Превратится ли Владивосток для китайцев в Суйфуньхе для русских?

Туристы из КНР массово поехали в шоп-туры в Приморье

Туристы из КНР массово поехали в шоп-туры в Приморье

 В 2015 ГОДУ КИТАЙЦЫ НАЧАЛИ ЗАКУПАТЬ ПРИМОРСКИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ И АКТИВНО ПРОДАВАТЬ ИХ В ПРЕЖДЕ ПОПУЛЯРНОЙ У ПРИМОРСКИХ ТУРШОПЕРОВ СУНЬКЕ. Переориентировавшиеся на импорт граждане КНР активно торгуют на родине приморскими мукой, маслом, водкой и сигаретами.

Роста нет, да и не нужно

Экономика Китая переходит к стабильному, хотя и замедленному росту - увеличение ВВП в этом году составит 6,8%, а в 2016-м - 6,3%. Такой прогноз огласил Международный валютный фонд (МВФ).

Китай переходит к новому, нормальному, замедленному, но при этом безопасному и более стабильному росту.

В августе 2015 года Народный Банк Китая пошёл на беспрецедентный шаг: 11 августа он снизил средний курс юаня на 1,86% по отношению к доллару. Несмотря на заверения китайских властей о том, что это является «единоразовой коррекцией», 12 и 13 августа курс был понижен еще на 1,62% и 1,12% соответственно, то есть до 6,40 юаня за доллар. Это является минимальным показателем с июля 2011 года.

Как самая крупная экономика мира (по паритету покупательной способности) Китай оказывает существенное влияние на экономики других стран. По сообщениям Bloomberg, сводный индикатор фондовых рынков развивающихся стран 12 августа 2015 года снизился до минимального уровня с 2011 года. Появились опасения, что девальвация сигнализирует о проблемах в экономике КНР.

Хотя… Номинальный курс юаня к доллару за последний год менялся незначительно - с 6,15 юаня за доллар 12 августа 2014 года до 6,21 юаня за доллар 10 августа 2015 года.

При этом реальный курс (с учётом инфляции) относительно корзины торговых партнёров укрепился на 13% с июля 2014-го по июнь 2015 года. Такое существенное изменение означало постоянное снижение доступности китайских товаров на фоне повышения конкурентоспособности других азиатских производителей, не стеснявшихся ослаблять свои валюты к доллару.

Начало девальвации фактически продолжает череду экономических потрясений Китая, которая началась с рекордного падения котировок акций на фондовом рынке Китая в июле.

Трансконтент Китай - Приморье

Приморью очень интересно недавнее предложение китайцев о создании Трансконтинентального экономического моста, который принято называть Новым шёлковым путём. Благодаря ему ускоренно начнут развиваться западные районы КНР, Монголия, бывшие советские республики Азии, Афганистан, огромные территории покроются сетью сверхскоростных дорог.

Выиграет ли от этого Россия? Безусловно, ведь в межнациональную орбиту будут вовлечены Транссибирская магистраль, БАМ и, возможно, Северный морской путь. Соответственно, в этих районах будет сохраняться определённая стабильность. Об этом можно говорить с уверенностью, ведь именно две такие мощные страны, как Россия и Китай, могут выступить гарантом спокойствия и добрососедских отношений.

Приморский край также не останется в стороне от масштабных программ. Интересным в этом плане оказался прошедший в апреле во Владивостоке форум торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества «Приморский край – приграничные регионы КНР».

В ходе форума о проекте «Один пояс – один путь» рассказывал первый секретарь горкома партии Суйфэньхэ Чжао Ляньцзюнь, который предложил начать с малого – синхронно отремонтировать погранпереходы со стороны Приморья и Суйфэньхэ. И это отнюдь не мелочь, ведь комфортное общение позволит более активно развивать туризм, а он в современном обществе играет далеко не последнюю скрипку.

Чжао Ляньцзюнь подчеркнул, что Китай, и в частности провинция Хэйлунцзян, очень заинтересован в партнёрских отношениях с Приморским краем, особенно в транспортно-логистических связях. «В Суйфэньхэ мы намерены создать большой хаб, - сказал он. - Ускоренными темпами ведётся строительство объектов автомобильного и железнодорожного пограничных переходов. В течение трёх лет построим аэропорт Суйфэньхэ, уже в этом году откроем движение на скоростной железнодорожной линии Суйфэньхэ – Муданьцзян, которую в 2019 году продлим до Харбина».

Китайские бизнесмены считают, что благодаря тесному сотрудничеству можно будет решить много проблем в сфере строительства, сельского хозяйства, торговли. «В Приморском крае плодородная земля, есть хорошие условия для развития животноводства, успешен морской, наземный и воздушный транспорт. Наше сотрудничество может быть плодотворным», - прокомментировал г-н Сун, генеральный директор животноводческой компании «ЧжунЦзин», и предположил, что за достаточно короткое время можно будет увеличить поголовье скота в Приморье до ста тысяч. Кроме того, участники форума обсуждали такие проекты, как развлекательная зона «Приморье», модернизация Уссурийской птицефабрики, животноводческого комплекса «Приозёрное», создание парка по переработке отходов.

Международная встреча закончилась подписанием договора о сотрудничестве между некоммерческим партнёрством «Бизнес — Приморью» и комплексной беспошлинной зоной Суйфэньхэ, а также протокола о намерениях между Центром развития экспорта Приморского края и Импортно-экспортной компанией в СКБЗ «Эпиньхуэй».

Справка МК. Суйфэньхэ - небольшой китайский город в округе Муданьцзян в юго-восточной провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики. В Приморье город чаще называют Сунька. Город маленький, не обозначен на картах, да и городом стал только в 1975 году. Население не превышает 200 тысяч человек, большая часть которых - это приезжие. Находится в приграничной зоне с Приморским краем, в двух-трех часах езды на автобусе от Уссурийска или Владивостока. Практически каждый житель владеет русским языком на уровне разговорной речи. Магазины, вывески и прочие обозначения присутствуют и на русском языке.

К оплате за покупки принимают не только китайские юани, но также и рубли, которые, можно сказать, даже более широко используются, нежели национальная валюта. Здесь продается и покупается практически все. Цены до 2015 года были намного ниже, чем в России.

В Суньку – с ветерком!

Туристы из Приморья смогут ездить в Суйфэньхэ на автомобиле.

В Китае семимильными шагами реконструируют пограничный автопереход, для того чтобы в следующем году жители Приморского края могли приезжать в Суйфэньхэ на личном транспорте.

Сегодня туристам все чаще приходится ожидать своей очереди на таможне по нескольку часов. И этим летом положение снова ухудшилось, несмотря на ситуацию на рынке валют. Приморцы продолжают ездить в Китай. Конечно, не все задерживаются в Суйфэньхэ, однако этот город, как и пункт пропуска, – ворота за границу.

Спрос повышается. Сегодня ежедневно около 3000 человек пересекают границу. А пропускные способности нового погранперехода увеличатся в 10 раз: до 6 миллионов пассажиров, 550 тысяч автомобилей и 5,5 млн тонн грузов в год.

На очереди у китайских строителей – новый железнодорожный вокзал. Объект сдадут в эксплуатацию к ноябрю 2015 года. Этот переход представят на Восточном экономическом форуме, который пройдет во Владивостоке 3-5 сентября.

Приморцы открывают магазины… в Суйфэньхэ

Китайцы полюбили шопинг в Приморье. В их рейтинге привлекательности регион занимает верхние строчки, обгоняя Японию, Южную Корею, Таиланд и США. По информации департамента туризма Приморья, за первые полгода 2015 года регион посетили уже больше 135 тыс. туристов, что на 13,6% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Произошло серьезное увеличение турпотока из Китая - на 17%, общее число граждан КНР, прибывших в Приморье, составило 112 тыс. человек.

Однако традиционные маршруты китайских туристов несколько изменились - магазины с шоколадом и молочными продуктами, ювелирные салоны, бутики с иностранной одеждой потеснили продуктовые ярмарки, причем сумма покупок в пересчете на одного покупателя существенно выросла. В условиях, когда за 1 юань стали давать в два раза больше рублей, чем раньше, шопинг для обладателей иностранной валюты стал чрезвычайно выгодным.

Китайцев все чаще привозят в торговые комплексы, на верхних этажах они закупаются ювелирными изделиями, одеждой, часами, затем спускаются вниз, где торгуют продовольствием, и приобретают продукты. Однозначно то, что у китайских туристов пользуются спросом шоколад и шоколадные конфеты... Сгребают с полок водку, конфеты, шоколад, причем дорогостоящие. Житель Владивостока покупает баночку кофе раз в месяц, а гость из Китая за один раз - две-три. Так что сегодня граждане КНР - серьезная категория покупателей, и они делают магазинам выручку.

Алексей Кабанченко, замгенерального директора ОАО «Синергия Восток»:

- В нашей розничной сети - «Уссурийский бальзам» и «ВинЛаб» - не заметили, чтобы китайцы больше стали покупать алкоголя или продуктов. Хотя они нашу продукцию уважают, считают, что она полезна для здоровья. Зато есть другая тенденция. В приграничных территориях (и не только в Приморском крае, но и, допустим, в Биробиджане) китайцы, выезжающие домой, стремятся закупать импортные вина и другой алкоголь, завезенный в Россию из-за рубежа. Он у нас дешевле, чем в КНР. Разница ощутима за счет того, что импортный алкоголь продается еще по прежним ценам, по стоимости до скачка курса доллара.

Юрий Попов, генеральный директор ЗАО «УМЖК «Приморская соя»:

- Мы не ведем мониторинг: больше или меньше стали покупать нашей продукции в магазинах Приморья иностранцы. Общий уровень продаж такой же, как в прошлом или позапрошлом году. Но то, что наши продукты востребованы в КНР, - это факт. Поставки «Приморской сои» в Китай выросли на 30%. Главная причина - валютная конъюнктура. Самый востребованный там продукт - соевое масло в упаковках 4,6 л.

Почему китайцы едут в шоп-туры именно в Приморье? Сказывается падение курса рубля. Как ни парадоксально, брендовые вещи китайского производства здесь дешевле, чем в КНР. Для примера: в Харбине фирменные брюки Zara стоят 600 юаней (6 тыс. рублей), во Владивостоке такие же - 2,5 тыс. рублей. Получается, раньше наши челноки ехали в Китай, теперь - обратный поток. Плюс сейчас в КНР идет большая популяризация России и всего российского, что дает свой результат.

По мнению аналитиков рынка, среди приезжающих китайцев, как и у наших туристов в КНР, есть желающие заработать на поездке. «Оптом» берут прежде всего продовольствие, чтобы потом перепродать на родине. При нынешней курсовой разнице весьма выгодное занятие… Любые наши продукты для китайцев весьма привлекательны. Допустим, 2 кг муки «Макфа» стоят у нас 10 юаней, а аналогичного качества в Китае - 25 юаней.

Не секрет и то, что в Суйфэньхэ все перевернулось с ног на голову: теперь дальневосточники едут туда не покупать вещи, а продавать… продукты.

Китайцы, к примеру, уже успели полюбить магазинчик русских продуктов «Теремъ», который обустроила в Суйфэньхэ жительница Приморья. Предпринимательница из Анучино открыла его в начале февраля, и он полон улыбчивыми покупателями-китайцами.

Жительница Приморья занимается поставками меда уже около пяти лет. Раньше отправляла дальневосточное лакомство в Москву, последние два года - в Суньку. Теперь же, с обострением кризиса и курсом юаня, интерес к ее продукту резко возрос.

Китайцы настороженно относятся к пищевой продукции своей страны. Натуральных товаров у них мало. «Псевдомед» сразу выдает себя: много ошибок на наклейках, засахаренные банки, разбавленные патокой. Когда они видят русскую продавщицу - сразу возникает больше доверия. К тому же она, что называется, держит марку, соблюдает все нормы, делает сертификаты качества, проводит экспертизы. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 19 августа 2015

Заголовок в газете: БРАТСКИЙ НАБЕГ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру