Приемному родительству обучают в Приморье

Школы приемных родителей ведут активную работу в Приморском крае, чтобы предотвратить возвраты сирот в детские дома

Приемному родительству обучают в Приморье
Воспитанники детского дома на творческом концерте.

«Мк во Владивостоке» продолжает социальный проект «Каждому ребенку нужна семья!». Это цикл публикаций, каждая из которых проливает свет на тему социального сиротства в Приморском крае, знакомит читателя с историями со счастливым концом, а также с рассказами людей, которые занимаются решением этого вопроса в крае, тех, кто выбрал помощь детям в качестве дела всей своей жизни.

Решение стать приемным родителем не приходит спонтанно. Осознавая всю степень ответственности, потенциальные приемные родители сначала оценивают свои возможности, консультируются в отделе опеки и попечительства, знакомятся с условиями учреждений, в которых находятся сироты, и с самими сиротами. Когда все формальности соблюдены и бумаги оформлены, наступает период совместной жизни. Каким бы ярким ни был энтузиазм состоявшихся приемных родителей, процесс интеграции приемного ребенка в семью не всегда проходит легко: в этом деле нужен терпеливый подход, уважение и внимание к детским травмам ребенка, знание особенностей его психологии и, конечно, любовь.

С любовью обычно проблем не возникает, а вот остальному родителей готовы научить в специальных Школах приемных родителей или в службах психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей. Созданы они департаментом образования и науки Приморского края в рамках программы содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту. В течение 2015 года подготовку в школах прошли более 500 приморцев, взявших на воспитание приемных детей.

- В Приморье такие службы начали работу в 2012 году – тогда по всему краю их было всего три, - рассказали в пресс-службе департамента образования и науки Приморского края. – Уже к 2014 году их сформировалось семь, а сейчас, в 2016-м, в распоряжении приморцев уже 20 таких служб, и все они готовы оказать приемным родителям реальную помощь в налаживании отношений с приемными детьми, в понимании своих чувств и намерений, в оценке своей психологической готовности к подобному шагу.

Школы приемных родителей (ШПР) созданы на базе краевых государственных образовательных учреждений, в том числе детских домов и коррекционных школ. Человек, изъявивший желание взять на опеку ребенка, сначала обращается в территориальные органы опеки, и уже там его приглашают в Школу приемных родителей. Параллельно заполняя пакет документов, он проходит обучение в одной из таких школ. Занятия проводятся в группах 1-2 раза в неделю. За обучение и поддержку в службах отвечают практические специалисты: социальный педагог, психологи, логопед, медсестра. Кроме того, на занятиях организуются встречи с приемными родителями, у кого есть успешный опыт усыновления детей разного возраста.

Не детский дом, а центр семейного устройства

По словам вице-губернатора Приморского края Ильи Ковалева, работа по семейному устройству детей-сирот в крае проходит успешно.

- В замещающих семьях сегодня воспитывается 72,8% приморских детей, - комментирует вице-губернатор. – И только 27,2% - в детских домах. Полным ходом идет работа по переформированию детских домов в центры семейного устройства. Из этого названия видно, что перед этими учреждениями сегодня стоит новая задача – поиск семей для детей-сирот. В крае сегодня 34 отдела опеки и попечительства и 20 служб психолого-педагогического сопровождения замещающих семей (это в 2,5 раза больше, чем два года назад). Совместными усилиями с 2013 года нам удалось сократить численность детей-сирот почти на 750 человек, а число приемных семей постоянно растет.

- Государство поставило перед детскими домами и другими учреждениями задачу искать семьи для детей-сирот: детей помещают сюда не на постоянной основе, а на временной – до тех пор, пока поиск приемной семьи не увенчается успехом, - комментирует педагог-психолог одной из ШПР Приморья и приемный родитель Анна Зимина. - На фоне такой политики работа Школ приемных родителей приобретает особую важность: главная задача служб психолого-педагогического сопровождения замещающих семей – предотвратить отказ от ребенка. К сожалению, на практике встречаются случаи, когда семьи переоценивают свои возможности, а сталкиваясь с первыми сложностями, падают духом и возвращают детей обратно в детские дома. Сложностями могут стать асоциальное поведение усыновленного ребенка, неуправляемость, в корне которых лежат детские травмы. Но если знать, как работать с этим, вполне реально избежать такого развития событий. Школы приемных родителей для того и созданы, чтобы семьи не падали духом: приходя сюда, они видят, что они не единственные, кто сталкивается с подобными проблемами, что дело не в их несостоятельности, что они не плохие родители. Просто нужно научиться, нужно поработать! Я думаю, что за школами родительства будущее. Уверена, они нужны не только приемным семьям, они нужны всем семьям, которые хотят вырастить из своих детей здоровых личностей. Одно дело – завести ребенка, заботиться о нем, выполнять родительский долг, и совсем другое, не менее важное дело - понимать психологию ребенка, правильно решать проблемы, возникающие при воспитании.

«Глаза, посыпанные пеплом»

Психолог службы сопровождения замещающих семей КГОКУ «Детский дом № 4 г. Владивостока» Наталья Медведева рассказывает о принципе работы Школ приемных родителей и о глубинных целях обучения.

- Все люди, даже если у них нет своих детей, в обычной жизни так или иначе общаются с детьми - с племянниками, маленькими братьями и сестрами, детьми наших друзей, - рассуждает специалист. - Они видят, какие дети замечательные и прекрасные, и в дальнейшем, принимая решение об усыновлении, предполагают, что общение с приемным ребенком будет примерно такое же. На деле же есть существенные отличия, и, когда человек знает об этих отличиях, знает об особенностях психики сирот, имеющих опыт жизни в неблагополучных семьях или в специализированных учреждениях, разочарований меньше. Ведь чем больше ожиданий, тем больше разочарования: ты ожидал, что сейчас будут бантики, розовые юбочки, а девочка тебя «шлеп» - и лицом об стол, потому как она бантики не любит, носит исключительно джинсы, матерится и таскает из дома золотые украшения, например. Это реальность, и это не значит, что дети из детских домов испорченные до мозга костей, просто нужно знать, что есть особенности и что с ними нужно делать.

Школы приемных родителей этому и учат. Потенциальные родители могут заняться поисками ребенка и до того, как придут в Школу приемных родителей. Только им нужно помнить, что ни органы опеки, ни детские дома, ни региональные операторы не дадут информацию о ребенке человеку, который не является кандидатом в замещающие родители. А кандидатом можно стать только после сбора всех справок, прохождения Школы приемных родителей (около двух месяцев), просмотра жилья. Но, даже будучи кандидатом, человек не может прийти в детский дом и попросить показать ему 10 детей - процедура выглядит совсем иначе. Сначала ребенок выбирается по базе данных или с помощью органов опеки. И уже потом кандидат, изъявивший желание познакомиться с ним, берет направление на знакомство, договаривается с детским домом и, когда присутствуют все специалисты, приходит с бумагами и получает информацию о семье ребенка, об истории его жизни, о его физическом и психологическом здоровье. А после происходит само знакомство.

Но на этом работа служб сопровождения не заканчивается. Дальше начинается самое сложное – совместная жизнь усыновленного и усыновителя. Если приемный родитель все-таки принял такое решение, он имеет право продолжить занятия в ШПР, получать консультации по текущим проблемам.

- Как правило, занятия проходят в групповом формате семинаров и тренингов. Есть и информативная, и интерактивная часть с обсуждениями, упражнениями, работой в малых группах, ролевыми проигрываниями. Наша задача - не только впихнуть информацию в голову людей, но сделать так, чтобы в процессе прохождения семинаров человек осознал, готов ли он к этому, - отмечает Наталья Медведева. - И даже если человек принимает решение не брать ребенка после обучения, мы все равно рады. Потому что это решение должно быть осознанным, взвешенным. Если человек отказался, это значит, что он взвесил все за и против, оценил свои силы, получил информацию и понял, что он не справится. И это намного лучше, чем если бы он отказался от ребенка, которого уже взял в семью. Работать с детьми, которые возвращены из приемной семьи в детский дом, – это боль. Это глаза, посыпанные пеплом. Это травма не только для ребенка, но и для приемной семьи. Ведь никто не берет ребенка для того, чтобы потом его вернуть. Самое главное - суметь рассчитать свои силы и понять, что тебе под силу, а что потянуть ты не способен. Может быть, лучше остановиться на волонтерстве, на других формах помощи детям?

Конечно, чем больше детей уходит в семьи – тем лучше, и я согласна с тем, что детям абсолютно нечего делать в учреждениях. Должна быть семья, чтобы ребенок правильно развивался, был счастлив и здоров, верил в себя. Но все решения нужно принимать взвешенно и осознанно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 27 апреля 2016

Заголовок в газете: РОДИТЕЛЬСТВО – ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру