Во Владивостоке раскрыли банду подростков, нападавших на тех, кто не так одет

Владивостокские подростки в очередной раз прогремели на всю страну.

Во Владивостоке раскрыли банду подростков, нападавших на тех,  кто не так одет

В одном из районов города выявили банду школьников, которые избивали, раздевали и грабили других несовершеннолетних. Помимо вымогательства денег подростки задавали детям странные вопросы типа: «Ты правый или левый?», «Почему у тебя штаны подкатанные?» и так далее. Собирались малолетние агрессоры в своем «штабе» на территории недостроенного спортивного комплекса. Место встреч было изрисовано нацистской символикой и исписано лозунгами в том же духе.

Последний вопиющий инцидент произошел 8 мая: группа подростков напала на двух 15-летних школьников, которые проходили мимо «штаба». Одному из них удалось вырваться и сбежать – позже у подростка диагностировали закрытый перелом челюсти. Второй юноша потерял сознание от удара в голову, после чего его затащили в «штаб», где продолжали бить и насильно заливать в рот спиртное. Об этом рассказала мама потерпевшего парня.

- У этого случая есть предыстория, - поведала Ольга. - Первого мая мы выглянули в окно из нашей квартиры и увидели, как группа подростков с битами кого-то «учит». Мои муж и сын вступили с подростками в словесную перепалку, а затем вышли во двор – группа тут же побросала биты и разбежалась. Затем несколько дней подряд ко мне домой приходили подростки, просили позвать отца или сына для разбирательств, но тех не было дома. Думаю, сына избили возле спорткомплекса неслучайно - подловили удачный момент. Когда я по наводке его друга приехала к спорткомплексу, банда была там. Я пригрозила, что сейчас приедет полиция. Наверное, этим их спугнула, так как они тут же разбежались. Когда к спорткомплексу приехал муж, ни одного из банды уже не было, а когда сын вышел из недостроя, он был весь бледный, его тошнило, и он просто улегся на сиденье машины, так и доехал до дома. На голове у него мы обнаружили массу гематом: его били перчаткой, и только по голове, чтобы оставить минимум побоев. Но невролог диагностировал сотрясение мозга.

Из шахматного кружка - в уличную банду

После этого случая родители подростков решили положить конец побоям и обратились в полицию. 11 мая около сотни родителей с детьми собрались для обсуждения проблемы. Сотрудники Первореченского отдела полиции тоже подоспели на встречу. В результате часть родителей написали заявления о запугивании и угрозах.

Ольга, мать пострадавшего, написала заявление в полицию в тот же день, когда избили сына. В результате сотрудникам полиции удалось установить личности почти всех нападавших – половина из них проживают в районе, где творятся беспорядки, а другая половина приезжали из других районов города. Удалось вычислить и предполагаемого координатора, которому 22 года. В данный момент, пока продолжается следствие, он заключен под арест на 10 суток.

По словам заместителя начальника по охране общественного порядка Первореченского РУВД Владивостока Владимира Кубыры, 22-летний задержанный проживал в том же районе, где происходили действия. Называть имя и фамилию предполагаемого «главаря» Кубыра отказался, зато рассказал, что на днях в отделение приходили родители еще одного члена банды.

- Папа мальчика – подполковник, - добавил Кубыра. – Он рассказал, что дома парень приятный, спокойный, водит брата в шахматный кружок. А после восьми вечера уходит к этой банде общаться.

Сотрудники полиции опросили вычисленных несовершеннолетних, а с их родителями провели профилактические беседы.

- Сейчас полиция собирает материалы для рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних, - комментируют в пресс-службе УМВД России по Приморскому краю. - Несовершеннолетние будут поставлены на профилактический учет. В отношении же совершеннолетнего участника конфликта, оказавшегося студентом одного из колледжей Владивостока, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей «Мелкое хулиганство». Судом вынесено постановление о назначении ему административного ареста сроком на 10 суток.

По словам Сергея Мильвита, председателя инициативной группы «Горожанин и гражданин», которая тоже занималась поисками членов банды, на этом дело не закончится.

- Насколько мне известно, делом заинтересовались в ФСБ и в управлении образования, и, пока координатор находится под административным арестом, следствие продолжается. Кто знает, может быть, у нас в городе действует целая экстремистская группа? – задается вопросом Мильвит.

Родители пострадавших детей не хотят, чтобы предполагаемый виновник подростковой агрессии отделался административным наказанием.

- Сейчас моему сыну приходит масса сообщений от участников банды, - добавила мать пострадавшего Ольга. - Они сообщают о том, что конкретно его не били, и предлагают что-то типа: «Давай, я сдам тебе всех, кто это делал, а ты взамен не будешь писать на меня заявление». Я говорю сыну, чтобы он не отвечал на эти сообщения. Необходимо до конца разобраться с этой ситуацией! Ни одному нормальному родителю такая обстановка в районе не нужна.

Проблема краевого уровня

Вечером 12 мая в школе, где учились большинство членов банды, а также их жертв, состоялось общественное собрание, посвященное подростковому экстремизму. Помимо обеспокоенных родителей в школе собрались представители полиции и подразделения по делам несовершеннолетних, прокуратуры, ФСБ, городской администрации, а также эксперты по экстремизму и преподаватели других школ города. Руководила встречей уполномоченная по правам ребенка при губернаторе Анна Личковаха.

По мнению Личковахи, беспредел, творившийся в районе, – следствие провальной воспитательной работы.

- Мы имеем дело с проблемой краевого уровня, ведь происшествие носит чрезвычайный характер. Оно не является локальным для района или одной школы. Мы имеем дело с результатом провальной воспитательной работы, - констатировала уполномоченная. – Но, несмотря на аморальность поступков, которые совершала группа подростков, ни в коем случае нельзя нарушать их права. Тем не менее многие представители прессы и пользователи социальных сетей, размещая информацию о событиях, выдавали в публичное пространство имена и фамилии членов группы, а это прямое нарушение их прав. Нужно понимать, что пострадали не только дети, которых побили, но и те, кто бил. Поддавшись влиянию чужих деструктивных идей, они попали в поле зрения правоохранительных органов. А ведь это может сказаться на их будущей карьере.

В детском разбое виноваты взрослые

Банда агрессивных подростков, избивающих невинных детей средь бела дня, стала предметом обсуждения среди владивостокских социологов и психологов. Все как один уверены: в деструктивном поведении детей виноваты взрослые.

- Деструктивное поведение молодежи – результат деструктивных законов в обществе. Такого рода молодежные группировки отражают происходящее в государстве и мировой политике. Мы – часть мирового сообщества, и это естественно, когда люди начинают смешивать свои личные проблемы с идеологиями, которые на слуху, - отметила психолог Татьяна Климкович. - Почему дети так легко принимают разрушительные идеологии? Во-первых, потому, что молодежь легче других поддается манипуляциям. Во-вторых, потому, что ей свойственно протестовать громко и экспрессивно. Ей еще незнакомо искусство молчаливого протеста, который так часто практикуют взрослые. В-третьих, потому, что в нашем светском российском обществе нет основной положительной идеологии, как это было, например, во времена пионерии, комсомола.

Психолог уверена, что сейчас ответственность за воспитание детей целиком ложится на плечи родителей, а они не всегда уделяют должное внимание нравственному воспитанию. Более того, если семья неблагополучная с точки зрения внутренней атмосферы и отношений, то ребенок, не чувствуя себя в ней счастливым, важным, будет проявлять протест в самых разных формах. «Нет денег? Украдем! Провозгласим себя главными, если нам не уделяют достаточного внимания!».

- Чем это лечить? Общением и глубоким взаимодействием с подростками, вниманием государства к юным личностям и любовью в семьях, - приходит к выводу Татьяна Климкевич.

По словам доцента ВГУЭС, эксперта в области экстремизма Надежды Ляшкевич, если это субкультурное проявление национализма, то оно должно иметь признаки – почитание Гитлера, пересмотр итогов Второй мировой войны, различные практики поклонения, характерная символика и т. д.

- Но у ребят никакой атрибутики найдено или замечено не было. Потому нельзя достоверно сказать, что группировка именно националистическая. В оперативной справке указан только возраст жертв, о национальности мы не знаем. Данное движение привез из Питера один из участников группировки – единственный совершеннолетний парень, которому на данный момент 22 года, - указывает Надежда Ляшкевич. - Он же и стоял во главе школьников и являлся главой группировки. В Санкт-Петербурге парень участвовал в подобном движении, большая часть участников которого находятся под следствием и задержаны как раз по статьям, связанным с хулиганством и драками.

Однако националистического рода субкультуры у нас периодически появляются, добавляет эксперт, и их корни растут из социальных сетей, Интернета, но в открытую агрессию они выливаются крайне редко.

- Например, в середине 2000-х годов в Первомайском районе Владивостока были популярны скинхеды, но сейчас они выросли, разъехались, - уточнила доцент ВГУЭС. - Специализировались они сугубо на националистических акциях, но не по отношению к сверстникам, а по отношению к выходцам из других стран. Они их избивали в общественных местах и снимали это на видео.

По ее словам, предотвратить проявления открытой агрессии среди подростков помогут разъяснительные работы как в рамках учебного процесса, так и дома. Понятным и простым языком преподаватель должен разъяснить ученикам их правовые обязанности и тот факт, что с 16 лет уже наступает ответственность за свои неправомерные поступки, а по особо тяжким преступлениям, таким, как проявление национализма, – ответственность наступает уже с 14 лет.

Кроме того, домашнее воспитание играет огромную роль: родители должны донести до детей серьезность подобных действий и их последствий.

«Фа» и «Антифа»

Не все взрослые, которым за 35, знают, что во Владивостоке, как и практически в каждом городе страны, уже более десяти лет существуют две полярные субкультуры. Фашисты и антифашисты, левые и правые. Вот только поведение у них одинаково «ксенофобное», разве что мотивация разная. Вопросы из разряда «Ты левый или правый?» и выяснения за «шмот» («Почему штаны подкатанные?») – признак принадлежности к одной из таких субкультур. Вот что о них на условиях анонимности рассказал бывший член «Антифа»:

- Сегодняшние фашисты делятся на два типа. Первые, «правые», - это маленькие и злые 14-летние мальчики, которые четко знают, что скинхеды - это круто. Они не терпят иностранцев, пропагандируют превосходство белой расы и все в этом духе. И еще - они терпеть не могут антифашистов, понятно почему. Антифашизм раньше, лет 30 назад, носил положительный характер: «антифа», или «левые», защищали право человека быть собой, право человечества на разнообразие. Сейчас же антифашисты ведут себя практически так же, как фашисты: у них одна цель — любыми путями выявить нациста и наказать. Потому они пристают к людям на улице, провоцируют драки. Они также, например, могут пристать к узбеку, заподозрив его в нелюбви к белым. Антифашисты в основном - панки. С салатовыми ирокезами, в балахонах, с подкатанными штанами и так далее. Раньше я активно вникал в эти идеологии, а теперь вырос и понял, что не надо зацикливаться на таких низких вещах, как фашизм и антифашизм.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 18 мая 2016

Заголовок в газете: Избивают по одежке

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру