Антон Лубченко: «Щелкунчик» даст старт настоящей феерии балетных сюрпризов в нашем театре»

Новость о временном назначении исполняющей обязанности руководителя балетной труппы Приморского театра оперы и балета Натальи Тушинского всколыхнула культурную общественность Приморья

Какие сюрпризы готовятся в оперном доме для любителей балета, - об этом мы пообщались с художественным руководителем театра Антоном Лубченко.

Новость о временном назначении исполняющей обязанности руководителя балетной труппы Приморского театра оперы и балета Натальи Тушинского всколыхнула культурную общественность Приморья

- Какое место сейчас балет занимает в Приморском театре оперы и балета?

- Любой театр может успешно развиваться, привлекая все больше поклонников и ценителей, только когда опера и балет существуют в балансе. Это два равноценных столпа, на которые опирается театр. В первом сезоне мы уже продемонстрировали потенциал в опере, симфонических концертах, хоровых проектах и получили высокую оценку от Валерия Гергиева, Дениса Мацуева и других признанных мэтров классической музыки. Двигаясь вперед поступательно, в этот раз мы решили уделить особое внимание балету. Кроме «Щелкунчика» П. Чайковского, премьера которого завершит 2014 год, в планах постановка еще одного балетного шедевра великого русского композитора – «Спящей красавицы». Таким образом, на сцене театра будут представлены все три кита классического русского балета. Настоящим подарком к Международному женскому дню должен стать балет Л. Минкуса «Дон Кихот». Еще одна сказка оживет в Русском оперном доме осенью – «Золушка» С. Прокофьева. Не стоит на месте и материально-техническая база театра. Уже закуплен балетный пол, который по заказу специально для нашего театра изготавливается в Санкт-Петербурге. Но спектакль - это не только танец. Это декорации, свет, которые помогают полностью реализовать все задумки постановщика. Увидеть балет «в новом свете» позволит обновленное в ближайшее время световое оборудование.

 - Насколько известно, постановкой «Щелкунчика» занимается приглашенный хореограф. А почему не штатный постановщик?

- Это нормальная практика – приглашать на отдельные спектакли человека со стороны. Артисты перенимают новое видение балета, расширяют свои возможности. По рекомендации Мариинского театра для постановки «Щелкунчика» мы пригласили известного балетмейстера из США Эльдара Алиева. Он долгое время был солистом Кировского (теперь – Мариинского) театра, затем продолжил свой творческий путь в Индианаполисе, где возглавил местную балетную труппу. Его работа основывается на высочайших стандартах качества. Работать с профессионалом такого уровня - это бесценный опыт для нашей еще молодого балетного коллектива, который позволит ей выйти на кардинально новый уровень.

 - Вы представили масштабные планы по балетным постановкам на ближайший год. Справится ли с таким темпом труппа?

- Вы правильно заметили: с увеличением репертуара и балетная труппа требует доукомплектации. К сожалению, кадровая работа в балете ранее велась не совсем эффективно. Наша задача – получить боеспособный коллектив, который сможет интенсивно работать как над текущими постановками, так и над премьерами. Для молодого театра, каким является Приморский, другого темпа быть не может. Репертуар, который иной театр собирал по крупицам спокойно в течение десятилетий и веков, мы должны освоить в максимально сжатые сроки. К счастью, я как художественный руководитель сейчас работаю с самоотверженными музыкантами и артистами. Они приятно удивляют меня своей работоспособностью, отдачей и неподдельным интересом ко всему новому.

 - Хватит ли финансирования на все постановки? Не всегда наши желания совпадают с возможностями, особенно когда бюджет достаточно ограничен.

- Под конец этого года у нас непростая финансовая ситуация. Но она далеко некритическая. Театр продолжает работать. Наши двери всегда открыты для зрителя. Каждый день в здании кипит работа. Необходимость такого темпа осознают и полностью поддерживают руководство Приморского края и наши попечители. Когда мы движемся к цели вместе, то любые трудности по плечу. К тому же, экономически новые постановки, разнообразие репертуара привлекут в театр еще больше зрителей, в том числе и туристов.

 - Вы уже заметили, что театр успешен, когда все в нем находится в балансе. Взаимодействие балета и симфонического оркестра – важная составляющая спектаклей. Как понимают друг друга музыканты и артисты балета?

- Есть общепринятая театральная практика, которой мы придерживаемся. Систематически дирижер репетирует произведения под рояль. Так он уточняет темпы с артистами балета. Уже после этого он переносит их на оркестр. Конечно, проходят оркестровые репетиции, генеральные прогоны перед премьерами. Если спектакль затем на сцене ставится регулярно, то он может идти и без оркестровой репетиций. Если же постановка не шла давно, проводится одна короткая репетиция с оркестром перед спектаклем. Уровень мастерства оркестра позволяет в этом полностью положиться на музыкантов. Многие из них играли на ведущих площадках не только в России, но и за рубежом. Театр по праву может гордиться своим симфоническим оркестром, а артисты балета могут быть уверены в нем, когда поднимается занавес.

 - Когда же балетные постановки смогут увидеть не только жители Владивостока, но и весь Приморский край? Возможны ли масштабные гастроли приморского балета по стране, выезды за границу?

- Мы уже провели два краевых фестиваля «Приморский ключ», в рамках которого оперные солисты и симфонический оркестр объездили только в этом году 15 городов края. Сами концерты – это верхушка айсберга. За ними стоит кропотливая и долгая организационная работа. Организовать турне по Приморью наших артистов балета реально, но для этого нужно время на подготовку всего: логистика поездок, необходимое оснащение принимающих площадок по техрайдеру, проживание, питание, информирование зрителей – все это труд, который занимает не одну неделю.

9 и 10 ноября симфонический оркестр театра выступит в Московской консерватории им. П. Чайковского в рамках «Международного хорового конгресса». 2 декабря снова выступление в Москве, а следом за ним – уже 3 декабря – нас примет Мариинский театр. В феврале мы отправимся в Линц (Австрия). Договоренности об этих выступлениях были достигнуты не ранее, чем за полгода, а то и за год до концертов. Мы можем вести переговоры о гастролях балетной труппы также, но для этого нам нужен разнообразный репертуар, способный удивить даже самую взыскательную и искушенную публику. Уверен, что планы, поставленные на сезон, будут успешно осуществлены, а балет-феерия «Щелкунчик» даст старт настоящей феерии балетных сюрпризов в нашем театре.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру