Черепков, Копылов и Николаев о нынешнем Владивостоке

В приличном обществе принято приглашать на день рождения людей, сыгравших большую роль в судьбе именинника. В столице Приморья этот обычай не очень приветствуют. Вот и на 155-летии краевого центра как-то не были замечены градоначальники последних десятилетий. «МК во Владивостоке» решил этот пробел восполнить. 

Черепков, Копылов и Николаев о нынешнем Владивостоке
Фото: bestmaps

Новейшая история форпоста России на Тихом океане выдалась бурной. Скандалы, вынос мэра из служебного помещения на носилках, аресты, митинги, азартный дележ бюджетного пирога, «контры» с президентом России, растаскивание муниципального имущества - все было. Но ведь из песни слов не выкинешь. Три мэра Владивостока, так или иначе прославивших город у моря на всю страну, рассказали, какими своими достижениями в бытность на ответственном посту они гордятся, что за насущные проблемы решали и как оценивают нынешнюю ситуацию в городе.

Ах, какой был полковник!

Виктор Черепков, мэр Владивостока в 1993–1994 гг. и 1996–1998 гг., почетный житель города, экс-депутат Госдумы, капитан первого ранга в отставке:

- Владивосток в бытность моего руководства, как Россия в международных санкциях сегодня, был в полной блокаде со стороны краевой власти. Народ избрал меня мэром на пять лет, а власти меня снимали с должности 16 раз. Но юридически я до сих пор так и остался мэром Владивостока, это признал Верховный суд России. Назначение губернатором врио мэра Толстошеина было незаконно. А это значит, что 90% всей приватизации при его правлении было незаконно, как и деятельность Копылова, который сам себя назначил мэром Владивостока до избрания.

Фактически я городом управлял в первый заход после избрания восемь месяцев и во второй раз - всего один год и 49 дней. И всё это время не имел ни выходных, ни отпусков, работал по 20 часов в сутки, жил в мэрии, потому что соседи и семья боялись, что взорвут квартиру, охотясь за мной. Это была великая битва за Владивосток.

Все - от общественных туалетов, мусоровозов до зданий и сооружений, имеющих стратегическое значение для жизнеобеспечения города, - пока я судился с Ельциным, было приватизировано властью, бандитами, чиновниками и их окружением. Мэрия практически была полным банкротом. До сих пор для многих осталось загадкой, как мы смогли не только обойти, преодолеть все эти преграды, но и сразу же обеспечить город теплом, светом, рассчитаться с долгом. Причем во Владивостоке тогда были самые низкие в России коммунальные платежи, в 40% от стоимости цены при тарифах почти в пять раз ниже сегодняшних, а пенсионеры вообще не платили за услуги.

Обеспечили финансирование широкомасштабного строительства, дорог, переходов, мостов и квартир для народа, а не коттеджей для чиновников. Было приобретено около 150 единиц техники для поддержания чистоты в городе, строительные и дорожно-разметочные машины.

Мне есть с чем сравнить, что надо было сделать для города и народа и чего не сделали при колоссальных возможностях те, кто был все эти годы у руля. Красивый по ландшафту и природе город, одетый в корону величия мостов, но с грязными и босыми ногами задворков, где и проходит вся жизнь простого народа. Которому неуютно и тяжело выживать в городе, где самые высокие цены на все от рождения до смерти, от ЖКХ до булки хлеба. Где народ не видит в упор достижений власти, но из всех щелей слышит фанфары и похвалы в адрес власти, генерируемые огромными пиар-структурами, созданными для восхваления самой властью.

Не хочу никого обидеть, но в моем понимании нынешняя администрация похожа на яловую корову, от которой ни молока, ни рожденного теленка, вдоволь нащипавшую бюджетной зелени, отрыгивающую время от времени и пережевывающую этот бюджет, не забывая о своем брюхе. Мне кажется, что еще после того, как эта администрация уйдет, это отрыгивание и пережевывание будут долго продолжаться. Потому и город по своей экономической сущности все больше становится инструментом для реализации продукции «Спасскцемента». Хочу пожелать горожанам хорошей власти, что служит народу, и хорошего лидера - лучше из молодежи. А я помогу им в этом состояться.

Если в кране нет воды…

Фото: primamedia.ru

Юрий Копылов, мэр Владивостока в 1998–2004 гг.:

- Мне достался в наследство полностью отключаемый от электричества город, бюджетные долги под два миллиарда, долги по заработной плате перед врачами, учителями и два года полностью пустые хранилища по воде. И все эти грехи свалили на меня. При этом по воде были решения правительства еще с 1980-х годов, выделялись деньги, но никто ничего не делал. Я добился приезда сюда правительственной делегации, чтобы они увидели реальное положение дел по воде, канализации, очистным сооружениям - до меня этим вопросом практически никто конкретно не занимался. И этот вопрос как-то начал решаться.

А электричество отключалось по одной простой причине: я так полагаю, что нужно было снять губернатора Наздратенко. Необходимый уголь по линии РАО «ЕЭС» во главе с Чубайсом просто не поступал сюда, а местных углей не хватало, как итог - перебои в выработке электроэнергии. Мне нужно было решить вопрос с долгами и текущими платежами. Бюджет города в ту пору составлял 3,6 млрд руб., а сегодня где-то под 16 миллиардов. Я нашел такую возможность, составил договор с Чубайсом, и с 1999 г. веерные отключения прекратились. Решали мы и проблемы с зарплатой для бюджетников. Было трудно, но мы справлялись.

Мне, отдавшему большую часть жизни Владивостоку, неприятно, что шансы, появившиеся у города с саммитом АТЭС, с наполнением бюджета, до конца не использованы. Город можно было за эти годы и за эти деньги вывести на качественно иной уровень. Мне в принципе не понравилось, когда публика из Спасска пришла к руководству Владивостоком. На мой взгляд, это абсолютно неправильный подход к подбору кадров. Людей надо растить, дать им набраться опыта, и со мной так поступали, прокатывая по всем инстанциям, всем ступеням управления. Когда берут, грубо говоря, завклубом и ставят на управление городом, это просто дикость.

Что мне не нравится в сегодняшней системе руководства городом? Наличие больших денег в бюджете, в пять раз больше, чем при мне, могло многое изменить. Начиная с переселения людей из бараков, ветхого жилья, выноса из центра непотребных зданий и наружных нужников и т. д. Я ведь в свое время снес торговую улицу и сделал пешеходную зону, начал обустраивать набережную. Во многих районах стоят цивилизованные дома, а зайдите внутрь кварталов – выгребные ямы, разбитый асфальт, все запущено! Все это под саммит, под колоссальные деньги можно было давно исправить, благоустроить. Не захотели, не смогли, воли не хватило? Пожелание мое – все это сделать, сегодня возможность для этого, несравнимая с прошлым временем, есть.

И это все о нем?

Владимир Николаев, мэр Владивостока в 2004–2008 гг.:

- Сегодня я занимаюсь разносторонней деятельностью, так или иначе связанной с Владивостоком.

Самое главное достижение для меня - то, что, несмотря ни на какие должности и ранги, я не изменил свою главную позицию: помогать людям. На мой сайт постоянно приходят письма с благодарностями за очередную детскую площадку или путевку в санаторий, критикуют, предлагают что-то новое, но в большинстве своем обращаются с просьбами помочь. Ни одно письмо не остается без ответа. Если помощь нужна и мы можем это сделать, то обязательно делаем.

О своих заслугах я никогда не думал, просто работал со своей командой. Как итог - у нас получилось многое. Долг в бюджете был 2,5 млрд руб., сам бюджет - 2 млрд руб. За год выправили все. Пришлось многое реформировать, уволил тысячу бесполезных чиновников, и 500 млн руб., высвободившихся по зарплате, ушли на погашение долгов по бюджету, которые, кстати, удалось снизить до 700 тыс. руб. Далее мы увеличили бюджет до 3,5 млрд руб. на год. Сохранили тепловые сети города - энергетики хотели забрать за долги в 400 млн руб., решили этот вопрос.

В электрическом транспорте заменили 30 троллейбусов на новые, внедрили льготы ветеранам, пенсионерам, детям и инвалидам от бесплатного проезда до 50%-ной скидки. Жаль, что их убрали. Построили 35 стадионов, новые травмпункты, ремонтировали больницы, купили 30 новых импортных машин для скорой помощи, каждый год тысячу бюджетников отправляли на лечение в санатории.

Создали совет конфессий и почетных граждан, с благословения Патриарха появился кафедральный собор. Заработала программа поддержки культуры: поставили площадки во дворах, где выступали звезды кино и театра.

Строили по 1 млн кв. м в городе в год и на отдельных площадках, и микрорайонами, такими как Лесной квартал, 71-й микрорайон. Набережная только с 2005 г. стала достоянием жителей и по сей день служит. Фонари вот очень жалко, что поменяли. Классический стиль Спортивной набережной, который разрабатывали лучшие дизайнеры, - это стиль Владивостока. Надеюсь, в последующем эта ошибка будет исправлена.

Важно было, что удалось создать молодежные движения, такие как «Молодежь Владивостока», где ребята могли полноценно участвовать в жизни города, в год выдавали 300 сертификатов на бесплатное образование во всех лучших университетах города. Мы и сегодня продолжаем реализацию программ, уже в рамках моего личного фонда.

Поздравляю всех и наш родной Владивосток с днем рождения! Он уникален и неповторим. Мы с единомышленниками будем делать все, чтобы Владивосток становился с каждым годом лучше, а жители чувствовали поддержку.

P. S.

Что оставит после себя нынешняя власть, судить пока рано. Наверное, любой мэр желает добра своему городу, работает так, как получится, - по мере способностей и сил. И, в чем-то соглашаясь с бывшими градоначальниками, где-то видя их лукавство, все же согласимся, что простому горожанину важна не беззаветная борьба за светлое будущее, а хотя бы элементарный комфорт сегодня, сейчас. А его, кроме как на пресловутом гостевом маршруте, в городе у моря так и нет. Наверное, поэтому и не зовут на юбилеи тех, кто может рубануть правду-матку в глаза. Пусть и сами далеко не все сделали, зато они точно знают, что можно сделать на нынешние деньги для родного города. Если он, конечно, для администраторов по-настоящему родной.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 8 июля 2015

Заголовок в газете: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру