Один день из жизни воспитанников детского дома № 4 города Владивостока

«МК во Владивостоке» продолжает цикл социально значимых публикаций в рамках проекта «Каждому ребенку нужна семья!». Сегодня мы приподнимем завесу тайны над повседневным бытом детей-сирот в одном из детских домов столицы Приморья. 

 Один день из жизни воспитанников детского дома № 4 города Владивостока
Эля, Таня и Даниил на детской кухне

Воспитатель в Центре содействия семейному устройству № 1 города Владивостока Наталья Поселяющева вместе с тремя воспитанниками - Даниилом, Таней и Элей развеяли несколько народных стереотипов о том, что жизнь одиноких ребят в закрытых детских учреждениях полна ужасов и одиночества, и провели для нашего корреспондента экскурсию по дому.

Детский дом № 4, с недавнего времени переквалифицировавшийся в Центр содействия семейному устройству № 1 города Владивостока, был создан на базе обычного детского сада. Сотрудники, стоявшие у истоков формирования одного из самых образцово-показательных детских учреждений края, своими силами превратили обычное государственное здание в уютный дом для большой дружной семьи одиноких детей. Одной из них была и героиня нашей статьи воспитатель группы
№ 2 Наталья Поселяющева.

– Первым делом мы сделали из двух детских комнат детского сада одну большую группу для наших воспитанников со спальней и игровой комнатой. Для комфорта детей спальню решили разделить на две комнаты, девочки сами смастерили себе перегородку и украсили помещения по своему вкусу. Также в каждой группе детского дома мы установили отдельную душевую, уборную и хозяйственную комнаты. Несмотря на то, что в учреждении есть прачечная, мы посчитали, что у детей должна быть своя собственная стиральная машина, с помощью которой взрослые ребята и малыши могут в любое время постирать свои вещи. Сегодня в каждой группе нашего дома стоит стиральная машинка-автомат.       

Не буду скрывать, что эта грандиозная перестройка далась нам достаточно тяжело, ведь, когда мы только начинали обустраивать уютное семейное гнездышко для наших детей, здесь почти ничего не было. От детского сада нам достались только маленькие кроватки и столики, мягкую мебель нам пришлось покупать или принимать дары от добрых людей. Постепенно, год за годом, наш дом преображался в лучшую сторону. Важно отметить, что мы хотели не просто провести косметический ремонт, а создать для детишек комфортные домашние условия для проживания. Наши воспитанники активно помогали нам осуществить задумку – участвовали в перестановке мебели и перепланировке комнат, помогали подобрать красивую цветовую гамму для спальни и игровой комнаты, выбирали гардины и шторы по каталогу, в общем, делали все, чтобы наш дом стал очень красивым и уютным, - рассказала Наталья Петровна.

По словам воспитателя, домашняя обстановка в детском доме способствует развитию навыков самообслуживания у одиноких ребят.

– Каждого ребенка можно и нужно всему научить. «Домашние» дети спокойно входят во взрослую самостоятельную жизнь не только потому, что у них есть мама и папа, а еще и потому, что они с детства приучены к труду. Вот и сотрудники дома всеми силами стараются воссоздать теплую семейную обстановку, восполнить в сердцах недостающую родительскую любовь и ласку и научить ребят постепенно социализироваться в обществе, ведь все воспитанники дома – наши любимые, почти родные дети, мы желаем им только добра.

В детском доме есть определенный режим дня и распорядок. Дети у нас сами убирают комнаты и по очереди следят за порядком в группе, стирают небольшие вещички и гладят их, могут приготовить себе что-нибудь простенькое на перекус. В общем, с ранних лет учатся быть самостоятельными, чтобы не оплошать во взрослой жизни, - отметила воспитатель группы № 2.

В детском доме ежегодно проходит большая ярмарка детских поделок. Каждый раз дети с большой ответственностью приступают к ее подготовке - своими руками делают множество необычных вещей, от цветов из бумаги и фигурок до больших картин и вязаных изделий, а потом красиво оформляют поделки для продажи. На вырученные деньги ребята покупают себе то, что им хочется. Воспитатель сопровождает детей в магазин и не вмешивается в покупки, потому что знает, что у ребят есть своя голова на плечах.

Одна большая семья

Элина живет в Центре содействия семейному устройству уже больше двух лет. Девочка своими глазами видела, как из обычного детского учреждения их дом преобразился в уютное гнездышко для одной большой семьи.

– По моему мнению, самым важным изменением в детском доме стало то, что теперь братья и сестры стали жить вместе. Я была очень счастлива, когда мой младший братик насовсем переехал ко мне в группу. Мы очень сильно скучали друг по дружке, даже несмотря на то, что жили совсем недалеко – на соседних этажах. Мы ходили друг к другу в гости, постоянно общались, но этого было мало. А теперь мой братишка всегда рядом со мной, я знаю о всех его переживаниях и проделках и могу помочь ему в любую минуту. Ну и контролировать его стало гораздо проще – он же еще маленький, и ему многое нужно объяснять и разъяснять.

Раньше у нас было хорошо, светло и уютно, но сейчас здесь стало совсем замечательно. С недавнего времени все дети стали жить по семейному типу – группы стали меньше и больше похожи на обычные квартиры многодетных семей. По вечерам мы собираемся всей группой в игровой комнате и обсуждаем с воспитателем, как прошел наш день, здесь весело празднуем дни рождения или провожаем ребят в семьи, к новым родителям. И это совсем непохоже на классный час в школе или какие-то похожие мероприятия для галочки, ведь Наталья Петровна, воспитатель моей группы № 2, - наша замечательная мамочка, которую мы очень ценим и любим. Ее забота, участливость и искренность каждый день дают нам силы на новые свершения,- отметила Элина.

Воспитанница детского дома Элина рассказала корр. «МК во Владивостоке» о том, как проходит самый обычный день в доме.

– Наш день начинается в 6.30. Дежурные по кухне накрывают завтрак, а в это время мы заправляем кровати, умываемся, одеваемся и всей группой идем есть. После завтрака нужно обязательно проверить, все ли ты взял в школу, и помочь собраться малышам. Уроки мы всегда делаем заранее, поэтому утром нам остается только надеть форму. В восемь утра мы дружной толпой направляемся в школу за новой порцией гранита науки. У меня есть младший брат, первым делом я отвожу его в класс, а потом уже сама иду на занятия. После школы мы возвращаемся домой, обедаем и идем делать уроки в классе самоподготовки. Одноклассники периодически собираются в стайки и общими усилиями решают задачки, иногда к «мозговому штурму» подключаются и воспитатели. Но, как ни странно, никто ни у кого не пытается списать – лучше с помощью товарищей разобраться в сложных вопросах, чтобы потом без боязни решить аналогичную задачку на уроке в школе.

В четыре часа дежурные раскладывают в столовой какие-нибудь полезные вкусности на полдник, и после перекуса все в нашем доме затихает на какое-то время – наступает тихий час для малышей и свободное время для взрослых ребят. В это время мы с девочками уютно устраиваемся в игровой комнате перед телевизором и наслаждаемся тихим просмотром какой-нибудь интересной передачи или фильма. Когда просыпаются малыши, мы с воспитателями помогаем им одеться и все вместе идем на ужин, потом убираемся в комнатах, поливаем цветы, собираем портфели и форму в школу и умываемся. В 22 часа у нас отбой. Разумеется, мы с девчонками любим немного поболтать перед сном, но стараемся сильно не увлекаться, чтобы утром не быть похожими на «сонных мух», - рассказала Эля.  

Будни без скуки

Жизнь воспитанников Центра содействия семейному устройству № 1 во Владивостоке насыщена самыми разными ежедневными занятиями. Таня из группы № 4 рассказала корр. «МК во Владивостоке» о том, что разительные изменения в доме никак не препятствуют общению ребят из других групп - дети по-прежнему бегают по этажам, гостят в других комнатах, проводят всевозможные праздники и мастер-классы в кругу одной большой семьи, а также все вместе наводят красоту в доме.

Поделки детей

– Сейчас в детском доме проживают около 40 детей с самыми разными характерами и увлечениями, но все эти различия не мешают нам быть одной дружной семьей. Воспитатели заменили нам родителей как настоящие мамы, они ходят в школу и расспрашивают учителей о наших успехах, проводят с нами воспитательные беседы и направляют нас на верный путь. Они могут нас и пожурить, и похвалить, и чему-то научить, в общем, наши милые названые мамы делают все то, что должны делать родители.

Мы, дети, очень дружны и всегда заступаемся друг за друга. У нас не бывает воровства, наоборот, мы стараемся поделиться чем-нибудь ценным с другими воспитанниками. Например, учим малышей складывать сложные оригами, помогаем кому-нибудь нарисовать красивую картину, делимся с другими группами недостающими материалами для творчества. В доме просто невозможно сидеть сутками без дела, нас всегда чем-нибудь занимают. То волонтеры привезут мастер-класс по мыловарению, то художник в гости придет и расскажет о своем творчестве. В тихий час можно присоединиться к мастерице из параллельной группы и попросить ее научить сделать красивые цветы из бумаги, - рассказала Таня.

Девочка отметила, что еще одним важным элементом жизни в доме является обучение навыкам самообслуживания. В последние годы у детей появилось множество «тренажеров», которые позволят ребятам успешно выпуститься из учреждения и легко войти во взрослую жизнь.

– Свои комнаты мы убираем сами, но в каждой группе генеральная уборка проходит по-разному. У нас за каждым ребенком закреплен определенный участок в спальне, за которым он должен следить и поддерживать порядок. В других группах ребята по очереди дежурят неделю во всей комнате, а потом меняются. Помимо этого, в каждой группе всегда есть отдельный дежурный на кухне, который накрывает на стол и убирает столовую после трапезы. Также каждую субботу все воспитанники дома выходят на уборку территории: собирают мусор, ухаживают за клумбами, поливают газончики и подметают дорожки. Я считаю, что это очень полезное правило, вырабатывающее у всех у нас навык бережного отношения к окружающей среде и людям.

В большой библиотеке мы берем книжки и подклеиваем их, если неосторожно с ними обращались. В компьютерном классе все желающие могут постигать азы программирования, готовить реферат, рисовать или просто сидеть в Интернете. У нас есть свой танцевальный и спортивный залы, где по субботам девочки ходят на танцы, а мальчишки на вольную борьбу, футбол и карате, есть хозяйственная комната со стиральной машинкой, которой могут пользоваться все дети.  К нам приезжают репетиторы по русскому языку, английскому, математике.

Но, наверное, самая любимая комната всех воспитанников дома – это наша собственная небольшая кухня. У нас здесь есть свой чайник, печка, духовка, холодильник и даже мультиварка. Вот захотелось кому-нибудь перекусить – хватай хлеб с прошлой трапезы, масло и беги сюда жарить гренки. Под чутким руководством воспитателей мы уже готовили пирожки, хворост, пирожные «Картошка» и блинчики жарили. Каждый Новый год в доме устраивается большой конкурс, в ходе которого группы соревнуются, кто больше праздничных салатов сделает. В эти дни в доме царят шум и гам – дети носятся по этажам, подсматривают друг у друга рецепты, хвастаются друг перед другом необычным оформлением блюд. Наше коронное блюдо – салат «Селедка под шубой» и оливье на Новый год, - отметила Таня.

У Центра содействия семейному устройству есть еще одна очень милая и добрая фишка. В каждой детской группе живет какое-нибудь животное-компаньон. В одной группе – попугайчики, в другой – кролики, черепашки или даже морские свинки. Дети сами ухаживают за своими маленькими подопечными и таким образом учатся нести ответственность не только за себя, но еще и за братьев наших меньших.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 19 октября 2016

Заголовок в газете: Дом, милый дом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру