Эльдар Алиев: Мариинская "версия Жизели"– самая настоящая

Приморский театр оперы и балета выпустил в свет первую премьеру этого сезона. Зрители увидели постановку Адольфа Адана «Жизель». Это одно из самых известных произведений для российского балета после «Лебединого озера» и «Щелкунчика». О том, как создавалась премьера, узнал корр. «МК во Владивостоке», побывав на генеральной репетиции театра.

Эльдар Алиев: Мариинская "версия Жизели"– самая настоящая
Фото: Олеся Куватова

Ни для кого не секрет, что Приморский театр оперы и балета с начала 2016 года готовится превратиться в филиал легендарного Мариинского театра. Пока же «старший брат» из Санкт-Петербурга помогает совсем недавно появившемуся на свет Русскому Дому оперы. Не без наставничества прошла и первая премьера этого года на приморской сцене.

Для постановки фантастического балета «Жизель» во Владивостоке от Мариинки достались практически все декорации и костюмы. Приморские постановщики переняли у наставников многие технические изыски. За кулисами театра работают гримеры из Мариинки, а также художники по свету и даже исполнители главных партий (на два премьерных спектакля) и артисты кордебалета. Первый премьерный показ было решено сделать с приморскими солистами. Их подготовкой занимался главный балетмейстер Приморского театра оперы и балета Эльдар Алиев.

Он и сам был ведущим солистом Кировского (Мариинского) театра; сейчас является авторитетным педагогом для многих мировых сцен. Ла-Скала, Берлинский оперный театр, Театр Колизеум, Парижская опера – лишь малая часть престижных сцен, где работал собеседник.

«Я хвалю всех»

– В этой постановке «Жизели» хореография практически полностью классическая, – рассказывает Эльдар Алиев. – Я не привнес сюда практически ничего своего, разве что буквально чуть-чуть подредактировал Ганса во втором акте. Версия Мариинского театра на сегодняшний день, на мой взгляд, самая оптимальная, самая, наверное, настоящая, где все на местах. Это тот самый случай, когда нет необходимости что-то трогать, потому что лучше уже не сделаешь.

На подготовку «Жизели» с приморской труппой Эльдару Алиеву хватило меньше двух месяцев: работа над спектаклем началась 25 августа, а уже 23 октября состоялся премьерный показ. И если 24-го и 25-го свое мастерство демонстрировали солисты Мариинского театра Анастасия Матвиенко и Александр Сергеев, то в первый день премьеры на сцене были приморские артисты; главные партии достались Ирине Сапожниковой и Джозефу Филлипсу.

– Я хвалю всех! – улыбается Эльдар Алиев. – Спектакль этот сложный. Всем, конечно, трудно: планку подняли очень высокую, для которой нужны другой опыт, другая школа. В своей работе с коллективом я нередко ловлю себя на мысли, что нужно бороться с собственным нетерпением, нужно встряхнуть себя самого и сказать: «Ты от кого и что хочешь, это те ребята, одним из которых был и ты сам!». Я ведь был в такой же ситуации и понимал, как со мной мучились репетиторы. Но жизнь на этом и строится, а тем более жизнь в театре. Такие знания нужно передавать из ног в ноги, из рук в руки, это нужно вложить из головы в голову.

Мы долго расспрашивали балетмейстера о труппе и коллективе, о звездах и тех, кто подает наибольшие надежды. Но Эльдар остался невозмутим. Он уверен, что выделить можно каждого солиста, но если бы взять лучшие качества от каждого, «перемешать и добавить соли и перца», то вышел бы настоящий гений, но ведь так не бывает.

Две ипостаси

В числе прочих подающих надежды молодых солистов именитый балетмейстер упомянул Сергея Уманца. Его он охарактеризовал как исполнителя, на которого ему «интересно посмотреть».

По словам пресс-секретаря Приморского театра оперы и балета Елены Сабининой, Сергей Уманец будет исполнять две партии. Он вый-

дет на сцену и как Альберт, знатный персонаж, и как импульсивный лесничий Ганс. Он должен воплотить две ипостаси любви к прекрасной невинной Жизель.

– Сложно сказать, какой образ мне ближе, – признался Сергей. – Каждую свою партию я стараюсь развить собственными эмоциями, стараюсь донести до зрителя то, что я сам переживаю. Это тяжело передать словами.

Как добавил солист, оценить чужое мастерство из зала для него непросто. Профессиональный взгляд практически не позволяет быть обычным зрителем, который может прийти и насладиться хореографией в сочетании с музыкой.

Приморский театр оперы и балета еще очень молод, и все его солисты – приглашенные. Сергей – уроженец Санкт-Петербурга, выступал в составе мариинской труппы по всему миру. А вообще, среди артистов есть и украинцы, и японцы, и американцы, и бразильцы.

Взгляд из зала

Для театра важен результат. После сложных двух месяцев репетиций и подготовки «Жизель» на приморской сцене уже нашла своего зрителя и поклонника. Исполнение достойно всяческих похвал.

Привезенные из Мариинского театра декорации с момента подъема занавеса погружают зрителя в атмосферу старинной романтической сказки. Легкая и обаятельно-женственная Жизель сначала просто радует глаз, а затем вызывает искреннее сочувствие; стремительный порывистый лесничий Ганс вызывает симпатию силой своей страсти…

– Моей задачей было сделать спектакль, который бы «лег» на эту труппу, – это называется адаптация, – подытожил ЭльдарАлиев. – И мне нужно сделать спектакль, от которого получила бы удовольствие публика, на котором росла бы труппа.

Что касается труппы – здесь пока не нам судить, но вот публика приняла «Жизель» со всей теплотой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 28 октября 2015

Заголовок в газете: «Жизель» пришла в Приморье

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру