Среди льдов и пингвинов провел полтора года приморец, поседевший в Антарктиде от пережитого

13 февраля 1956 года вслед за извечными соперниками англичанами и американцами на станции «Мирная» начала работать 1-я Советская антарктическая экспедиция (САЭ).

Среди льдов  и пингвинов провел полтора года приморец, поседевший  в Антарктиде  от пережитого

Зачем России Антарктида?

Что неудивительно: шестой континент - огромный клад полезных ископаемых для населения земли, сверхбогатый месторождениями угля, нефти и газа, золотом, алмазами и драгоценными камнями; здесь в виде льда хранится треть (!) мирового запаса пресной воды. Понятно, что в будущем приоритетное право на недра, воду и территорию континента будут иметь те, кто первыми застолбил здесь куски пожирнее. Поэтому в разное время в Антарктиде работали полярники США, Англии, Франции, Японии, ЮАР, Германии, Индии, скандинавы, канадцы... да много кто!

В глубине континента - на Южном полюсе - работают только американская станция «Амундсен-Скотт» и на полюсе холода, где в 1960-х годах была зафиксирована температура минус 89,2 градуса Цельсия, - российская станция «Восток». Сейчас в Антарктиде сохранилась половина из 15 советских станций, на которых зимует российская антарктическая экспедиция.

Справка МК. Олег Высоцкий родился 15 июля 1958 года во Владивостоке. Отец - моряк, мать - инженер коммерческой службы ДВМП. С детства мечтал о карьере врача, с удовольствием ходил на школьные экскурсии в больницы, анатомичку и морг. После окончания средней школы поступил в мединститут Владивостока. В 1982 году с дипломом хирурга пришел в ДВМП.

У советских - собственная гордость

- Тянуло на подвиги. Все однокашники-врачи рванули за опытом в деревни - в центральные райбольницы, а я вот пошел в моря. Ждал судна. Светил малый, но денежный каботаж на Камчатку, Чукотку и в Певек. Мечталось, конечно, о валютных рейсах в Америку и Азию, личном джинсовом рае, кейсе с дефицитными пластинками «Пинк Флойд» и будущих еженедельных походах за виски и жвачкой с карманом чеков в валютный магазин «Альбатрос». Но кадровикам ДВМП дали команду формировать экипаж дизель-электрохода «Капитан Мышевский» для участия в 28-й советской антарктической экспедиции. Все пароходские врачи - лето же! - в рейсах или отпусках. А в экспедицию нужен только хирург, и, кроме меня, в списках никого. Так чисто случайно я в 24 года и попал в списки зимовщиков. Причем молодой же был, зеленый - про Антарктиду и зимовку на полюсе холода в ужасе услышал лишь 25 июля 1982 года, после того как «Мышевский» вышел из Владивостока и взял курс на север. Я-то думал в полуторагодовую загранку иду...

Коров на борту судна обнаружил не сразу. В один из дней вдруг все пространство между водой и небом заполнилось ревом, похожим на мычание коровы. В какое-то мгновение я принял звуковую фантасмагорию за трубный рев тифонов. Но, когда корова снова заголосила, я понял, что это у нас, на судне. Палуба, заставленная плотными рядами контейнеров, с левого борта имела узкий проход к корме. Туда я пошел, переступая через перекрестия палубных креплений, и наконец увидел… несколько коров. Все они были в контейнерах со слегка приоткрытыми створками. Подошли две женщины, оказалось - из уссурийского совхоза «Первомайский», а на судне они сопровождали свой груз: доставляли в поселки Арктики кроме живности еще и свежие овощи.

- Коров укачивает, - сказала одна доярка, - поэтому мычат, жалуются. А вот их никакая качка не берет, - показала на контейнеры с жадно жующими корабельную похлебку свиньями.

…Так уж сложилось в Дальневосточном пароходстве, что путь судов, входящих в состав очередных советских антарктических экспедиций, обычно каждый год лежал через Арктику: надо было сначала по пути завезти грузы для жителей Крайнего Севера, а потом уже идти дальше, через весь Северный морской путь в Архангельск. Именно там загрузиться горючим для работы авиации на ледовом континенте и следовать, обогнув Скандинавский полуостров, на Балтику, в Ленинград, чтобы взять на борт ученых Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. В 1982 году началась 28-я советская антарктическая экспедиция, и в ее работе должен был участвовать уже хорошо зарекомендовавший себя в арктических льдах «Капитан Мышевский».

- У советских же собственная гордость - мы ходили на юг Севморпутем! Кругосветку совершали. Заодно везли в Певек, Тикси, Архангельск и Мурманск генгрузы, потом в Ленинграде загружали снаряжение и экспедицию, списывали морально неустойчивых и два месяца шли в Антарктиду вдоль Европы и Америки.

72 градуса ниже нуля

- Полярники болеют?

- Бич длительных полярных экспедиций - травмы. И психологическая усталость, от которой «крыша» едет часто и у многих. Но эти проблемы начинаются у врача экспедиции позже, когда организм человека устает от экстрима Антарктиды. Причем на советских станциях в составе экспедиций были свои врачи, как правило, двое - это после того, как в 1961 году врачу 6-й САЭ пришлось самому себе аппендицит удалять…

Я полгода развозил на вездеходе по всем советским антарктическим станциям вокруг всего континента – за тысячи и тысячи километров! - запасы медоборудования и лекарств, вылетал на ЧП как хирург, ну, и лечил экипаж судна. Дело в том, что в течение всего полярного дня «Мышевский» оставался у берегов шестого континента, проводил для военных исследования гидрологии, а в случае нужды подходил к припаю для решения технических вопросов будущей зимовки или приемки пострадавших.

- В чем разница Арктики и Антарктики?

- Коренные отличия от Антарктиды в том, что Арктика - это район большого движения судов, и для обеспечения их работы существует Администрация Северного морского пути, много полярных станций, армада ледоколов... То есть в любой момент капитаны транспортов, случись что с их судами, получат не только квалифицированный совет, рекомендацию, но и поддержку. А в Антарктиде совет можно получить, но вот реальную помощь сложнее. Тысячи миль отделяют судно от дома...

- А льды?

- Считается, прочность морских льдов в Антарктиде гораздо меньше. Это связано с физикой их образования: они в основном состоят из фирна - снега. Но в Антарктиде есть и другие препятствия для плавания - айсберги. Подводные тараны, обломки айсберга... они и представляют большую опасность. Помню, окалывали мы припай континента для швартовки... Выбирается наилучший вариант ледяного барьера, так, чтобы его высота пришлась к уровню твоей палубы - это самая удобная выгрузка. И начинаешь строить причал, конечно, не в прямом понимании слова «строить». Судно подходит под острым углом к фронту припая и скользящими движениями ходит вдоль кромки, вырубает форштевнем выступающие части, строгает носом, как рубанок доску, аж стружки летят!.. Так вот, мы так же строили причал. Но после одного из ударов о лед судно начало крениться. Оказалось, мы отломали кусок льда под водой и он, потревоженный нашим корпусом, с треском стал переворачиваться. Вода прозрачная, чистая, как стекло, смотрю - громадина, глыба. И эта махина массой в тысячи тонн начала всплывать, переворачиваться, будто яростная дьявольская сила выталкивала ее. Тогда-то я впервые осознал, какая опасность грозит судам в Антарктиде.

- ЧП в Антарктиде - это рок?

- Скорее извечное русское разгильдяйство. Много травм: взрываются двигатели и моторы, техника мгновенно проваливается в глубоченные ледовые трещины, а переломанный в аварии человек еще жив и два-три дня замерзает и просит о помощи Бога…

Прооперировали мы полярнику аппендицит, подлечили, а при выгрузке на берег летчики уронили его на припай. Насмерть! Трос обломился от холода... Хотя наша экспедиция считалась удачной...

А я в первый и последний рейс в Антарктиду поседел за одну ночь. На выходе из залива «Мышевский» - обычное дело, так погибло несколько советских судов - затерло льдами, выжало из воды, судно легло бортом на многометровой толщины торосы. Экспедицию и экипаж спешно эвакуировали воздухом на припай, на судне остались капитан, аварийная бригада, в составе которой был и доктор, то есть я. Нет тепла, света, воды. Лежим на боку, слушаем треск корпуса, ждем конца, когда «Мышевский» сомнет торосами и он навсегда уйдет под воду...

Неожиданно - случай уникальный! - лед разошелся именно под днищем судна, оно снова встало на ровный киль, мы запустили двигатели и по чистой воде выскочили из ледяного плена. В газетах, конечно, об этом тогда не сообщалось. А я утром глянул в зеркало - и увидел свою совсем седую голову!

Водка - лучший релаксатор

- Какое впечатление производит Антарктида на новичка?

- Сначала континент давит и грузит психологически: этот вечный день, это суперсолнце на фоне безумно низких температур и сбивающего с ног ледяного ветра, эта валяющаяся по припаю брошенная техника, жилье-балки, горы механического мусора... Плюс жестко расписанное время каждого полярника: разгрузки, научные наблюдения, еда, сон - и так каждый день. Расслаблялись русские лишь водкой и американскими фильмами.

Спирт – это главный антарктический релаксатор. Его на зимовке всегда много, потому что научные скважины к центру земли бурильщики заливают тоннами спирта.

Спирт в Антарктиде закусывают - еды много, и она, как и технический спирт двойной перегонки ректифицированный, качественная. Например, у нас на припае стояли два двадцатифутовых контейнера с сервелатом, деликатесами и копченостями.

В свободное время полярники спят или смотрят трофейное кино. Американцы тогда уже переходили на видео и везли нам свои списанные киноленты: «Крестный отец», «Однажды в Америке», «Рембо», мультики - просто тоннами! С переводом проблем нет – большинство полярников владеют английским свободно.

Кстати, выручают и спасают от депрессии пингвины, на них можно смотреть часами! Удивительные, к слову, создания: в многотысячном сообществе есть свои мэры, сэры и пэры, свои полицейские, которые следят за порядком и пингвиньей очередностью обогрева внутри стаи, есть охотники и загонщики рыбы, есть даже пингвины-камикадзе, уводящие от детенышей косатку.

У них есть разум - на моих глазах от отчаяния утопился пингвин, лапа которого застряла в консервной банке, пугавшей лязгом пингвинят стаи! Есть в каждой стае свои бомжи и бездельники - эти чаще всего в итоге прибиваются к людям и живут рядом с ними.

- Олег, а веселое, смешное, необычное с тобой в Антарктиде случалось?

- Давай я тебе лучше типа байку расскажу. У одного молодого врача поход в Антарктиду начался... секс-терапией. На подходе к морю Уэдделла на одном из судов бывшего социалистического содружества забеременела молодая буфетчица. Ну, вызвали врача на консультацию, а капитан-славянин врачу сразу пообещал массу преференций и льгот: только не погуби, а то ее с судна рожать в Европу за мой счет снимут, а меня из компартии навсегда турнут за моральное разложение коллектива. Так что сделал врач самый южный в мире аборт аж на 78-м градусе южной широты! Фамилию врача не спрашивай, ладно?..

Фото из архива Олега Высоцкого

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 30 сентября 2015

Заголовок в газете: Врач всея Антарктиды

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру