В рамках 3-го Конгресса народов Приморья, который проходил в кампусе ДВФУ на острове Русском во Владивосток, большое внимание публики привлек стенд коренного малочисленного народа Приморского края – удэгейцев. Они установили свое историческое жилище – чум и продемонстрировали уникальный шаманский пояс. Также удэгейцы продемонстрировали самодельные обереги, амулеты и талисманы из зубов и когтей медведя, позвонков рыбы и рогов оленей, каждый из которых символизирует определенного духа. Продавала украшения удэгейка Мария. После знакомства с ней мы съездили к ее родственникам, проживающим под Находкой, и своими глазами увидели быт и нравы этого народа.
Заповедные места
Национальные особенности в современных условиях коренным малочисленным народам сохранять сложно. Но удэгейцы не забывают своих традиционных занятий. Например, основной хозяйственной деятельностью этого народа всегда были охота, рыболовство и собирательство. Тем же занимается население и сегодня.
- Большинство удэгейцев живут в селе Красный Яр на реке Бикин, - рассказывает Мария. – Там практически нет работы, поэтому единственное, чем остается заниматься, – это охота и рыбалка.
Жизнь сегодня, по словам родственников Марии, сложная. Недавно для удэгейцев ввели квоты на вылов лососевых. И это коренным образом отразилось на их жизни.
- Квоты на добычу водных биоресурсов для личного потребления очень маленькие, - рассказывает Мария. - И с каждым годом ситуация становится все хуже. Получается, что в месяц на семью из четырех человек мы можем поймать только одну рыбу.
В удэгейских семьях всегда было принято есть много лососевых. Поэтому сегодняшнее ограничение выходит за границы их понимания.
- Рыбу мы и солили, и морозили, и жарили, и сушили. А сейчас что? Весной муж пошел на рыбалку, и там его поймали сотрудники охотнадзора. Забрали сети и другие инструменты. Теперь придется все покупать заново, а это выйдет в круглую сумму.
Мешают удэгейцам и браконьеры, которые приходят в заповедные места безо всякого на то разрешения.
- Рыбу и зверя выбивают браконьеры. Некоторые участки, на которых мы раньше собирали шишку и целебные корни женьшеня, сейчас сдали в аренду. Поэтому там мы больше работать не можем.
Национальное творчество
Среди удэгейцев немало людей творческих. Некоторые из них даже стали всемирно известными.
- Сегодня в селе успешно занимается литературой Алексей Канчуга. Он пишет на двух языках – удэгейском и русском. Его книги издаются в филологическом университете Хоккайдо.
Есть среди удэгейцев и профессиональный художник. Иван Дункай – член Союза художников Россия.
- Он первый и пока единственный мастер изобразительного искусства в селе. На своих полотнах он изображает удэгейцев такими, какие мы есть в традиционном смысле.
Удэгейцы также занимаются резьбой по дереву, вышивкой традиционных орнаментов.
- У нас нет Интернета, поэтому занятия типичного современного человека приходится чем-то замещать. Вот мы и занимаемся творчеством. Делаем амулеты, ожерелья, брелоки из подручных материалов: костей и зубов медведя, рогов оленей и хребтов рыбы.
Более десяти лет в Красном Яре действует национальный ансамбль танца «Агдайми», что в переводе означает «радость».
- Каждый год, обычно осенью, в селе проходит национальный праздник удэгейской культуры. На него собираются гости со всего Дальнего Востока и даже из-за границы: Японии и Республики Корея.
Духи-покровители
У удэгейцев есть еще один традиционный ежегодный праздник – «Сагди Дава», что в переводе означает «Большая рыба».
- Этот день посвящен началу путины кеты. В рамках праздника обычно проходит выставка традиционных жилищ и предметов быта. А главное украшение мероприятия – национальные блюда, которые можно продегустировать.
- Мы отдаем голову и хвост кеты (именно там живет душа рыбы) духу воды, хозяину рыб. В это время бьют в бубны. Этот обряд объясняется тем, что для еды мы берем только необходимое. Одновременно мы просим удачи.
Кету удэгейцы едят так же часто, как хлеб или картофель.
- Мы сушим кету для себя и собак, но без соли. Зимой толчем, заливаем кабаньим жиром - это любимое зимнее блюдо в наших семьях.
Раньше на каждую общину удэгейцев приходился шаман.
- Шаманами становились глубоко верующие в духов люди, которые ставили целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам. Шаманы лечили больных, искали пропавшие вещи, помогали получить промысловую добычу, провожали души умершего в загробный мир. Моя бабушка раньше шаманила. Но сейчас среди приморских удэгейцев шаман один – Раиса Максимовна Андрейцева. Она, кстати, председатель Приморской краевой общественной организации коренных малочисленных народов «Кедр».
Сегодня все меньше кровных удэгейцев признают свою истинную национальность. Большое количество лиц удэгейского происхождения живут в городах и поселках и полностью признали себя русскими. Это стало причиной уменьшения носителей удэгейского языка. В 2002 году удэгейский язык признали родным всего 400 человек. Все они преимущественно люди старшего поколения. Но и среди молодежи встречаются те, кто готов бороться за сохранение родного языка.
Справка МК. Некоторые удэгейские слова:
«Бакдифи» - здравствуй
«Асаса» - спасибо
«Ули» - река
«Мафа» - медведь
«Наму» - море
«Угда» - лодка
«Сэвэхи» - добрый дух
«Пуцза» - бог огня
«Ханя» - душа
«Гагда» - друг
Кстати. Международный день коренных народов отмечается по всему миру 9 августа. Этот праздник был учрежден в 1994 году. Согласно плану ООН всем государствам необходимо «расширить повсюду круг солидарности с коренными народами и совместно с ними работать над тем, чтобы обеспечить им возможности для развития в условиях мира и безопасности при уважении прав человека, в которых слишком многим из них слишком долго отказывали».
Сегодня коренные народы действительно испытывают ряд сложностей. Ежегодно удэгейцам и другим народам приходится отстаивать свое право на рыболовство и охоту, которые им нужны не забавы ради, а для того, чтобы жить.
И все же, несмотря ни на что, коренные народы, проживающие на территории края, сумели сберечь свои культурные традиции и самобытность. Скоро у них появится свой закон. Тогда не только удэгейцы, но и нанайцы, орочи и тазы, проживающие в Приморском крае, смогут рассчитывать на государственную поддержку за счет средств краевого бюджета.
Комитет по социальной политике и защите прав граждан подготовил проект закона «О коренных малочисленных народах Российской Федерации, проживающих в Приморском крае». Он направлен на создание правовой базы, которая будет гарантировать право коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры и развитие традиционных отраслей хозяйствования.
Закон предусматривает, что общины, общественные организации коренных малочисленных народов Приморского края и их объединения также должны получать господдержку. Законопроект уже получил положительный отзыв губернатора Приморья Владимира Миклушевского и по решению комитета будет рассмотрен в первом чтении на очередном заседании краевого парламента.