Жители мертвого городка

В Приморье из-за смены статуса военных городков семьи бывших военнослужащих могут остаться без крыши над головой

Военнослужащие, кто смог, разъехались. Жилые дома остались брошенными. А те, кто не смог, остались в городке, сохраняя надежду на получение нового обещанного многочисленными заявлениями главкома и Минобороны жилья.

В Приморье из-за смены статуса военных городков семьи бывших военнослужащих могут остаться без крыши над головой

Когда армия была большой

Когда-то Ляличи-21 были типичным военным городком, которых во времена Советского Союза немало понастроили по соседству с воинскими частями по всему Дальневосточному военному округу (ДВО), в том числе и в Приморье. Как правило, таким населенным пунктам присваивался статус «закрытых», поскольку проживали там только военнослужащие и их семьи. И чужаков сюда не пускали. Разве что заезжих артистов, и то не дальше сцены местного ДОФ.

В Ляличах-21, как и во всех военных городках, был свой уклад жизни, где последнее слово всегда оставалось за женой командира в/ч. В отличие от «цивильных» городов и поселков здесь всегда было хорошее снабжение продовольствием и ширпотребом. Даже в голодные постперестроечные времена. Из-за нехватки квартир в Ляличах-21 всегда были забиты две гостиницы и общежитие. И еще в городке никогда не было проблем с ЖКХ...

В новые времена

Ляличи-21 образца ноября 2011 года – это свободный доступ на некогда закрытую территорию. Это полупустые классы местной школы, «убитые» внутриквартальные дороги, фонарные столбы с разбитыми плафонами вдоль тротуаров, закрытые магазины, руины некогда мощного банно-прачечного комбината, развалины пекарни и более десятка пустых многоквартирных домов.

Правда, в некоторых еще живут люди, одна или две семьи на подъезд, а то и на весь дом. Остальные жильцы, после очередного сокращения в Вооруженных силах, разъехались кто куда. Ходят слухи, что скоро выселят и последних аборигенов гарнизона. Поскольку коммунальным службам невыгодно содержать, освещать и отапливать фактически пустые и разграбленные дома, а также обслуживать территорию бывшего военного городка.

Последние из «аборигенов»

Отставной прапорщик Сергей Осипенко проживает в Ляличах с июня 1978 года. Он один из немногих остался с семьей в гарнизоне после всех реформ. Остался, потому что иного жилья, кроме двухкомнатной квартиры общей площадью 51,18 кв. м, у них нет. Сегодня в казенной двушке на втором этаже 5-этажного дома № 167, когда-то полученной от Министерства обороны РФ, живет военный пенсионер Сергей Михайлович с супругой Ольгой Михайловной, две их дочери, Марина и Наташа - инвалид с детства, и две внучки, 2009-го и 2011 года рождения.

В квартире Осипенко сыро и прохладно, чуть теплые батареи не справляются со своими обязанностями. Поэтому в дело идут электрообогреватели. Такая же ситуация во всех немногих обитаемых квартирах пятиэтажки. Продуваемое ветрами строение давно требует ремонта, его крыша течет, канализация забита, в подвале сточные воды по грудь.

Но, по словам его жильцов, управляющая компания ОАО «Славянка», ее Уссурийский филиал, даже пальцем здесь не пошевелила, чтобы хоть что-то сделать. Хотя квитанции на оплату содержания жилья присылает регулярно. И на жалобы на отвратительное качество обслуживания «управляйка» не реагирует.

Жители дома подозревают, что руководство ОАО «Славянки» делает все, чтобы граждане покинули свои ведомственные квартиры, выданные много лет назад по распоряжению Министерства обороны.

ОАО «Славянка» - крупнейшее в России предприятие, занимающееся управлением специализированного жилищного фонда военных городков МО РФ. В составе совета директоров ОАО «Славянка» - министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Именно он подписал скандальные приказы о продаже стадиона ТОФ и Дома офицеров во Владивостоке.

Шансы растут. Очередь стоит

Сергей Осипенко прослужил 19 «календарей». Почти все время в Ляличах. В мае 1999 года его признали нуждающимся в улучшении жилищных условий и включили в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС) по в/ч 22486, в которой он тогда служил. К тому времени у супругов Осипенко подрастали две дочери.

Кроме того, Сергей Михайлович, на тот момент уже бывший прапорщик, относился к 3-й категории граждан – участников подпрограммы, подлежащих переселению из закрытых военных городков за счет федерального бюджета. Он полагал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих и обеспечении жильем некоторых категорий граждан» ему гарантировано обеспечение жильем вне очереди, так как у него за плечами 19 лет службы в бронетанковых войсках!

В 2004 году военный пенсионер Сергей Осипенко был 309-м в сводном списке кандидатов на получение ГЖС от Дальневосточного военного округа. В 2005 году - уже 142-м. Казалось бы, до заветной цели рукой подать, но очередь неожиданно остановилась. Как объяснили очередникам, задержка сроков обеспечения государственными сертификатами произошла из-за недостаточного финансирования программы. Так как согласно Постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 их выпуск производился в пределах лимитных ассигнований.

В июне 2008 года бывший прапорщик Осипенко был включен в список участников программы выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002–2010 годы. Что, естественно, увеличивало его шансы на улучшение жилищных условий.

Но Сергей Михайлович тогда еще не знал, что в 2008 – 2010 годах Дальневосточному военному округу лимитные ассигнования для отселения граждан из военного городка Ляличи не выделялись. В связи с чем оформление государственных сертификатов указанной категории граждан не производилось.

Сам виноват!

В 2009 году Родина преподнесла бывшему танкисту Осипенко еще один «подарок». Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года № 1330-р военный городок Ляличи-21 был исключен из перечня «закрытых» военных городков ВС РФ, имеющих свой жилищный фонд. Теперь это был не «закрытый», а «открытый» населенный пункт!

Для бывших военнослужащих, таких как прапорщик Осипенко, годами стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, это был удар ниже пояса. Постановление Правительства от 15 сентября 2009 года № 1330-р лишило их права на получение долгожданного государственного жилищного сертификата от Министерства обороны России.


Из обращения семьи отставного прапорщика Сергея Осипенко к премьер-министру Владимиру Путину:

- Уважаемый Владимир Владимирович, Вы помогаете переселенцам из других регионов России и ближнего зарубежья. Строите для них дома. А что нам делать? Уезжать из Приморья туда, где дают квартиры? Пожалуйста, большая просьба, разберитесь сами. Не посылайте по инстанциям, потому что они не дадут конкретного результата.

Писали супруги Осипенко и депутату Госдумы Светлане Горячевой, за которую когда-то голосовали. И тоже без результата.

В поисках правды весной 2011 года прапорщик-отставник обратился в департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ. Но заместитель руководителя департамента И. Василенко лишь подтвердил его бесправие. Как оказалось, после снятия с военного городка Ляличи-21 статуса «закрытый» Сергей Михайлович должен был встать на учет в органах местного самоуправления как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Но он этого не сделал. Поэтому лишился права выбора:

- жилого помещения в собственность бесплатно,

- жилого помещения по договору социального найма,

- единовременной денежной выплаты на приобретение или на строительство жилого помещения.

То есть, следуя логике чиновника из Минобороны РФ, со ссылкой на Постановление Правительства от 15 сентября 2009 года № 1330-р, бывший прапорщик сам виноват! Поэтому не видать ему новой благоустроенной квартиры. И, может статься, что и старой тоже. Только в Ляличах несколько десятков семей бывших военнослужащих, не вставших на учет в органах местного самоуправления. Их что, тоже попросят на улицу?

Рано вешать нос

Казалось бы, против Минобороны РФ не попрешь. На самом деле не все так печально. В распоряжении редакции «МК во Владивостоке» оказалась телеграмма ОБК № 52/152 от 2 сентября 2011 года за подписью врио командира в/ч 06426 полковника А. Остапенко. Приводим ее текст с небольшими сокращениями, из которого сразу все станет понятно.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Куда: расчет пересылки

Кому: командиру

Довожу указание Командующего войсками округа № 25/Р/7656 от 02.09.2011

В целях исполнения распоряжения Правительства РФ и внесения изменений в жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ ТРЕБУЮ:

1. Провести беседы и выявить из граждан (уволенных, утративших связи с РФ), проживающих в служебных жилых помещениях, желающих отселиться из нижеуказанных военных городков путем получения государственного жилищного сертификата или квартиры:

5-я армия

- Надеждинский район, п. Раздольное номер 81, номер 86,

- Октябрьский район, п. Липовцы,

- Пограничный район, с. Барано-Оренбургское номер 57,

- Спаский район, с. Красный Кут номер 21.

- Ханкайский район, п. Камень-Рыболов номер 1,

- Хасанский район, п. Зарубино номер 1,

- Бикинский район, с. Розенгартовка номер 2,

- Уссурийский район, с. Ляличи.

2. В срок до 9.09.2011 года представить телеграммой списки граждан, изъявивших желание отселиться из вышеуказанных военных городков. Все данные в адрес начальника штаба округа полковника Фролова В.П.

 

резолюция Командующего 5-й армии:

1 Командирам воинских частей организовать исполнение.

2. В срок до 15.00 9.09.2011 представить вышеуказанные данные телеграммой через повседневный командный пункт 5-й армии.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как видим, в этой телеграмме упомянуты и Ляличи. Значит, «открытый» статус села уже не играет отрицательной роли в пролучении ГЖС? Но, как рассказали местные жители из бывших военных, никто никакого опроса по поводу переселения среди них не проводил ни в сентябре, ни в октябре.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру