Туризм по-приморски

Планы по превращению Приморья в турцентр Дальнего Востока с многомиллионным потоком отечественных и иностранных туристов иначе как амбициозными не назовёшь

Первая реакция на них - скепсис: мол, куда туристы приедут - климат у нас пока не курортный и пирамид древних нет. Логичен вопрос: за счёт чего поток туристов в считаные годы вырастет в десять раз? Маниловщина ли это или реально достижимая цель?

Планы по превращению Приморья в турцентр Дальнего Востока с многомиллионным потоком отечественных и иностранных туристов иначе как амбициозными не назовёшь

Об этом «МК во Владивостоке» поговорил за чашкой чая с Еленой Сорокиной, директором приморской туристической компании «Пасифик Вест», которая после многих лет, отданных выездному туризму, обратила внимание и на туризм внутренний.

Есть приманка для туристов?

- Решить, куда поехать за рубеж, понятно, давно не проблема – были бы деньги. А как обстоят дела с внутренним туризмом?

- Сама по себе идея сделать Приморский край туристическим центром замечательна. Перспективы в этом направлении, можно сказать, самые многообещающие. Думаю, всё туристическое бизнес-сообщество охотно примет участие в реализации губернаторских планов. Другой вопрос, что для достижения поставленной цели необходимо выполнение целого ряда условий.

В идеале для развития туристической отрасли необходимо иметь несколько составляющих.

Во-первых, должны быть объекты, интересные туристам. Например, уникальные архитектурные, культурные и исторические места, хорошо бы – культовые. Или же создать развитую курортно-развлекательную индустрию. Либо лечебно-оздоровительный комплекс и индустрию активного и экстремального отдыха – спорт, охота, рыбалка и т. п. Словом, Приморью необходимо то, что привлечёт в край нашенский туристов разных стран, разного статуса, дохода, менталитета и т. д.

- Архитектурных, культурных и исторических объектов, уже сейчас привлекательных для туристов, скажем откровенно, у нас не густо.

- Согласна. И при этом большей частью они сконцентрированы во Владивостоке, но… хватает их всех на 2-3 экскурсии. Есть палеодеревня и морской музей в Находке, есть чжурчженьское городище в Уссурийске, есть ещё что-то, но все объекты можно счесть по пальцам двух… ну, хорошо – четырёх рук. У нас нет древностей, подобных тайской Аютае или египетским пирамидам, сконцентрированных в одном месте.

- А как же революционное и советское прошлое?

- Да простят меня ценители советской истории, но иностранных туристов, мечтающих поглазеть на памятники и мемориальные таблички, посвящённые нашему недавнему прошлому, немного. Если что и может вызвать интерес, так это бывшие военные объекты как символ закрытого несколько десятилетий города – тихоокеанского форпоста СССР.

- Ну, хорошо. А что тогда у нас есть с точки зрения профессионала? Развлекательная индустрия?

- Она также пока не развита. Открытие игорной зоны в значительной мере закроет эту нишу. Думаю, что именно она, по крайней мере в ближайшие годы, станет главным туристическим объектом Приморья для иностранцев, в первую очередь из КНР. К слову, насколько я знаю, после того как в РФ в 2009 году ввели запрет на азартные игры, число приезжавших в Приморье жителей Поднебесной, где азартные игры также запрещены, резко сократилось.

Но одной игорной зоны недостаточно. Любой город, стремящийся к гордому званию туристической Мекки, имеет хотя бы один современный центр развлечений: аквапарк, Диснейленд или что-то подобное. Насколько я знаю, строительство такого центра планировалось и в Приморье, на Русском. Вот только когда эти планы воплотятся? У нас ведь даже для жителей Владивостока на данный момент нет пусть скромного парка развлечений. Что уж говорить о туристах.

Хотя… Объекты для лечебно-оздоровительного туризма у нас есть. Один медицинский центр на острове Русском чего стоит. Плюс Шмаковские минеральные источники. Но будет ли этого достаточно?

Здесь вам не курорт!

- Ещё есть экстремальный, спортивный и экотуризм.

- Насколько я могу судить, этот сегмент у нас тоже не слишком развит, хотя следует признать, что в последнее время работа в этом направлении ведётся очень активно.

Мне кажется, несколько сотен уникальных природных объектов Приморья (да-да, счет идет именно на сотни!), национальные природные парки и заповедники – достаточно привлекательная «замануха» для туристов. Другой вопрос, что подавляющее большинство из них малоизвестны не только за рубежом или в России, но и в самом Приморье! Сколько сможете назвать навскидку? Пять-десять? Вряд ли больше. И даже эти объекты туризма труднодоступны.

Для любителей экстремального туризма уже сейчас, в общем-то, созданы все условия. Их много-то и не надо – сама природа обеспечивает. А вот со спортивным сложнее. Например, можно интенсивно развивать становящийся всё более популярным горнолыжный спорт. Да, Сихотэ-Алинь не Альпы и не Кавказ. Но высоких сопок и крутояров, на которых можно было бы проложить трассу, предостаточно.

- Услышим ли мы рекламу курортов Приморского края?

- Увы, климатические условия не способствуют их развитию в нынешнем виде... Но привести в порядок пляжи, обустроить базы отдыха, наладить сервис вполне по силам. Другой вопрос, кто, как и на каких условиях будет этим заниматься.

Сегодня в самых популярных местах летнего пляжного отдыха – на Шаморе, в Ливадии, Андреевке или Славянке - можно увидеть примерно одно и то же: неказистые щитовые домики и площадки под палатки, примитивные «уличные» удобства, не очень чистые пляжи и минимум сопутствующего сервиса. Есть, конечно, и добротные «бунгало», но это скорее исключение, чем правило. И за всё это сомнительное «великолепие» с отдыхающих берут не самые маленькие деньги. Минимум 2000 рублей в сутки за двухместную фанерную хибарку с допотопной мебелью и удобствами на улице. А уж про дороги, которые ведут к этим зонам отдыха, и говорить не приходится…

Между тем зоны отдыха обязаны стать туристическими объектами. Дело за малым. Могу ошибаться, но, насколько понимаю, с теми, кто занимается пляжным отдыхом, не заключают долгосрочных договоров аренды земли, а без этого никто вкладываться в туризм не станет.

Куда селить будем?

- Многократное увеличение потока туристов требует соответствующего развития, в первую очередь гостиничного и ресторанного сервиса, транспорта и медицины.

- 10-12 миллионов туристов в год - это 27-33 тысячи приезжих ежедневно. Это в среднем. То есть в пиковые сезонные периоды туристов будет в 2-3 раза больше. И всех их следует обеспечить местами в отелях, питанием, проездом, лечением в случае экстренных обращений. Причём и отели, и питание должны быть на достойном уровне. Вряд ли туристы, поселенные в номера с совковой мебелью и пещерным сервисом, будут хорошо отзываться об отдыхе в Приморье. Готов ли наш край к многомиллионному потоку туристов? Уверена, что пока нет…

Должна быть развитой инфраструктура, обеспечивающая прибытие и пребывание туристов, – морские и воздушные порты, автомобильные и железные дороги, коммуникации (сотовая связь и Интернет), службы сопровождения (гиды и переводчики).

Кстати, о транспорте. Если мы хотим привлечь в наш край как можно больше наших соотечественников, то необходимо решать вопрос с увеличением числа авиарейсов и проблему стоимости перелёта из европейской части России во Владивосток. Очень многих россиян останавливают от путешествия в Приморье либо сложности с перелётом, либо дороговизна авиабилетов.

- А до приезда их нужно ещё заманить к нам...

- А вот это, пожалуй, наиглавнейшая компонента – реклама Приморья, продвижение и позиционирование края на внутреннем и международном уровне как туристического центра. Можно иметь недостаточное или избыточное количество объектов туристического внимания. Можно иметь малобюджетные или роскошные гостиницы с не очень внимательным либо вышколенным персоналом. Можно принимать в аэропорту разваливающиеся самолёты компаний-лоукостеров или шикарные авиалайнеры. Но всё это будет иметь мало смысла, если о Приморье и достопримечательностях края за его пределами никто ничего не будет знать. Кто в России не слышал о курортах Краснодарского края? Вот так же и в нашей стране, и за рубежом люди должны слышать и знать о туристском Приморье.

Причем если все предыдущие аспекты – объекты, отели, транспорт и т. д. – могут и должны финансироваться в основном за счет частных инвесторов, то продвижение края, его популяризация – это задача, решением которой должны заниматься главным образом власти Приморья и Владивостока.

Да, отдельные объекты могут и должны рекламировать сами себя. Но весь край как туристическую Мекку способны «продвинуть» только региональные власти. По крайней мере, на начальном этапе, если мы стремимся достичь искомой цифры в 10-12 миллионов туристов год в кратчайшие сроки.

Не поехать ли в Египет?

- Кстати, о выездном, а конкретнее, о приграничном туризме. Какие у него перспективы в свете упрощения безвизового режима в Суйфэньхэ?

- Для приморцев приграничные города Китая – Суйфэньхэ и Хуньчунь, Янцзы и Муданьцзян – давно стали привычными местами отдыха. Одни едут туда «оттянуться», другие – прикупить недорогие товары, третьи – подлечиться. Так питерцы ездят на выходные в Москву, а москвичи – в Санкт-Петербург. Поездки в приграничный Китай перестали быть экзотикой для большинства приморцев. И это нормально.

Введение упрощённого режима в Суньке, с одной стороны, позволит поддержать интерес приморцев. Но одной этой меры уже недостаточно. Если не будет качественных перемен, инерции надолго не хватит. Китайская сторона должна предложить россиянам что-то новое. И задача приморских турфирм, желающих сохранить этот сегмент рынка, – помочь принимающей стороне найти эти новые фишки. Просто едой или шоп-турами уже никого не удивишь…

- Правда ли, что приморцы, «наевшись» приграничным Китаем, все чаще хотят заглянуть к соседям дальше и глубже?

- Не могу сказать, что спрос на «дальний» Китай активно растёт. Тем не менее, на мой взгляд, Далянь, Харбин, Чаньчунь, Шанхай, Пекин – эти и многие другие города КНР в ближайшее время действительно станут более популярными у жителей Приморского края.

Если говорить о более далёких путешествиях, то и здесь просматривается похожая тенденция. Например, отдых в Таиланде, Вьетнаме или Южной Корее стал для приморцев таким же привычным, как Турция или Египет для жителей европейской части России. Пресыщения курортами АТР пока ещё нет, но наблюдается стабильный рост интереса приморцев к странам Средиземного моря. Кстати, стоимость такой путёвки даже с учётом трансфера через Москву соразмерна цене отдыха в Таиланде, а впечатления уже совсем иные.

- А Россия? Я имею в виду ее западные и центральные регионы. Есть ли у приморцев патриотическое желание побывать по ту сторону Урала с туристическими целями?

- Вполне могло бы быть. Все зависит от стоимости авиабилетов. Точно так же, как жителей центра РФ, цена авиаперелёта удерживает многих приморцев от турпоездки, например, по знаменитому российскому «Золотому кольцу».

Впрочем, мне кажется – рискну это предположить, что руководство Приморского края настроено решительно в вопросе развития внутреннего туризма. Практика показывает: если будут недорогие авиабилеты на чартерные рейсы для туристов из Москвы или Белгорода, то такие же авиарейсы будут и для приморцев, мечтающих побывать в Эрмитаже или на Куликовом поле. Во всяком случае, я очень на это надеюсь.

Виктор Горчаков, председатель Законодательного Собрания Приморского края:

- Закон «О туризме и туристской деятельности на территории Приморского края» аккумулирует опыт, накопленный в регионе, и реализует перспективные направления в развитии туризма. Губернатор Владимир Миклушевский неоднократно выступал с идеей использовать туризм как один из важных экономических рычагов развития края. Нужно привлекать туристов из-за рубежа, создавать благоприятные условия для внутреннего туризма в Приморье и на Дальнем Востоке. Это непростая задача. Она требует вложения средств, опыта и профессионализма людей, организующих туристическую деятельность. Администрация края в последние годы внимательно изучала опыт наших соседей – Китая, Гонконга, Сингапура, как им удается добиться серьезных успехов в сфере туризма при наличии тех ресурсов, которыми они обладают. Все это учтено в законе. Думаю, он будет работать на пользу общего дела. Главный шаг по реализации этого закона – введение первых объектов развлекательной зоны в бухте Муравьиной под Артемом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру