Город без власти

Депутаты Думы г. Фокино создали прецедент, поставивший под сомнение укрепление вертикали власти

Очередной кризис муниципальной власти в Приморье может в очередной раз вывести регион в законодатели моды. Теперь - политической. Дума закрытого территориального образования город Фокино самораспустилась.

Депутаты Думы г. Фокино создали прецедент, поставивший под сомнение укрепление вертикали власти

Депутаты Думы города Фокино, возможно, сами того не подозревая, создали прецедент, который поставил под сомнение саму идею укрепления вертикали власти.

Семеро из двадцати народных избранников написали заявления о сложении с себя депутатских полномочий.

Семь для Думы Фокино – знаковое число. Это 35 процентов депутатов. После их выхода из Думы представительный орган власти оказался нелегитимным – нет необходимых для работы двух третей депутатов от их списочного состава. В том случае, если кто-то из народных избранников не одумается, суд будет обязан принять решение о роспуске Думы и назначить новые выборы.

Под вопросом теперь судьба и назначенного Думой сити-менеджера Фокино Виктора Тихоновича.

Конфликт интересов?

Конфликт между местными элитами в Фокино длится уже не один год. Депутаты Думы ЗАТО Фокино одними из первых внесли изменения в Устав муниципального образования, отменив прямые выборы мэра города, заменив его сити-менеджером. При этом главой городского округа ЗАТО Фокино становился председатель Думы города Евгений Бочаров.

Сам Евгений Бочаров ушел в отставку в декабре прошлого года – после его избрания депутатом Законодательного Собрания края. Исполняющим обязанности главы городского округа стал депутат Николай Шарапов.

Одним из первых распоряжений Шарапова в ранге и. о. главы округа стало увольнение Тихоновича с поста сити-менеджера, отмененное затем судом.

Суть противостояния, по мнению экспертов, в том, что местные элиты в городе никак не могут договориться между собой. Работа городской Думы практически полностью парализована. Депутаты не собирались на заседание уже три месяца. Из-за этого, например, Николай Шарапов не может избавиться от приставки «и. о.».

Депутат ЗСПК Евгений Бочаров в своем письме на «малую родину» - коллегам из Думы ЗАТО Фокино - утверждает, что руководство городского округа загнало ситуацию в тупик: «Городской округ не принимает участия в реализации федеральных программ, до настоящего времени не принято решение о выделении денежных средств из местного бюджета, необходимых для повышения заработной платы различным категориям бюджетной сферы, счета администрации заблокированы, что не позволяет провести аукционы на проведение ремонта жилых домов, придомовых территорий, не решается проблема с транспортом».

Сам Бочаров предлагает Думе ЗАТО Фокино добровольно сложить с себя полномочия и провести новые выборы.

Часть депутатов именно так и поступили. Дума лишилась необходимого кворума и должна быть распущена по решению суда уже в самое ближайшее время.

Особая территория

Закрытое административно-территориальное образование Фокино – территория с особым статусом. На территории России сегодня 45 ЗАТО. Обычно такой статус присваивается населенным пунктам, где расположены предприятия по производству или утилизации оружия массового поражения, ядерные объекты.

ЗАТО Фокино относится к последним. Во-первых, это военно-морская база атомных кораблей Тихоокеанского флота: тут стоят тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» и большой разведывательный корабль «Урал». Оба корабля, правда, выведены из состава ВМФ и ожидают утилизации.

Кроме этого, в состав ЗАТО Фокино входит поселок Дунай, где располагается 30-й судоремонтный завод ВМФ. Предприятие специализировалось на малом и среднем ремонте АПЛ и перезарядке их реакторов. Именно здесь в 1985 году при перезарядке реактора АПЛ К-431 произошла, пожалуй, самая известная в Приморье ядерная авария, в результате которой погибли 10 человек, а территория в радиусе пяти километров (по другим данным – 30 километров) оказалась в зоне радиационного загрязнения.

Также на территории ЗАТО Фокино, в бухте Павловского, функционирует и предприятие «Росатома». Это ядерный могильник, где хранятся отработавшие свой срок ядерные реакторы с выгруженными активными зонами и загрязненные секции аварийных АПЛ.

Безвластия избежали?

Решение о роспуске Думы ЗАТО Фокино на самом деле таит немало опасностей. До избрания нового состава депутатского корпуса территория могла оказаться в состоянии полного безвластия. Роспуск Думы означает автоматическую отставку и главы городского округа – он избирается исключительно из состава депутатов.

Кроме этого, в отставку должен был бы уйти и сити-менеджер – он назначается на должность исключительно на период полномочий городской Думы. А нет Думы – нет и сити-менеджера.

Городу Фокино здесь несказанно повезло – безвластия в закрытом территориальном образовании не будет. В Уставе ЗАТО есть строка о том, что контракт с главой администрации города (читай - сити-менеджером) заключается на период полномочий Думы, но не менее чем на два года. Контракт с Виктором Тихоновичем был заключен 3 августа 2010 года. И его обязательные два года истекают, соответственно, лишь в августе, а пока ему предстоит исполнять обязанности главы администрации города.

Последствия

Решение фокинских депутатов, чреватое роспуском Думы, продемонстрировало всей стране скрытый изъян системы отказа от прямых выборов мэра. Если бы в Уставе ЗАТО отсутствовала строка о двухлетнем минимуме для сити-менеджера или решение о роспуске Думы было бы принято в сентябре, муниципальное образование осталось бы одновременно и без Думы, и без главы администрации. Жизнь города была бы полностью парализована.

Новые выборы Думы – это как минимум три месяца. Как минимум на три месяца без зарплат оказались бы учителя и врачи, муниципальные служащие. Некому было бы заключать договоры, к примеру, на покупку бензина для машин скорой помощи, на вывоз мусора и поставку лекарств.

Федеральные власти обычно крайне трепетно относятся к обеспечению стабильности в подобных городах. Однако в ЗАТО Фокино, судя по всему, четко отлаженная система дала сбой.

Благие намерения?

Введение института сити-менеджеров было предложено в конце прошлого десятилетия федеральным центром. Система предусматривала отказ от всенародных выборов мэра: главу муниципального образования избирали бы депутаты местной Думы из числа самих же депутатов. А для решения задач оперативного управления городом депутаты назначали бы главу администрации – сити-менеджера.

Введение подобной системы должно было способствовать тому, чтобы мэрами не становились случайные люди, в первую очередь политики-популисты.

Неспроста идея введения института сити-менеджеров появилась в конце 2000-х годов. Рейтинги «Единой России» в те годы позволяли партии власти обеспечить квалифицированное большинство в любом законодательном органе власти – начиная от Государственной Думы и заканчивая Думами муниципальных образований. Как следствие, система обеспечивала бы появление полностью подконтрольных партии власти глав городов и районов.

Как выяснилось на практике, у системы есть и свои минусы. Если в Госдуме, к примеру, федеральный центр может обеспечить консолидированное принятие силами депутатов от «Единой России» любого решения, то на муниципальном уровне включаются другие механизмы.

Перегибы на местах?

Депутаты от «Единой России»  здесь  отнюдь не монолитное большинство. У многих из них есть свои бизнес-интересы и политические амбиции. И зачастую интересы коллег по фракции партии власти прямо противоположны. «Единая Россия» далеко, а своя рубашка  ближе к телу. Последние конфликты в Приморье – тому подтверждение. В Дальнегорске, к примеру, среди тех, кто пытался инициировать отставку мэра, не только представители оппозиции, но и депутаты-единороссы – собственные интересы для многих оказались выше партийной дисциплины.

Такая же ситуация и в Думе ЗАТО Фокино: в числе тех, кто сложил свои полномочия, поставив под сомнение легитимность представительного органа власти, не только коммунисты и сраведливороссы, но и члены фракции «Единая Россия».

Для того чтобы сохранить свое место, сити-менеждеру приходится зачастую работать отнюдь не на благо местных жителей. Ведь он ими не избирался и им неподконтролен. Чтобы обеспечить себе переназначение на новый срок, сити-менеджер вынужден обслуживать не интересы горожан, а соответствовать лишь требованиям местных элит.

Еще одним минусом оказалось и то, с какой легкостью любое муниципальное образование может выпасть из вертикали власти. Ситуация в Фокино показала, что любой город можно оставить без власти вообще. Для этого, как оказалось, Думе достаточно всего лишь самораспуститься.

Отказ от вертикали?

Многие политологи уверены – от института сити-менеджеров федеральный центр может отказаться уже в самое ближайшее время.

Прослеживается прямая аналогия с возвратом к прямым выборам губернаторов. Напрасно думать, что этот шаг – лишь уступка оппозиции. В Кремле, похоже, осознали неэффективность системы, при которой губернаторы, неподконтрольные жителям территории, по сути, забывали о их существовании, преследуя лишь свои интересы. Отнюдь не блестящий результат «Единой России» на выборах в Государственную Думу в декабре 2011 года во многих регионах обусловлен не столько недоверием к федеральному центру, сколько недовольством действиями губернаторов на местах.

От института сити-менеджеров  федеральному центру, возможно, придется отказаться по той же причине: интересы партии не всегда совпадают с интересами партийцев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру