Кулик, и немножко неровно

Владивосток увидел выставку «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве»

Название выставки «Украшение красивого» происходит от одноименной серии работ Валерия Кошлякова, который в качестве основы для своих картин-импровизаций использовал старые театральные фотографии с красивыми актёрами.

Владивосток увидел выставку «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве»

…Напомним, что искусство ХХ века выстраивалось на оппозиции авангарда и китча и категорически отвергало «эстетику прекрасного», узурпированную массовой культурой, индустрией рекламы и шоу-бизнеса. Тем не менее художники авангарда периодически использовали возможности эстетического китча, и именно китч стал ресурсом художественной модернизации.

Со временем многие направления авангарда популяризировались и вошли в сферу эстетического китча. Китч накладывался на авангард, авангард на китч. Встречи, столкновения и слипания авангарда и китча – эстетического и антиэстетического – до сих пор и во многом определяют некоторые векторы развития современного искусства. Поэтому на выставке «Украшение красивого» вот уже несколько лет так легко объединяются оригиналы и копии, сопоставляются примитивы и образцы настоящего искусства.

Теперь с успехом проехавшаяся по стране выставка как очередной эксперимент отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи с актуально-современным искусством, по мысли ее организаторов, надолго (до 31 мая 2014 года) и бесплатно выставлена в краевом центре Приморья на территории центра современного искусства «Заря».

Самоочевидно, что у китчевого проекта исскуственного искусства нашлось много плюсов и немало минусов.

Например, на выставке не состоялось ожидаемого рандеву приморцев с дюжинами настоящих картин дюжих мастеров-художников.

По факту оказалось: вынесенные на афишу китч-проекта Виноградов и Дубосарский лишь чуть-чуть раскрашивают огромные фотографии, Кулик немного шокирует, остальные представленные на «Заре» художники креативно, но не очень впечатляюще специализируются каждый на своём. В целом же, по мнению экспертов и эстетов, существующий не первый год китч-проект Третьяковки вовсю демонстрирует дальневосточной провинции основную проблему эстетики актуально-современного искусства – перманентный кризис идей.

Отдел новейших течений Государственной Третьяковской галереи образован в октябре 2001 года с целью изучения, коллекционирования и экспонирования авангардных тенденций в российском искусстве со второй половины ХХ столетия по настоящее время. Коллекция отдела является крупнейшим собранием современного русского искусства и насчитывает около 2000 произведений. В экспозицию выставки во Владивостоке вошли работы 25 художников.

Как пояснила «МК во Владивостоке» куратор центра современного искусства «Заря» Екатерина Крылова, в состав экспозиции были отобраны лучшие работы 25 современных художников. В числе которых Сергей Ануфриев, Константин Звездочетов, скандально известный Олег Кулик, не менее известный дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, авторов ироничных постмодернистских трактовок мировых шедевров (например, «Утро в сосновом бору» Ивана Шишкина), Валерий Кошляков, Андрей Хлобыстин, Дмитрий Цветков, Мария и Наталья Арендт, Григорий Майофис, Елена Берг, Диана Мачулина, Ирина Нахова, Витас Стасюнас, Георгий Пузенков, Ростан Тавасиев, Сергей Шутов и другие.

- Выставка сталкивает два пласта изобразительного искусства, - отметила Катя Крылова. – Это так называемое традиционное искусство – произведения русского китча: коврики с кошечками, расписные клеенки, «открыточная» живопись для украшения интерьеров, которые на протяжении всего ХХ века служили для создания уюта среднестатистического домашнего очага - сначала крестьянского, потом пролетарского. Но нами представлены и работы современных художников, исследующих в своем творчестве штампы «красивого», тиражные образы масскульта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру