После снега: Владивосток проиграл Хабаровску?

Из года в год Владивосток тонет в последствиях снежных бурь. Каждый снегопад оказывается самым сильным за последние …дцать лет, и циклон, разразившийся с 17 по 19 января, - очередное тому подтверждение. На улицах снова воцарился хаос, последствия которого мы разгребаем до сих пор.

После снега: Владивосток проиграл Хабаровску?

В четверг, через два дня после удара стихии, корреспондент «МК во Владивостоке» отправился на ознакомительную прогулку, чтобы своими глазами увидеть состояние города и его дорог, а также пообщаться с участниками бури – таксистами, продавцами, дворниками. Последних, кстати, застать так и не удалось. Снегоуборочная техника тоже оказалась редкостью на центральных улицах. Лицезреть ее можно было всего пару раз: по пути в центр и один раз на Океанском проспекте – в самый час пик.

Таксист Андрей Горбунов, который ожидал клиентов в районе Первореченского рынка, рассказал нам о том, как он пережил снегопад, находясь на службе.

- Работал в дни бури, - рассказывает Андрей. - Ездил по городу и в спокойное время, и в час пик, из личного интереса высматривал снегоуборочную технику - штуки четыре машины только и встретил за все это время! Видимо, они по каким-то улицам, которых я не знаю, ездят.

В четверг очевидцам посчастливилось лицезреть парад снегоуборочных тракторов!

- Сам видел, как бравые железные красавцы промчались по Алеутской во второй половине дня, - продолжил Андрей Горбунов. - Красивое зрелище, особенно когда люди, стоящие на остановках, с надеждой оборачивались в сторону колонны! В тот же день ряд снегоуборочных машин стоял вместе со мной в пробке, и это выглядело забавно. Еще одну снегоуборочную машину видел застрявшей в сугробе на Шилкинской - тут уж сложно было сдержать смех!

В среду и четверг - на второй и третий день после удара стихии - расчищенными оказались лишь некоторые территории Владивостока. Как правило, это подъезды и подходы к офисным зданиям, торговым центрам и магазинам. Хотя было два места в центре, которые отличились чистотой уличной территории, – «серый дом» по адресу: Океанский проспект, 20 и «белый» – по улице Светланской, 22.

А где же, спрашивается, «муниципальные» дворники, которые должны были расчищать тротуары, не убранные по сей день (вторник, 26.01.2016. – Прим. ред.)? По версии администрации Владивостока, неубранный снег принадлежит безответственным управляющим компаниям и предприятиям, а пробки в городе из-за недобросовестных водителей.

- С воскресенья на понедельник на улицы города выехало 150 единиц снегоуборочной техники, - сообщили в пресс-службе администрации города. - И она до сих пор работает в круглосуточном режиме. Обрабатывались самые сложные участки, спуски и подъемы. В среду машины вывезли две тысячи кубометров снега, в четверг - примерно столько же. Можем сказать, что в городе не было ни одной непроездной дороги в эти дни (зато сколько непроходимых тротуаров! - Прим. ред.). Объем работ выполнен колоссальный!

Заработали на стихии

Почищены проезды и проходы к офисным зданиям, магазинам и торговым центрам. Как же они убрали свою территорию? Оказывается, нашлись в городе неравнодушные люди, готовые подзаработать! Так, ловкачи-предприниматели, а по совместительству владельцы небольших грузовичков оказывали услуги по уборке территорий. Расчистить прилегающую к предприятию территорию - полторы тысячи рублей в час. Оплата - наличными. Снег - в багажник и за город.

- За сегодня только мы с напарником выполнили около десяти заказов, а еще целый день впереди! - комментирует грузчик Виктор Шемелин. - В автопарке у начальника около двадцати машин, а фирм во Владивостоке - сотни! Заработать можно очень хорошо. Но сам я понимаю, что, пока для предприятия работаю, могу кое-где быстренько и тротуарчик расчистить.

И правда, часть тротуара протяженностью 15 метров на Первой Речке расчищена усилиями Виктора Шемелина и его напарника — после расчистки территории вокруг «Роял-Бургера» оставалось время сделать доброе дело.

- За четверг выручка была больше трехсот тысяч, - комментирует директор клининговой компании, пожелавший остаться анонимом. - Хотел бы я работать на администрацию города? Да без проблем! Пусть платят деньги. Думаю, многие клининговые компании со мной согласятся в том, что для расчистки одного тротуара много не надо - пара грузовичков да пара-тройка людей с лопатами. Распределить на город штук пять клининговых компаний, у каждой из которых есть свой автопарк и рабочие, и к концу дня пешеходы смогут передвигаться по городу, не теряя самоуважения.

На доброте людской

Не менее традиционно после снегопада во Владивостоке начались пробки. Скользкие спуски и подъемы, сужение проезжей части за счет сваленного вдоль нее снега, обилие ДТП – и город три дня подряд утром и вечером срывал 10 баллов из 10 по шкале Яндекс.Пробки.

Автовладельцы часами переписывались на форумах, стоя в заторах, люди на остановках ждали автобусы часами, а заказ такси вовсе стоил баснословных денег: уехать на Тихую из центра можно было за тысячу рублей, не меньше.

- Я принял заказ с остановки «Авангард» на Тихую в среду, - рассказывает водитель такси Артем Красников. - Там, на остановке, сидела бабушка, ей в автобусе стало плохо - слабое сердце, как это бывает у стариков. А ехала она с Тихой в центр. Водитель автобуса вывел ее, посадил на лавочку, а стоявшие на остановке люди вызвали ей такси - она захотела обратно, домой. Ей повезло, что в тот момент моя машина была поблизости и диспетчер сразу направил меня по этой заявке! Неизвестно, сколько бы ей пришлось ждать такси, автобус в обратную сторону или родственников на машине. Я приехал, увидел, что она вся бледная и уже еле ворочает языком. Спросил, может, сразу скорую - отказалась. Предупредил, что проезд будет стоить тысячу рублей, но оказалось, что таких денег она заплатить не может! Я было почувствовал себя моральным уродом, собрался уже звонить диспетчеру и придумывать что-то, скидку какую-нибудь - я ведь не могу не привезти денег конторе. Потом думал, что заплачу за нее сам! Но пока я все это думал, люди на остановке уже собрали деньги за бабушку и оплатили ей проезд. Двое сели вместе с ней - им было в ту же сторону, так и доехали. Пришлось, конечно, в пробках постоять, но я изо всех сил торопился. Интересно, что в дороге бабушке похорошело и она даже начала шутить, радовалась, что люди добрые еще остались, могут позаботиться о стариках… На доброте людской и живем в этом городе!

Еще одну историю рассказал таксист, который вез корреспондента с Тихой в центр. За два часа пути можно было вдоволь пообщаться.

- Я работал в ночь с понедельника на вторник, как раз в то время, когда стихия взяла верх. У меня поступил заказ от девушки, у которой начались схватки, ее надо было срочно доставить в перинатальный центр. Дорога оказалась тяжелой: видимость не далее собственного капота, на дорогах снежные накаты и гололедица. Конечно, проезд к центру не был расчищен. Бросать девушку в таком состоянии даже в 200 метрах от входа было кощунством, – рассказал таксист. - Пришлось ехать до тех пор, пока окончательно не застряну в сугробе, подъезжать максимально близко. Девушку проводил в центр, а выехать не смог. На улице был невероятный холод, я попросился на перегрев в будку охранника, но меня туда не пустили. За любые деньги попросил коллег вытащить машину, но они все были заняты. За десять минут, пока стоял на улице, понял, как умирают от холода люди. Спасение пришло. Свою машину смог откопать только в среду.

Пянсе стихия не страшна!

Пожалуй, мощнейшим символом стабильности для владивостокцев можно назвать уличные лотки с традиционным приморским пянсе. Потому что они в этом снежном хаосе работали по своему обычному графику! Отважные краснощекие женщины в одеждах полярников, подавая пример городским властям, делали свое дело вопреки стихии, на холоде и морозе. И делали его хорошо!

- Пянсе у нас всегда свежее, - хвастает Тамара Леонидовна, продавщица на Покровском парке. - А иммунитет хороший. Вы не поверите, но работала я и в погоду похуже! А что это за Владивосток, на улицах которого не продается пянсе? Оно должно продаваться всегда: и в холод, и в стужу, и в летний зной! Иначе это будет уже не Владивосток.

От морозов и вьюг Тамару Леонидовну спасают теплая одежда и любовь к своему делу.

- Болоньевые штаны - две пары на теплые колготки, мощный пуховик на рыбацкий свитер, шапка потеплее, а можно две, да нос завязать шарфом так, чтобы одни глаза торчали, - вот и мое спасение. А продукцию нашу я и сама очень люблю, всегда она у нас свежая. И даже в снегопад продажи шли пусть и не в обычном режиме, но хорошо - остатков совсем немного.

А как у них?

Из года в год во Владивостоке случаются снежные циклоны, справляться с которыми мы пока не научились. А если поучиться у соседей? В нашем крае пример можно взять с Арсеньева, где за городом в пургу следит специальная организация, поддерживаемая муниципалитетом. Снега в Арсеньеве всегда навалом, а тротуары все равно чистят и посыпают, уж точно не заваливают снегом с проезжей части! Но Арсеньев мал, да и рельеф у него располагает к чисткам. Тогда попробуем взять пример с большого Хабаровска. Вот что советуют там для Владивостока.

- Проблема недостаточного финансирования отрасли является одной из основных причин, почему невозможна реализация полного комплекса мероприятий по развитию и совершенствованию городской транспортной инфраструктуры, проведению мероприятий по повышению пропускной способности дорог, улучшению качества их содержания, - отметили в пресс-службе города Хабаровска. - Необходимо постоянное плановое софинансирование работ из вышестоящих бюджетов либо увеличение доходной базы местного бюджета с целью увеличения средств, направляемых на указанные цели. Ограниченность финансирования сказывается на недостаточности специализированной дорожно-строительной техники и дорожно-эксплуатационной техники.

По мнению некоторых хабаровчан, и в дальневосточной столице есть проблемы с уборкой снега. Но только у тех, кто никогда не был в циклон во Владивостоке. Несмотря на самокритичное отношение хабаровской администрации, которая уверена, что далека от совершенства, у них почти в полтора раза больше техники, чем у нас. Даже с их проблемами Хабаровск не стоит неделями в пробках. 547 единиц снегоуборочной техники для Хабаровска - это только половина необходимости, по их мнению! А Владивостоку тем временем вполне хватает 150 единиц, и к качеству уборки территории претензий нет.

- Обеспеченность организаций Хабаровска, занятых на зимнем содержании дорог, снегоочистительной техникой составляет только половину от нормативной потребности, - поделились информацией в пресс-службе. - Но имеющаяся в распоряжении дорожных служб снегоочистительная техника работает с большим напряжением, практически беспрерывно и круглосуточно осуществляя расчистку и посыпку дорог. Предприятия отрасли «благоустройство» располагают собственным парком специализированной техники в количестве 547 единиц, из которых зимнее содержание дорог обеспечивают 219 единиц - это грейдеры, тракторы, погрузчики, самосвалы. В связи с недостаточностью собственной технической базы в дни снегопадов на уборку улиц привлекается до 50 единиц сторонней техники, что приводит к дополнительным затратам предприятий.

Итого – 269 единиц техники чистят прямые и безопасные улицы Хабаровска. 150 единиц работают на экстремальном рельефе Владивостока.

Вот, например, с 3 по 7 декабря в Хабаровске выпало 182% от месячной нормы осадков (во Владивостоке одна месячная норма. - Прим. ред.). В таких случаях город вводит режим ЧС.

- Мы учли опыт прошлого сезона и с 3 декабря ввели режим чрезвычайной ситуации повышенной готовности, - добавили в Хабаровске. - Работа администрации и муниципальных предприятий была организована в круглосуточном режиме без выходных и праздничных дней. К работам по ликвидации последствий выпадения снега были привлечены все возможные структурные подразделения администрации города, сторонние организации, УГИБДД УВД по Хабаровскому краю и ОГИБДД по г. Хабаровску. Круглосуточно велась работа по обработке проезжей части улиц противогололедными материалами (реагенты и песчаносоляная смесь), механизированному сгребанию снега с проезжей части на прибордюрную часть дорог. На уборке улично-дорожной сети города была задействована вся имеющаяся техника предприятий отрасли «благоустройство» - 132 штуки и еще 50 машин других предприятий. Учитывая большую протяженность дорог (936,5 км), предприятия убирали в первую очередь магистральные и основные дороги, по которым осуществлялась работа маршрутов общественного пассажирского транспорта, а также подходы к социально значимым объектам. Также особое внимание уделялось очистке пешеходных дорожек (!), выходов из подъездов, подсыпке песком скользких участков пешеходных связей. Ежедневно управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК для работы по очистке дворовых территорий привлекалось более 85 единиц снегоуборочной техники: 22 трактора, 14 средств малой механизации, 24 погрузчика и 25 самосвалов.

К сожалению, мы можем только привести цифры для сравнения. И прогнозировать, что в следующий раз, когда во Владивостоке снова пойдет снег и выпадет месячная норма осадков, дороги через трое суток начнут чистить 150 единиц техники. Тротуары будут опять завалены. В городе будут пробки по 10 баллов. Администрация Владивостока, конечно, безупречно справится со своими обязанностями, а снег не уберут управляющие компании и собственники зданий. В пробках будут виноваты все те же водители, а в складах снега вдоль обочин – тоже водители.

Фото Семена Апасова

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 27 января 2016

Заголовок в газете: Спасибо, снег, мы передумали

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру