Какой нацпарк нам нужен?

Трудно представить, но природоохранной зоне юга Приморского края – почти 100 лет!

Еще в 1916 году в Хасанском районе был учрежден губернский заказник, которому в 1924 году присвоен статус Государственного природного заповедника «Кедровая падь».

Трудно представить, но природоохранной зоне юга Приморского края – почти 100 лет!

Немного истории

С 1935 по 2004 год он находился в ведении дальневосточных структур АН СССР и РАН, затем был передан в управление МПР РФ и получил статус биосферного резервата ЮНЕСКО с площадью 179 кв. км.

В целях охраны дальневосточного леопарда были созданы в 1979 году заказник «Барсовый» площадью 1069 кв. км и в 1997 году - «Борисовское плато» площадью 634 кв. км. По разным мнениям, эти заказники «закрывают» от 2/3 до 9/10 современного ареала дальневосточного леопарда. В 2008 году на их базе создан федеральный заказник «Леопардовый».

А весной 2012 года постановлением правительства России на базе заповедника «Кедровая падь» и заказника «Леопардовый» был создан национальный парк «Земля леопарда». В итоге появилась единая охраняемая территория общей площадью 280 тысяч гектаров, что составило 60% ареала обитания леопарда.

О нацпарке и его обитателях

Это была победа и результат многолетней напряженной научной, природоохранной, административной работы большого числа людей. В правительстве эту работу курировал вице-премьер Сергей Иванов – именно благодаря ему за последние годы для леопарда сделано очень многое. У самой малочисленной кошки планеты появился реальный шанс выжить. И леопард начал отзываться на заботу – с 2009 года его численность от критических 30 особей постепенно достигла 50-58. Причем специалистами признается, что для его популяции в Приморье сейчас наиболее серьезную угрозу представляет рост численности амурского тигра «при существующей пищевой конкуренции между тигром и леопардом и агрессивным поведением тигра по отношению к леопарду».

Национальный парк охватывает 60% всей территории обитания самой малочисленной кошки на Земле. Национальный парк, кроме леопардов, сохраняет около десятка амурских тигров и массив кедрово-широколиственных лесов. Здесь живут 184 вида птиц и 54 вида млекопитающих животных; 12 видов рыб, 8 видов рептилий и 7 видов амфибий. Необходимо заметить, что в парке «Земля леопарда» нашли свою природную нишу четыре вида семейства кошачьих: дальневосточный леопард, амурский тигр, дальневосточный лесной кот и рысь.

Причем в качестве объектов пищевой конкуренции крупных кошек выступают пятнистый олень, косуля, кабарга, енотовидная собака, барсук, колонок, заяц, лиса, кабан.

Не было печали

Но с разрушением в районе многих производств (судоремонтного, угледобычи, рыбного, животноводства и других), сокращением и выводом отсюда массы воинских частей в конце прошлого века в Хасанском районе, где и размещается большая часть нацпарка, на заповедной территории возникла безработица. Население воленс-ноленс вынужденно «пошло» в лес, чтобы использовать природные ресурсы для еды и на продажу. По мнению «МК во Владивостоке», здесь серьезно возрос уровень браконьерства и незаконного промысла, причем пока сотрудники нацпарка с охраной «Земли леопарда», видимо, до конца не справляются.

За примерами далеко ходить не нужно. Во время поездки по территории «Земли леопарда» мы постоянно сталкивались с фактами придорожной торговли нерестовой красной рыбой, морскими биоресурсами и даже мясом диких копытных.

Да и хроника борьбы с браконьерами на Хасанщине свидетельствует: здешние леса стали настоящей кормушкой не столько для диких кошек, сколько для нарушителей, бьющих самок пятнистого оленя…

«Проблема браконьерства очень серьезна, но в конце весны – начале лета она усугубляется тем, что животные приносят потомство, а потому убийство самок наносит особенно большой ущерб», - рассказал СМИ заместитель директора ФГБУ «Земля леопарда» по охране Евгений Стома.

Тоннель, карьер и прочие «удобства»

…Многим казалось, что с момента создания национального парка решились все проблемы дикого племени и леопарду ничего не остается, как усиленно размножаться. На самом деле (как, кстати, показал недавний «Большой проезд» по территории Хасанского района главы региона Владимира Миклушевского) за последние два года для леопарда, на сохранение которого государство выделяет совсем не маленькие средства, изменилось немногое.

Более того, у кошачьих появились новые проблемы. Например, охраняемая территория их обитания увеличилась многократно, усложнились задачи по ее охране не только от браконьерства, но и от пожаров, незаконных рубок и пр. И, конечно же, приморцев тревожит «долгострой» - строительство подземного автоперехода на территории нацпарка.

Вот и глава края во время посещения Хасанского района отметил: «Район очень красивый и привлекательный с туристической точки зрения. Здесь же расположен национальный парк «Земля леопарда» Однако пока не завершено строительство Нарвинского тоннеля, поэтому жителям и туристам приходится объезжать его по плохой дороге».

Кстати, именно из-за срыва сроков строительства Нарвинского тоннеля Миклушевский уволил директора департамента дорожного хозяйства администрации края Алексея Ширшова. Намедни «МК во Владивостоке» побывал на «стройке века» и убедился: тоннель автоперехода под «Землей леопарда» за два года строительства преодолел чуть больше половины запланированной длины. И навряд ли будет закончен в текущем году…

PS. Впрочем, на территории национального парка есть и другие проблемы, которые нуждаются в решении. Причем не столько местными властями, сколько, очевидно, руководством самого парка.

Как рассказали «МК во Владивостоке» жители района, в июне 2014 года население несколько раз просило руководство нацпарка дать хоть какой-то ответ: что происходит на нашей земле? Почему стоят аншлаги там, где нацпарка нет и в помине? Почему хасанцев штрафуют за нахождение на родной земле? Почему плохо тушат лесные пожары, незаконно строят и копают, как будут обеспечивать население дровами?

Говорят, что никто из нацпарка на сходы местных жителей так не явился…

Из письма, под которым подписались сотни жителей хасанского района

«Весной 2012 года постановлением Правительства России на юго-западе Приморья создан национальный парк «Земля леопарда». Хорошее дело. И хотя не все местные жители поддержали эту идею, но все понимали, что леопарда действительно надо спасать (наш зверь, дальневосточный) и для природы полезно, да и в рамках этого государственного проекта, может, у нас в глубинке как-то жизнь наладится.

Но все пошло как-то не по-человечески. Сразу начались строительство без всяких разрешений даже в заповедной зоне, рубки леса, прокладка дорог, карьеры - все это с огромными ущербами государству, нашему Приморскому краю.

Последней каплей, переполнившей чашу нашего терпения, стало то, что весной этого года на районное совещание по готовности к лесным пожарам от нацпарка не приехал НИ ОДИН человек! И проверка показала, что они не просто не готовы к тушению пожаров, а даже и не собирались это делать.

Этот лес вырос на моих глазах, здесь мы сажали и ухаживали за посадками кедра, спасали от незаконных вырубок и разных вредителей, боролись с бесконечными пожарами.

И именно этот лес в полном объеме вошел в нацпарк. Мне и моим товарищам очень больно смотреть, как гибнет труд всей нашей жизни».

С уважением Виктор Юрьевич Шагов, с.Барабаш Хасанского района Приморского края.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру