Пойдем другим путем

Москва отказалась от создания Дальневосточной республики?

Государственная корпорация по развитию Сибири и Дальнего Востока, похоже, умерла, так и не успев родиться. К такому выводу пришли эксперты, изучая последние события вокруг планов правительства по освоению региона.

Москва отказалась от создания Дальневосточной республики?

Развивать Восточную Сибирь и Дальний Восток, похоже, решили более традиционным способом. Президент России Владимир Путин подписал указ о создании Министерства по развитию Дальнего Востока. Созданную структуру возглавил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, бывший губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев.

Обнародованная ранее информация о том, что создаваемая государственная корпорация будет выведена из подчинения кого-либо, кроме самого президента, вступает в серьезное противоречие с последними кадровыми и структурными решениями президента. Похоже, в деле освоения региона партия тех, кто предпочитает работать проверенными командно-административными методами с опорой на старую гвардию, победила рыночное лобби.

Грандиозные замыслы

Законопроект о создании госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока подразумевал, что в зону ответственности госкорпорации войдут 16 субъектов Федерации: Алтай, Бурятия, Якутия, Тыва, Хакасия, Камчатка, Приморье, Забайкальский, Красноярский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская и Чукотская автономии.  Озвучивалось, что главной задачей структуры должно было стать привлечение инвестиций в освоение территории Сибири и Дальнего Востока и эффективное использование природных ресурсов.

Госкорпорацию планировалось наделить небывалыми преференциями. В частности, говорилось об особом порядке наделения госкорпорации правами на пользования недрами, лесными угодьями и земельными участками для реализации инвестпроектов  без предусмотренных действующим российским законодательством конкурсов и аукционов. Для большинства инвесторов подобный порядок был бы выгоден. В первую очередь это те, кто планировал вкладывать средства в освоение сибирских и дальневосточных месторождений полезных ископаемых: на получение разрешительных документов на пользование недрами у российских инвесторов уходили годы. А иностранцам зайти на российский рынок было гораздо сложнее.

Кроме всего прочего, проекты госкорпорации планировалось вывести из-под контроля местных властей. Сама госкорпорация держала бы отчет только перед президентом России. За что с легкой руки интернет-сообщества создаваемая структура получила название «Дальневосточная республика».

Идея создания госкорпорации родилась не сегодня. Ей, как минимум, шесть лет. Однако максимально близко сторонники освоения Сибири и Дальнего Востока рыночными методами, но в режиме ручного управления со стороны государства подошли к реализации задумок нынешней весной. Главным лоббистом выступил глава МЧС Сергей Шойгу.

Перед президентскими выборами идея нашла неожиданную поддержку Владимира Путина, который распорядился детально проработать инициативу и подготовить соответствующий законопроект. Что и было сделано в срочном порядке.

Однако вскоре идея лишилась главного своего лоббиста. Глава МЧС покинул министерский пост, став губернатором Московской области. После чего об идее создания Дальневосточной республики даже и не вспоминал.

На Дальний Восток нет денег?

Одновременно с этим планы по созданию государственной корпорации были подвергнуты резкой критике со стороны Министерства финансов. Финансисты утверждали, что Россия в настоящий момент не готова к таким тратам – только прямые бюджетные вложения в инфраструктурные проекты госкорпорации оценивались более чем в 40 триллионов рублей.

Некоторые косвенные свидетельства говорят о том, что российское правительство отказалось от создания госкорпорации.

В частности, планировалось, что законопроект должны были внести на рассмотрение Государственной Думой в середине мая. Это было необходимо для того, чтобы депутаты могли бы рассмотреть законопроект хотя бы в первом чтении до саммита АТЭС. В этом случае проект госкорпорации был бы презентован в рамках деловой части форума.

Однако в конце июня Государственная Дума уходит на летние каникулы. И рассматривать законопроект, который по планам должен был стать жемчужиной деловой программы саммита, будет просто некому. Скорее всего, наполеоновские планы будут скорректированы, и ничего революционного мы не увидим.

Инвесторам не надо?

Еще одной возможной причиной коррекции планов ряд специалистов называют тот факт, что идея создания налогового рая на Дальнем Востоке не вызвала бурных восторгов в среде западных инвесторов.

Европейские и американские деньги заманить в Россию довольно трудно. Основной причиной тому сами зарубежные бизнесмены называют высокий уровень коррупции в стране и отсутствие четких правил игры. Под давлением контролирующих инстанций ушли из проекта освоения Ковыткинского нефтегазового месторождения британская BP, сократили свои доли в проекте «Сахалин Энерджи» и Харьягинском проекте американская Exxon Mobil и французская Total. Компании неоднократно подвергались проверкам Минприроды и налоговых органов. При этом проверкам, как утверждают западные инвесторы, необоснованным.

Кроме всего прочего, европейские и американские инвесторы затаились в ожидании второй волны экономического кризиса. Европейские рынки уже лихорадит. Нестабильно и на российском рынке.

Финансовые эксперты уверены, что сейчас настало время для сохранения капитала. Большинство экономистов сходятся во мнении, что в ближайшие несколько лет бизнесменам стоит воздержаться от опрометчивых инвестиций в долговременные проекты.

Энергетический придаток Китая?

Впрочем, подобный поворот событий отнюдь не означает, что Россия отказывается от привлечения денег иностранного капитала. Некоторые признаки указывают на то, что в ближайшие годы наша страна своими стратегическими партнерами видит государства Юго-Восточной Азии, и прежде всего Китай. Во-первых, азиатские рынки, как показала практика, существенно меньше подвержены кризисным явлениям – из кризиса 2008 года Китай, к примеру, единственный вышел с существенным ростом экономики. А во-вторых, китайские бизнесмены менее разборчивы в связях.

Если, к примеру, на Западе скандал, связанный с, возможно, не самым прозрачным происхождением состояния ответственного за привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику первого вице-премьера Игоря Шувалова, обернулся оттоком европейских и американских портфельных инвесторов, то китайские партнеры продолжали переговорный процесс как ни в чем не было. Философия «цель оправдывает средства» характерна не только для ордена иезуитов, но и для китайского бизнеса.

В настоящий момент Китай испытывает серьезный недостаток энергоресурсов. Объемы потребления энергии в стране значительно превышают объемы и темпы ее производства, в структуре которого преобладает каменный уголь. Этот фактор в свою очередь снижает эффективность энергетической отрасли, поскольку производительность тепловых электростанций, работающих на угле, значительно уступает АЭС, ГЭС, а также ТЭС, топливом для которых является природный газ. Кроме того, они наносят большой ущерб окружающей среде и ухудшают экологическую обстановку в стране.

Другой проблемой является то, что наиболее развитыми с экономической точки зрения и, как следствие, потребляющими больше всего энергии районами являются восточные регионы Китая. В то же время основные энергодобывающие мощности расположены на западе. Уже сейчас от недостатка энергии страдают крупные промышленные районы Пекина и Шанхая.

Для исправления положения Китай готов вкладывать существенные средства в российские энергетические проекты. Уже сейчас Россия и Китай ведут работу над подготовкой крупного совместного проекта в Восточной Сибири. Ожидается, что уже в этом году Иркутск-
энерго и китайская гидроэнергетическая корпорация China Yangtze Power займутся строительством двух гидроэлектростанций в Восточной Сибири. Инвестиции в проект оцениваются примерно в 4 миллиарда долларов. Планируется, что для его реализации будет создано совместное предприятие с равными долями каждой из сторон.  Большая часть электроэнергии будет направляться на экспорт в Китай.

Полным ходом идут работы и по увеличению экспорта электроэнергии в Китай. ОАО «Восточная энергетическая компания» совместно с компаниями-партнерами реализует ряд инвестиционных проектов по строительству новых сетевых и генерирующих мощностей.

В этом году поставки российской электроэнергии в Китай превысят 2,5 миллиарда кВт/ч. Однако в планах  увеличить их до 18 миллиардов кВт/ч. Для этого запланировано  строительство нескольких новых электростанций в Хабаровском крае, в Амурской области и, возможно, в Приморье. Российская сторона в реализации этих проектов  рассчитывает на китайские инвестиции.

Промышленные инвесторы?

Кроме того, на стадии проработки находится проект создания совместного российско-китайского инвестиционного фонда. Работу по его созданию также курирует первый вице-премьер России Игорь Шувалов.

Проект подразумевает участие  Российского фонда прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорации. Целевой размер фонда превысит 4 миллиарда долларов. Российская сторона уже озвучила, что фонд будет инвестировать средства в промышленные проекты на территории Дальнего Востока. Приоритеты уже названы. Это инновационная энергетика, аэрокосмическая индустрия, фармацевтика, фармакология, а также телекоммуникационные и информационные технологии.

Ряд экспертов также сходятся во мнении, что в ближайшем будущем Китай откроет на Дальнем Востоке и свои автомобильные заводы. Продукция китайского автопрома набирает популярность в западных регионах России. За последние несколько лет качество китайских машин существенно улучшилось, и в соотношении «цена – качество» они вполне могут побороться за российского потребителя. В том случае, если запретительные меры в отношении подержанных японских авто вступят в силу, дальневосточный рынок, по оценкам аналитиков, вполне может принять продукцию китайского автопрома. Особенно если машины будут выпускаться в России.

По некоторым данным, китайские автогиганты уже присматривают площадки под организацию производства. В качестве наиболее подходящего места для строительства автозаводов сейчас называются окрестности приморского Артема – район обладает всей необходимой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой.

В том случае, если эти проекты получат помощь со стороны властей, пусть даже не в рамках госкорпорации, а в виде Министерства по развитию Сибири и Дальнего Востока с широкими административными полномочиями, результаты появятся уже в самое ближайшее время. Как быстро умеют строить китайцы, все мы знаем.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру