Окопные письма

Сохранить память о ВОВ многие приморцы считают своим долгом

Отец Светланы Михайловны председатель сельсовета села Соколово Михаил Соколов погиб на фронте в 1942 году и был похоронен в братской могиле. Светлана Михайловна, которой в ту пору не было еще и шести лет, до сих пор помнит, как всей семьей провожали отца на войну.

Сохранить память о ВОВ многие приморцы считают своим долгом

Вести с фронта поверх каракуль

«У мамы вместе со мной было четверо детей, нас всех посадили на дрожки, и мы ехали вместе несколько километров. Дальше мама повезла папу на сборный пункт, а мы пошли обратно пешком. Шли и ревели в голос. Плакала мама, плакал и отец. Позже в письмах он признавался, что даже на сборном пункте не смог скрыть свои чувства – так тяжело ему далось прощание с семьей, он как будто чувствовал, что больше никогда нас не увидит», - вспоминает Светлана Михайловна.

Отец писал семье. Писал, как шли к Ленинграду. Он перенес семь ранений, но, видимо, чтобы не расстраивать своих, непосредственно о боевых действиях сообщал коротко. В основном писал, что очень скучает по жене и детям. Всегда напоминал сыновьям и дочерям: слушайтесь маму и не забывайте отца. Бумагу для писем доставал где мог. Возможно, это были подобранные в пути листочки из школьных тетрадей с каракулями первоклассников, на которых он передавал о себе весточки с фронта. В последнем письме Михаил Степанович сообщал: «Завтра в бой, не знаю, останусь ли в живых». А потом пришла похоронка. Также на листочке из школьной тетради... Чистом.

Мать Светланы Михайловны замуж больше не вышла. Работала, поднимала на ноги детей. Хранила и перечитывала письма своего мужа.

- Боль потери отца я пронесла через всю жизнь. И эта сила подвигла меня на то, чтобы собирать по крупицам сведения обо всех фронтовиках, живших и ныне живущих в Находке. Важно собрать и оставить потомкам эту память, - рассказала «МК во Владивостоке» Светлана Михайловна. - Когда я начала отдавать этому делу все свои силы, подключила к нему детей, взрослых, мне многое удалось.

Вот уже более двадцати лет Светлана Кузовова работает педагогом дополнительного образования в Доме детского и юношеского туризма и экскурсий Находки на базе школы № 25 «Гелиос», где развивает историко-краеведческий музей и руководит Клубом воинской славы. Стараниями Светланы Михайловны и ее сподвижников в свет вышло уже три сборника под названием «Завещано - помнить», которые подарены ветеранам и направлены в городские библиотеки. В этих сборниках собраны биографии, фронтовые воспоминания сотен ее земляков. И за каждой из этих историй стоит кропотливая работа как самой Светланы Михайловны, так и ее помощников, в том числе и школьников.

– Нам удалось собрать сведения более чем о 200 наших земляках. Это священная память! Мы с ребятами искали везде, ходили по квартирам, ездили уточнять информацию в другие населенные пункты. Ведь когда я начинала эту работу, даже в военкомате не было полного списка наших фронтовиков. По нашим сведениям, на фронте погибли 585 человек, призванных из совсем небольшой тогда Находки. Были не только добровольцы, многие шли воевать по призыву и со слезами, понимая, что могут не вернуться. Под смертью на фронте ходили все, не только бойцы. Одна из жительниц Находки, прошедшая войну санитаркой, вспоминала, с каким риском для жизни она стирала и кипятила бинты в специальных бочках. Ведь огонь разжигать вблизи линии фронта было смертельно опасно. Помогают в поисках и сами ветераны, которые передают в музей на бережное хранение и на память потомкам бесценный материал - боевые трофеи, документы, ордена, фотографии. На одном из таких снимков запечатлена встреча однополчан на местах боевых сражений у мемориала. На стеле выгравированы слова: «Вы, живые, знайте, что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли. Мы стояли насмерть у темной Невы. Мы все погибли, чтобы жили вы».

- Я постоянно читаю школьникам эти строки, и всегда у меня при этом стоит ком в горле, перехватывает дыхание, - признается Светлана Михайловна. - Неправда, что современные дети от всего этого очень далеки! Детям это необходимо, это очень важно для них! Они с таким интересом собирают по крупицам факты, слушают рассказы про героев войны, изучают боевые биографии наших земляков. Особенно эмоционально реагируют на все, что связано с войной, ученики четвертых-шестых классов. В нашем школьном музее собрана полная информация и обо всех пяти находкинцах - Героях Советского Союза, удостоенных этого звания на фронтах Великой Отечественной. Ученики хорошо знают имена и подвиги Виктора Блохина, Сергея Ионова, Бориса Сидоренко, Алексея Ларионова и Филиппа Макитрука. Важно ведь правильно донести до подрастающего поколения нашу историю. Я стараюсь это делать как с помощью документальных свидетельств ушедшей эпохи, так и с помощью оставшихся в живых ветеранов. Мы постоянно устраиваем встречи поколений, и окрыленными уходят с них не только сами ветераны, но и ребята.

Александр Никулин – русский моряк

«Мне кажется, я вернусь живым», - писал с фронта приморский прозаик Александр Никулин.

С начала Великой Отечественной и до ее победного конца Владивосток ежедневно отдавал фронту грядущей победы лучшее, что в нем было, — своих людей. Среди ушедших из Владивостока на поля сражений и погибших в боях за Родину имя известного в 30–40-е годы прошлого века приморского прозаика Александра Никулина, полного тезки героя советского военного фильма.

Родился Никулин в 1910 году в Сибири, в 1929 году по мобилизации ВЛКСМ был направлен на Дальний Восток, на возрождавшийся флот малого каботажа. Несколько лет ходил в моря, работал на катере, краболове, в 1935 году — матросом 1-го класса на легендарном ледоколе «Красин», вскоре стал журналистом краевой газеты «Красное знамя», написал несколько книг.

По воспоминаниям друзей-приморцев, Саша Никулин был очень жизнерадостным человеком, чудесным рассказчиком, трудолюбивым моряком и писателем, мужественным бойцом.

С началом войны журналист «Красного знамени» Никулин рвется на передовую. Но добивается призыва только в начале 1943 года. После недолгой учебы в Москве на курсах подготовки младшего комсостава лейтенанта Никулина направили в части морской пехоты, где он командовал взводом стрелков из противотанковых ружей и провоевал на самом переднем крае войны до своей гибели совсем недолго — полгода.

В перерывах между боями Александр Никулин написал книгу «Дорога в Сандагоу» и записал несколько рассказов и очерков о фронтовиках-приморцах; все они были опубликованы в «Красном знамени». А еще он писал письма во Владивосток своим родным и знакомым, несколько из них чудом сохранились.

«Дорогая Марина! Ваше письмо мне принес на передовую один ст. сержант. В темноте я его сунул в карман шинели и продолжал отдавать приказания по отрывке основных и запасных позиций. В этот день мы захватили немецкие траншеи, и я устраивался к ночи, закрепился в окопах противника. 150 метров отделяют нас от фрицев.

В эту ночь я много думал. Весь октябрь прошел в боях. Много перерыл я земли белорусской, ее освобождая, ведь только она, земля, спасает от бомб и собак мин.

…Пищу нам привозят на передовую рано утром и поздно вечером, когда темно.

Бывают такие дни, когда немец переходит в контратаки, он врывается в наши траншеи, мы забрасываем его гранатами, кричим «ура!», он убегает, а тогда мы врываемся в его траншеи, тоже забрасываем гранатами, кричим «ура!», он, немец, стреляет из пулеметов и оставляет свои позиции. После отхода фриц нас начинает забрасывать минами.

Мне почему-то кажется, что я живым вернусь из этого боя.

Сейчас буду кушать трофейный белый хлеб, мясные консервы, масло. Жалко, что не успел захватить вина. Крепко обнимаю и целую. П.П. 53758-Ъ, Александру Никулину. 2 ноября 1943 года».

«Мы, пять человек, устроились жить в маленьком немецком блиндажике, который находится в немецких траншеях в сосновом лесу. Зима. Шумят деревья. Недалеко от нас озеро Задрач и пустынные голые поля. С болью в сердце я смотрю на несжатую полосу. Невольно вспоминаю Некрасова:

«Только не сжата полоска одна! Грустную думу наводит она».

В блиндажике я сделал несколько полочек для коптилки, продуктов и воткнул прутья, на которые повешены автоматы. Вечером ходил на озеро глушить рыбу гранатами. Принес котелок, а когда начал чистить, вспомнил Владивосток, Амурский залив, где я ловил корюшку и навагу.

Мечтаю о том, как нас отведут от фронта на отдых. Это будет, видимо, скоро.

У нас зима. Метет пурга. Мы пятеро сидим под землей, топим трофейную печку и рассказываем друг другу разные истории.

Очень жалко мне моих боевых товарищей, павших в боях за родину. В последнем бою я потерял четверых друзей.

Мариночка, если бы вы знали, как хочется получать письма издалека, от вас… пишите, дорогая, почаще, пишите обо всем. Крепко жму вашу руку и крепко обнимаю и целую. Мариночка, пришлите свое фото… Саша. 5 декабря 1943 года».

Вскоре приморский писатель погиб в боях за освобождение Белоруссии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру