчиками системы «ЭРА-ГЛОНАСС», остается открытым», - замечает продавец Евгений.
Ни там ни тут
Пошел уже второй месяц с внедрения новых правил, согласно которым на всех ввозимых в Россию машинах должны стоять датчики экстренного реагирования при авариях. По мнению местных торговцев, больше всего трудностей пришлось на долю тех, кто не успел ввезти иномарки до 1 января. На границе застряли автомобили, за которые владельцы уже заплатили пошлины. Выдать техпаспорт без установки чипов таможня не имеет права. Вопрос, кто должен ставить датчики на автомобили, для многих остается загадкой.
«В Японии много автомобилей простаивает. Многие люди решили купить машину перед Новым годом, другие купили и уехали в отпуск, планируя переправить ее позже. И я оказался в такой ситуации: решил оставить пока автомобиль в Японии. Ведь за хранение иномарки на складском помещении нужно платить, а это дело затратное. Документов нет, эксплуатировать автомобиль нельзя. Люди просто не знают, что дальше делать с новой системой», - объясняет Евгений.
Те, кто все же смог преодолеть таможню, могут попытаться установить систему во Владивостоке. Здесь есть такая фирма, но, заплатив немаленькую сумму, автовладельцы по-прежнему останутся ни с чем – права выдать соответствующий сертификат у этой фирмы нет.
«Закон ввели, а никто не знает, как он работает. Мы и сами можем установить этот датчик, но все упирается в сертификат. Мы готовы платить за установку, но нет гарантии, что нам выдадут нужную справку. Недавно по местному радио выступал коммерческий директор организации, которая занимается системой ГЛОНАСС. У него спросили о стоимости установки этой кнопки. Так он объяснил, что конкретной цены нет – примерно от 20 до 40 тысяч рублей и стоимость будет зависеть от марки автомобиля. При чем здесь это? Какая разница, из какого автомобиля диспетчеру приходит тревожный сигнал?» - недоумевает продавец Виталий.
Он уверен, если продавцов подержанных иномарок окончательно вытеснят с рынка, нарушится целая «экосистема» и в конечно счете главный удар придется на потребителя.
«Сейчас практически никто не завозит новые автомобили. В случае чего мы ничего не потеряем. Просто распродадим остатки и останемся при своих деньгах. Понимаете, в нашем бизнесе существует целая цепочка, которую хотят разорвать. Если мы прекратим существование, то люди, которые напрямую зависят от нас – брокеры, владельцы стоянок, страховщики и многие другие, могут потерять свою работу. Все считают, что мы занимаемся «серым» бизнесом и каждый - бандит и мошенник. Однако никто не учитывает, что за автомобиль мы платим большую пошлину. Что еще от нас нужно, я не понимаю. В итоге пострадает от всего потребитель. Цены поднимутся. Представляете, сколько человеку придется копить на автомобиль?» - замечает Виталий.
Теснят со всех сторон
Региональные власти уверены: законопроект нуждается в доработке. В конце прошлой недели губернатор обратился к полномочному представителю президента в ДФО Юрию Трутневу с предложением отложить обязательное оснащение подержанных иномарок системой «ЭРА-ГЛОНАСС» как минимум на полгода. Временный мораторий, по его мнению, позволит доработать законопроект и определиться, какая структура будет устанавливать системы.
«К сожалению, у нас могут хорошее дело испортить плохим исполнением. Так было с системой «Платон». Как показывает правоприменительная практика, для того чтобы нововведение работало, людям необходимо все подробно и понятно объяснить. Сейчас у приморцев даже нет понимания, какая организация должна заниматься установкой и проверкой системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанных автомобилях», – заявил глава региона.
Люди, работающие здесь не первый десяток лет, все еще не хотят верить, что «Зеленый угол» загнется окончательно. Тем временем с другой стороны «Зеленку» начинают теснить жилые новостройки. В конце прошлого месяца во Владивостоке прошли публичные слушания по планировке территории в районе культового авторынка. Здесь планируют возвести многоквартирные высотки с придомовыми территориями, парковками и объектами местного обслуживания населения. Однако продавцов «Зеленки» эта новость не пугает.
«На «Зеленом углу» уже строят какие-то дома, но стройка находится далеко от стоянок. Нам без разницы, как закончится эта история, в любом случае что-то уберут, а что-то оставят, да и стоянки ведь не нам принадлежат. В случае чего продавцам придется уйти в другое место. За 20 лет работы на авторынке столько всего происходило. Меня уже ничего не удивляет. Мы готовы ко всему», - комментирует продавец Руслан.
Факты и цифры
По данным аналитиков, Приморский край находится на самом последнем месте рейтинга доступности автомобилей. Специалисты аналитического агентства «Автостат» путем сравнения среднемесячных зарплат и средних цен на автомобили выяснили, что среднестатистическому жителю Приморья придется копить на личное авто более пяти лет. При средней зарплате 35,2 тысячи рублей и средней стоимости авто 2,4 миллиона рублей срок накопления составил 68 месяцев.
По словам директора аналитического агентства Сергея Целикова, в Приморье довольно низкая доля рынка новых автомобилей, лишь 4%, в структуре которого преобладают дорогие модели.
«На первичном рынке пятерку лидеров тут образуют Toyota RAV4, Toyota Land Cruiser, Toyota Land Cruiser Prado, Lexus NX и Lexus LX. В итоге это сказывается на средневзвешенной цене автомобиля и, как следствие, на сроке накопления», - объяснил эксперт.
Между тем, по данным статистики, за прошлый год Приморский край оказался наиболее обеспеченным после Камчатки по количеству автомобилей на душу населения. В Приморье этот показатель составил 437 штук на тысячу жителей, на Камчатке – 472 авто на тысячу. Объем рынка подержанных легковых автомобилей в прошлом году в Приморье увеличился на 7,7 % по отношению к 2015 году и составил почти 104 тысячи. На наш регион приходится 2% от общероссийского объема рынка легковых автомобилей с пробегом.
Кстати
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», за последние два с половиной года цены на новые автомобили в России выросли на 41%. Аналитики связывают это с ростом курсов иностранных валют по отношению к рублю, а также с инфляцией и ростом себестоимости производства. Эксперты дают неутешительные прогнозы – машины и дальше будут дорожать, так как производители будут плавно компенсировать резко подскочивший доллар.