В Приморье проверяют, используются ли сельхозугодья по назначению

Президент отметил, что на долю России приходится более чем половина плодородных земель планеты - 55%. Поэтому не грех такой богатой на сельхозземли стране не только перестать закупать «помидоры в Турциях», полностью обеспечив свою независимость по всем основным видам продовольствия, но и стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.

В Приморье проверяют, используются ли сельхозугодья по назначению
Фото: otv-prim.ru

Корреспондент «МК во Владивосток» решил выяснить, как обстоят дела с сельхозземлями в Приморье. Что выращивают, насколько эффективно земля «работает», какие существуют проблемы в этой области – об этом и многом другом мы поговорили с начальником отдела земельного надзора и аналитической работы Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Александром Коробовым.

- Александр Юрьевич, скажите, в Приморье много сельхозземель?

- Сразу оговорюсь, что наш отдел осуществляет надзор как в Приморье, так и на Сахалине. Что касается Приморья – на территории края в настоящее время находится 1 миллион 864 тысячи гектаров сельхозугодий (а это ни много ни мало половина Нидерландов), а в Сахалинской области – 168,8 тысячи гектаров.

Что касается числа землепользователей - как владельцев, так и арендаторов, в двух регионах зарегистрировано 1868 поднадзорных Госземнадзору объектов. Сюда входят 1271 физическое лицо, 399 индивидуальных предпринимателей, 144 хозяйствующих субъекта и 54 органа местного самоуправления.

- Что в основном выращивают в Приморье?

- Физические лица берут в аренду от одного до пяти гектаров, как правило, под огородничество. А вот крупные предприятия выращивают в основном сою и кукурузу, которые хорошо востребованы в Южной Корее, а особенно в Китае. Там делают глобальную переработку этих культур. Китайцам и корейцам с экономической точки зрения выгоднее растить, а потом вывозить кукурузу и сою из Россия – так дешевле. Еще одна популярная в крае культура – рис. Его выращивают в основном в Ханкайском и Спасском районах.

Но, к сожалению, помимо добросовестных землепользователей, в Приморье хватает недобросовестных – тех, кто использует сельхозземли не по назначению, наносит им вред или вообще не ведет там никакой хозяйственной деятельности. С марта 2014 года за подобные нарушения была введена административная ответственность. В рамках статьи 8.8 Кодекса об административных нарушениях (КОАП) «Неиспользование земель сельхозназначения более трех лет» Правительство РФ были определены признаки, по которым мы узнаем, было ли совершено нарушение или нет. Среди них такие факторы, как залесенность и закустарненность. Именно по ним можно сразу определить, что земля простаивает очень давно. Ведь дерево не может вырасти за один год, на это нужно несколько лет. Если специалисты РСХН обнаружили нарушение, владельцу или арендатору выдается предписание привести земельные участки в порядок и начать использовать. Потому что сорная растительность «выкачивает» из земли питательные вещества. Чтобы привести ее в надлежащее состояние, восстановить урожайность, надо вносить питательные вещества и удобрения.   

- Как выявляете нарушителей?

- Мы, прежде всего, работаем по плану, который составляем на следующий год, согласовываем его с прокуратурой. Этот план размещен на официальном сайте прокуратуры. Там можно ознакомиться с перечнем землепользователей, которые подлежат проверке. Помимо этого, у нас есть проверки, которые мы проводим совместно с прокуратурой. Тут уже «проштрафившихся» определяет прокуратура и присылает нам их дела на рассмотрение. Мы нарушителей привлекаем к ответственности и выдаем предписания на устранение нарушений. Также мы возбуждаем административные дела по заявлениям и обращениям от частных граждан, которые приходят в государственные органы. Сначала информацию проверяем, отбираем пробы, смотрим, в каком состоянии земля, составляем протоколы осмотра, фотографируем, документируем, берем объяснения, разыскиваем сведения о владельцах… Если говорить языком цифр, у нас в крае ненадлежащим образом используются сотни тысяч гектаров сельхозугодий, поэтому работы нам хватает. По итогам девяти месяцев 2015 года специалистами земельного надзора Россельхознадзора было проведено 438 контрольных мероприятий, во время которых было проверено более 746 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения. 112 проверок носили плановый характер, 118 – внеплановый. Сотрудники управления приняли участие в 59 проверках, инициированных природоохранной прокуратурой. Также наши специалисты принимали участие в 149 прочих административных расследованиях и обследованиях.

По результатам этих контрольных мероприятий и проверок было возбуждено 479 дел об административных правонарушениях, выписано штрафов на общую сумму 8 миллионов 269 тысяч рублей. Правда, к настоящему моменту «штрафники» оплатили лишь 42,97% от этой суммы – 3 миллиона 554 тысячи рублей. В отношении уклонявшихся от оплаты штрафов было составлено 69 протоколов, в службу судебных приставов направлено 70 дел на принудительное взыскание штрафов. Это те постановления, которые вступили в законную силу. Есть также постановления, которые в законную силу не вступили по причине их обжалования землепользователями в суд.

За допущенные правонарушения к административной ответственности привлечены 338 нарушителей. Вынесено 232 предписания об устранении требований нарушения земельного законодательства, за которыми обеспечен контроль. Также управление совместно с природоохранной прокуратурой инициировало подачу четырех исковых заявлений о возмещении вреда, причиненного почвам на общей площади 4,809 га. Общая сумма исковых требований составила 33 миллиона 401 тысячу рублей.

Кроме того, управлением проводится работа, направленная на возмещение ущерба, причиненного земле как природному объекту, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- С какими сложностями сталкивается отдел земельного надзора при проведении проверок?

- Самая главная проблема – «лазейки» в законодательстве, которыми умело пользуются нарушители. Чтобы уйти от ответственности за неиспользование земельного участка по назначению, они активно составляют соглашения о передаче прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка. В результате государственный орган вынужден прекращать в отношении нарушителей проверки, ведь землепользователь-то сменился. А в отношении нового нужно начинать всю процедуру сначала.

С марта 2015 года у нас увеличились штрафы, причем очень сильно. Если раньше они составляли десятки тысяч рублей, то сейчас – сотни. Именно поэтому многие недобросовестные землевладельцы идут на ухищрения. Например, в Хасанском районе предприниматель на сельхозземлях сделал карьер. А чтобы избежать ответственности в текущем году, заключил договор на передачу прав на земельный участок, следовательно, ответчиком стало другое предприятие, которое отдел земельного надзора в этом году не может проверять, так как его нет в перечне планово проверяемых землепользователей. В итоге новый правообладатель подал на нас в суд Хасанского района, который встал на сторону истца. Теперь в течение трех лет мы не имеем права его проверять в соответствии с Федеральным законом № 294. Даже несмотря на то, что на участке зафиксированы грубейшие нарушения при использовании земель. Это такая правовая коллизия. С законотворческой точки зрения не мешало бы проработать этот вопрос, четко понять, что, если в отношении землепользователя проводится проверка федеральным госорганом, нужно хотя бы на это время запретить перерегистрацию или изменение собственника земельного участка. Почему? Например, в Приморье один из индивидуальных предпринимателей, чтобы уйти от ответственности и дальнейших проверок, снялся с учета и продал свой земельный участок… собственной жене. Причем сделал это в тот момент, когда проведенная РСХН проверка выявила, что земля была катастрофически истощена. Мы им выдали предписание обратиться в Биолого-почвенный институт и получить рекомендации, какие подкормки нужно внести, чтобы восстановить ее агрохимию. Но нарушитель не стал выполнять предписание и провернул эту схему с «продажей» земельного участка.

Есть еще один интересный момент в законодательстве. У нас есть 101-й Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где четко прописаны сроки освоения земельных участков – 2-3 года. Но почему-то у нас некоторые главы районных администраций согласовывают предпринимателям проекты на десятки лет! Например, в прошлом году был согласован проект на строительство прудового хозяйства… до 2030 года! Сроки, установленные законодательством, приняты во внимание вообще не были! А что на самом деле делается? Под видом строительства прудового хозяйства добывается песок как полезное ископаемое. Мы проверяем – формально идет строительство пруда, техника выгребает песок. По виду смотришь – да, вроде бы роется карьер для пруда. А на самом деле там добывается и продается песок. И нарушителей не останавливает ни то, что земельные участки используются не по назначению, ни то, что у них нет никаких разрешений и лицензий на добычу полезных ископаемых.

- Расскажите, какие еще встречаются нарушения использования сельхозземель?

- Был случай, когда нам предприниматель заявил, что посеял урожай культуры, но, когда с ним на место выехали наши специалисты, он не смог его найти! Сказал, что соя взошла, но только он не знает где. Инспектора Россельхознадзора с ним ездили, осматривали его угодья, везде стоял сорняк выше человеческого роста, а сою так и не нашли. А по документам – посеял!

Есть землевладельцы, у которых 10 тысяч гектаров земли стоят необработанные. Мы их штрафуем, они платят, но с землей все равно ничего не делают. Есть информация, что ждут выгодные контракты. Мол, приедут китайцы и задорого арендуют эти сельхозугодья.

Другой вопиющий пример – уже нецелевого использования земель, когда ушлые землепользователи снимают плодородный слой почвы, потом его продают и оставляют после себя земли, непригодные к использованию. Или оборудуют на землях сельхозназначения пляжи. Причем владельцы и арендаторы этих земель поступают хитро – сдают эти территории на полгода другим предпринимателям якобы в аренду и заявляют потом нам и прокуратуре, что они знать не знали, что творится на этой территории.

Другой пример - в Хасанском районе индивидуальный предприниматель снес сопку. Была сопка, а теперь ее нет. Начинаем задавать вопросы, он объясняет, что открыл месторождение базальта. Мы, естественно, его привлекаем к ответственности, а нарушитель с помощью адвоката пытается нам доказать, что он теперь разрабатывает проектную документацию, чтобы на этом месте строить... прудовое хозяйство.

Встречаются нарушения и там, где землевладельцы действительно занимаются сельскохозяйственной деятельностью, но при этом используют агрохимию, пестициды в количествах, превышающих нормы. Или засевают культуры, которые сельскохозяйственными не считаются. Так, в этом году у нас был случай, когда южнокорейская фирма ООО «Туманган», которая арендует около тысячи гектаров земли в Хасанском районе, выращивала там полынь. Я объяснил директору компании, что в России полынь не считается сельскохозяйственной культурой. На что он мне ответил, что я глубоко ошибаюсь и в Южной Корее из полыни делают мыло и настойку на спирту.

- И какой же выход из этой ситуации?

- По словам и. о. руководителя управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Юрия Иванова, мероприятия по земле надо проводить комплексно. Я думаю, что на уровне вице-губернатора, курирующего этот вопрос, было бы неплохо провести совещание с главами администраций. Создали бы комиссию, поехали бы посмотрели, что у нас на самом деле происходит с землями. А ведь президент Владимир Путин в своем послании отметил важность замещения импортных продуктов отечественными. Земля не должна простаивать, она должна работать. Мы можем выращивать в Приморье картофель, строить тепличные хозяйства. Но, к сожалению, сегодня стоимость аренды земли сельхозназначения очень низкая. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области была достигнута договоренность с налоговой инспекцией Приморского края. Мы будем выявлять владельцев простаивающих без дела земельных участков, чтобы ИФНС насчитывала им повышенную ставку налогообложения – вместо 0,3% от кадастровой стоимости такие владельцы будут платить 1,5%.

Нужен грамотный подход, чтобы этим было выгодно заниматься и чтобы земля «работала». А у нас многие предприниматели берут землю, а потом не знают, что с ней дальше делать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 16 декабря 2015

Заголовок в газете: Приморская земля должна «работать»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру